Биография
Приложение:
А трудные годы были счастливыми…
Возрождение духовной жизни в Архангельске началось в конце 80-х годов. Тогда в нашем городе было всего лишь три действующих храма: кафедральный Свято-Ильинский собор, соломбальская церковь Мартина Исповедника и небольшой кладбищенский храм Всех Святых. Сложилось так, что воцерковление многих прихожан началось именно в маленьком Всехсвятском храме, настоятелем которого вот уже много лет служит протоиерей Василий Лапко, рассказавший корреспонденту «Архангельского епархиального вестника» о своей судьбе и жизни своего прихода.
Путь к священному сану.
Я родился на Украине, в семье верующих. Мои родители были очень благочестивыми, учили и нас веровать. Помню, как мама учила молиться нас с братьями, сама молилась за нас.
В церковь я начал ходить сразу, как только встал на ноги. Но в детстве, как и многие мои сверстники, мечтал об обычной гражданской специальности, не думал тогда, что буду священником. Так я стал авиатехником по самолету и двигателям. В армии попал в авиационые части.
А мои братья стали священниками. Отец Иоанн сейчас является настоятелем Свято-Вознесенского храма в Сыктывкаре. Он автор многих книг, проповедей. Средний брат, отец Димитрий, служит священником в городе Луцк, на Украине.
В моем решении стать свяшеннослужителем решающую роль сыграл старший брат Иоанн. Произошло это так: после армии я поехал в Архангельск, к брату, который уже был настоятелем храма Всех Святых. И я никогда не забуду ту ночь, когда мы говорили с ним, как брат с братом. В его словах, том наставлении, которое он мне преподал, была Божья благодать. Именно тогда я решил: буду священником.
После женитьбы меня рукоположили во диакона. Это произошло в 1977-м году в городе Каргополе, в единственном действовавшем тогда храме Рождества Богородицы. Помню, я был просто поражен, что здесь, на Севере, так много прекрасных церквей.
Какое-то время я был соборным диаконом, служил в Илиинском кафедральном соборе города Архангельска. Поскольку я был одним из самых молодых диаконов, Владыка Исидор часто брал меня с собой в поездки по всей епархии. В 79-м году епископ рукоположил меня в сан священника и направил в Мурманск, где я отслужил более шести лет в Свято-Никольском храме. Оттуда меня направили в Сыктывкар, а с 1989-го года я несу послушание здесь, в Архангельске.
Трудности в жизни «служителей культа».
Служение в церкви в 70-е годы было связанно со многими трудностями. Когда я после армии пришел в нашу Епархию, и стало известно о моих намерениях получить священнический сан, уполномоченный по делам религии был очень возмущен: как же так? Молодой человек сразу после армии, комсомолец (хотя я комсомольцем никогда не был), отличник боевой и политической подготовки — и хочет стать служителем культа?! Власти оказывали всяческое противодействие не только мне, но и всем тем молодым людям, которые хотели стать священниками. При этом наши епископы не в силах были противостоять уполномоченному по делам религии Архангельской области. Но, кстати, в Мурманске уполномоченный по делам религии был значительно лояльнее и мягче, чем его архангельский коллега.
Любые хозяйственные проблемы (например, проводка электрики в кафедральном соборе) могли решаться только с разрешения уполномоченного. То же касалось и треб. Без разрешения этого чиновника мы не могли ни крестить, ни отпевать, а если это происходило без специального разрешения, священника немедленно вызыали «на ковер» к уполномоченному. Чтобы получить такое разрешение, я обязан был писать заявлениие: разрешите мне, такому-то, совершить крещение или отпевание. Если чиновнику было угодно, он писал соответсвующим образом: разрешаю Василию Ивановичу (всегда называлось только гражданское имя) провести вышеуказанные требы. Люди на этой должности требовали от священников полноты информации. Часто в их нечистоплотных руках оказывались церковные книги с данными о том, кто и когда крестился, а затем это становилось достоянием местных газет, что в те времена оборачивалось крупными неприятностями для людей. Нам, священнослужителям, в свою очередь, из-за этого переставали доверять наши потенциальные прихожане. Но в 87-м году обстановка в стране измненилась. Поменялось отношение государства к церкви, печатные издания, публиковавшие ранее о священнослужителях только фельетоны, начали писать о жизни церкви правдивые и серьезные материалы, печатались даже проповеди священников. Вскоре отменили институт уполномоченных, и церковь стала жить нормальной уставной жизнью.
Но тем не менее, те трудные застойные времена были для меня счастливыми: я был молод, крепок здоровьем, у меня подрастали любимые дети.
Мне приятно, что за свой век я успел послужить со многими известными иереями и епископами. Некоторых из них я рекомендовал для принятия сана, и эти священники служат теперь во многих епархиях. Так, например, епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима я знаю очень давно, он тогда еще носил мирское имя. Мы с ним служили и в нашем храме Всех Святых.
Новая жизнь «Архангельского епархиального вестника».
Одной из самых ярких страниц моего служения было возрождение газеты «Архангельский епархиальный вестник». На возобновление издания меня благословил Владыка Пантелеимон. Большого опыта в журналистике у меня не было, хотя в армии я работал военкором, писал заметки. Но о работе редактора не имел никакого понятия. Позже над созданием номеров вестника уже работали пять человек, среди них был опытный профессиональный журналист Андрей Захаров, ставший главным редактором. В нашем храме он долгое время числился псаломщиком. Работать тогда было сложнее, чем сейчас. Все делалось вручную или печаталось на обычной печатной машинке. Было трудно, хлопотно, но нам очень хорошо помогали многие прихожане. Первые номера газеты начали выходить в 92-м году, и я до сих пор помню мою первую статью о том, как мы служили панихиду по убиенному сотруднику УВД, погибшему при исполнении своих обязанностей.
О приходской жизни
В нашем приходе сейчас два священника, диакон, псаломщик, чтецы, хор, очень старые прихожанки, верные наши помощницы.
Сейчас мы духовно окормляем воинов и стражей порядка — городское УВД. Нас часто приглашают на принятие присяги, другие мероприятия, где необходимо напутствие церкви. Часто выполняем требы в первой городской больнице, навещаем детские дома, крестим и причащаем детей. На Пасху и на Рождество мы всегда стараемся сделать им какие-нибудь подарки. Наш приход активно оказывает материальную и духовную помощь глухонемым детям. Отец Алексий Жаровов, диакон прихода, организовал для этих детей воскресную школу, там же работает преподавателем и его супруга. Общаются в этой школе необычно — с помощью жестов. Такие церковные школы для глухонемых есть пока только в столицах.
А в целом жизнь нашего храма такая же, как и во многих обычных русских церквях.
Михаил МУЗЫКИН // Архангельский епархиальный вестник. 2003. Сентябрь.
|