Белое Духовенство



Кочуров Иван Александрович

  
  
Сан:  протоиерей
День ангела:  25.06/07.07
Место:  рождения: Рязанская губерния, с. Бигильдино-Сурки
смерти: Царское Село
погребения: Царское Село, собор в честь вмц. Екатерины.
Генеалогия:  отец — Кочуров Александр, священник
мать — Кочурова Александра Николаевна
Дата рождения:  13.06. 1871 г.
Дата принятия сана:  27.08. 1895 г. 19 век
Дата смерти:  31.10. 1917 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Училище Данковское духовное

   
  

Семинария Санкт-Петербургская духовная

  —  
1891 г. 19 век  

  

Академия Санкт-Петербургская духовная

1891 г. 19 век   —  
10.06. 1895 г. 19 век  

  

 
Биография

Иоанн Кочуров (1871-1917), протоиерей, новосвященномученик, первомученик Русского духовенства. Родился 13 июня 1871 г. в с. Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в семье сельского священника Александра Кочурова. И его супруги Анны. Отец совмещал свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища.
Будущий новомученик получил начальное духовное образование в Данковском духовном училище. Затем — в Рязанской духовной семинарии, которую окончил в 1891 г., и Санкт-Петербургской Духовной академии (оконч. 10.06.1895). По окончании академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Первое время проживал в Нью-Йорке. 27 августа 1895 г. был рукоположен во священника Преосвященным Николаем епископом Алеутским и Аляскинским.
Начало приходского служения отца Иоанна было связано с открытием епископом Николаем православного прихода в Чикаго. Уже в первые три года служения к малочисленному приходу отцом Иоанном были присоединены 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан возросло до 215 человек. Функционировали церковные школвы. Отец Иоанн организовал в Чикаго и близлежащем г. Стригоре Свято-Никольское и Трехсвятительское братства, входившие в состав "Православного Общества Взаимопомощи". Отец Иоанн нес послушание, входя в состав Цезурного комитета для сочинений на русском, малорусском и английском языках при епархии, являлся председателем "Общества Взаимопомощи".
Уже в первые годы пастырского служения труды отца Иоанна были отмечены священническими наградами: в мае 1896 г. за пожертвование 600 долларов на иконостас храма Владимирской церкви в Чикаго, сделанное им вместе с его другом настоятелем Нью-Йоркской церкви Александром Хотовицким, о. Иоанн был награжден набедренником, 30 марта его служение было отмечено фиолетовой скуфьей, 6 мая 1901 г. он был удостоен права ношения камилавки.
30 ноября 1898 г. на Алеутскую и Аляскинскую епископскую кафедру вступил святитель Тихон. Под его руководством в миссионерской деятельности в епархии начинается новый этап. В 1902 г. о. Иоанну поручено строительство нового храма в честь Пресвятой Троицы в Чикаго, возведение которого было завершено в 1903 г. За труды по возведению храма по представлению святителя Тихона о. Иоанн был награжден орденом св. Анны 3-й степени.
6 мