Белое Духовенство



Флоренский Павел Александрович

  
  
Сан:  иерей
Дата рождения:  9 / 21.01. 1882 г. 19 век
Дата смерти:  8.12. 1937 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Флоренский Павел Александрович (9/21 января 1882, Евлах, ныне Азербайджан — 8 декабря 1937, Ленинград), священник, религиозный мыслитель и ученый.
Окончил Тифлисскую классическую гимназию. В 1900-1904 гг. учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета.
В 1908 г. окончил Московскую Духовную академию, был доцентом и профессором академии по кафедре истории философии (с 1908 по 1919 г.).
Редактировал журнал "Богословский Вестник" (1912-1917). В 1911 г. рукоположен в сан священника. Был священником Сергиево-Посадской церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста. С 1918 — член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В 1921-1924 — профессор ВХУТЕМАСа по кафедре "Анализа пространственности в художественном произведениях" на печатно-графическом факультете. С 1921 — член Карболитной комиссии ВСНХ и научный сотрудник Государственного экспериментального электротехнического института (ГЭЭИ); редактор "Технической энциклопедии", где опубликовал ок. 150 статей. Летом 1928 Флоренский был выслан в Нижний Новгород. Вернувшись из высылки, продолжал работать в ГЭЭИ. Был вновь арестован в ночь с 25 на 26 февраля 1933. В заключении работал в г. Сковородино на Мерзлотоведческой станции и в Соловецком лагере особого назначения (переведен в 1934 г.) в лаборатории, где исследовались возможности производства йода и агар-агара из водорослей.
25.11.1937 вторично осужден особой тройкой НКВД по Ленинградской области. Расстрелян на Левашовой пустоши под Ленинградом.
Свою жизненную задачу Флоренский понимал как проложение путей к будущему цельному мировоззрению, синтезирующему веру и разум, интуицию и дискурсию, богословие и философию, искусство и науку. Отвлеченные концепции были ему чужды, и он называл свои построения "конкретной метафизикой": "Построение его (мировоззрения) — характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала" (Свящ. Павел Флоренский. Соч. Т. 1. М., 1994, с. 38). Богословские труды Флоренского принадлежат к области православной апологетики. Он разрабатывал тематику теодицеи и антроподицеи. Одной из основных характеристик бытия в его нынешнем падшем состоянии Флоренский считал антиномичность. Мир надтреснут, и причина этого — грех и зло. Путь теодицеи возможен не иначе как благодатною силою Божею, антиномичность преодолевается подвигом веры и любви. В конечном итоге теодицея основана на "Столпе и утверждении Истины", т. е. на Церкви. Антроподицея (оправдание человека) решает вопрос, как согласовать веру в то, что человек создан по образу и подобию Божию, совершенным и разумным, с наличным его несовершенством и греховностью. В основе антроподицеи Флоренского лежит идея очищения и спасения человека, освящения и обожения человеческого существа. Центральный вопрос антроподицеи — христологический: о воплощении Бога Слова и соединении человека со Христом в таинствах Церкви. Путь антроподицеи возможен не иначе как Силою Божиею и совершается: 1) в строении человека как образа Божия, 2) в освящении человека, когда он из грешного становится освященным, 3) в деятельности человека, когда религиозно-культовая, литургическая деятельность является онтологически первичной и определяет и освящает мировоззрение, хозяйство и художество человека. В своем понимании Софии-Премудрости Божией Флоренский пытался осмыслить культовые памятники — софийные храмы и иконы, гимнографию. Свои взгляды он основывал главным образом на учении св. Афанасия Великого, хотя не противопоставлял их учению Церкви о том, что София есть Христос: "Прежде всего, София есть начаток и центр искупленной твари, — Тело Господа Иисуса Христа, т. е. тварное естество, воспринятое Божественным Словом" (Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины // Сочинения. Т. 1 (1). М., 1990. с. 350). Одновременно Флоренский рассматривал Софию как особый многозначный символ, позволяющий раскрыть связь всего бытия со Христом: София — Церковь в ее земном и небесном аспектах; София — Пресвятая Богородица, Дева Мария; София — "идеальная личность человека", т. е. образ Божий в человеке, его Ангел-хранитель; София — Царство Божие, "пред-существующая, за-предельная реальность"; София — "миротворческая мысль Божия"; София — "существенная красота твари". Тенденция перенесения своих мнений по проблемам софиологии из области религиозной философии в область церковной догматики была чужда Флоренскому.
Язык Флоренский понимал онтологически. Между языком и реальностью существует субстанциальная, а не условно-субьективная связь. У бытия есть два связных модуса: один обращен вовнутрь, сосредоточен и укоренен в своей глубине, но бытие являет себя энергетически и вовне. Символ и есть бытие, которое больше самого себя. Имена и слова суть носители энергий бытия: они суть не что иное как само бытие в его открытости человеку, они есть символы бытия. Познание переживается Флоренским как брак бытия познающего с бытием познаваемым, как взаимодействие их энергий. Флоренский полагал глубинную связь имени собственного и его носителя: "Итак, именем выражается тип личности, онтологическая форма ее, которая определяет далее ее духовное и душевное строение" (Свящ. Павел Флоренский. Имена. М., 1993. С. 70). Флоренский обосновал философские корни "имеславия", увидев в "имяборчестве" стремление к разрушению символов, аналогичное иконоборчеству, результат влияния позитивизма и номинализма. Имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя Божие.
Флоренский развивал мысль о ритмически сменяющихся типах культур — средневековой и возрожденской. Признаками субьективного типа возрожденской культуры являются раздробленность, индивидуализм, логичность, статичность, пассивность, интеллектуализм, сенсуализм, иллюзионизм, аналитичность, отвлеченность, поверхностность. Ренессансная культура Европы, по убеждению Флоренского, закончила свое существование к началу 20 в., и с первых годов нового столетия можно наблюдать первые ростки культуры нового типа. Признаки обьективного типа средневековой культуры: целостность и органичность, соборность, диалектичность, динамика, активность, волевое начало, прагматизм (деяния), реализм, синтетичность, аритмология, конкретность, самособранность. Основным законом падшего мира Флоренский считал закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания Хаоса во всех областях мира, предоставленных самим себе. Хаосу противостоит Божественный Логос. Средневековая культура, коренящаяся в религиозном культе, борется с человекобожнической возрожденской культурой, несущей в своих глубинах начало Хаоса. Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого следует культура. Флоренский верил в возможность "райской цельности творчества" в любую эпоху и связывал ее с доступной человеку духовной гармонией, что живет в глубине личности.

БЭКМ / Игумен Андроник (Трубачев), С. М. Половинкин

8 декабря 1997 года исполнилось 60 лет со дня гибели священника Павла Флоренского. Общественность Москвы отметила эту дату проведением дней памяти отца Павла.
Утром 8 декабря в Богоявленском Патриаршем Соборе состоялась панихида по убиенному иерею Павлу и всем в годы гонений за веру жизнь свою положившим. Панихиду совершил настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк.
В 14 часов многие москвичи собрались у дома № 16 по улице Бурденко. С 1915 года и в течение долгого времени в этом доме жила семья Флоренских. В шестидесятую годовщину со дня смерти отца Павла в квартире Флоренских создан музей, а на стене дома открыта и освящена памятная доска. Ее автор — московский скульптор Валентин Кочетков. На поверхности зеленого мрамора помещен выполненный в бронзе портрет Флоренского, воспроизведен и автограф выдающегося богослова. Чин освящения мемориальной доски совершил епископ Бронницкий Тихон, главный редактор Издательства Московской Патриархии. Со словами благодарности ко всем, принявшим участие в создании музея обратился игумен Андроник (Трубачев) — внук отца Павла Флоренского.
По окончании церемонии открытия и освящения памятной доски состоялась первая экскурсия по музею-квартире отца Павла, которую проводил игумен Андроник (Трубачев), инициативе и неустанным трудам которого музей обязан своим появлением.
Вечером 8 декабря в концертном зале им. П.И. Чайковского состоялся концерт памяти священника Павла Флоренского и всех Новомучеников и Исповедников Российских.
Дни памяти отца Павла Флоренского завершились конференцией "Пути духовного развития в русском искусстве 20 века", которая прошла 9 декабря в конференц-зале Государственной Третьяковской галереи.

Литература:
П.А. Флоренский: Арест и гибель / Сост., вступ. ст. Д.Ю. Васильева. Уфа: Градо-Уфимская Богородская церковь, 1997. 254 с.: ил.


 
Библиография

   1   Кирьянов О.. Дни памяти отца Павла Флоренского. Московский Церковный вестник. Москва. Издательство Московской Патриархии. 1997 . № 11-12 (96-137)..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–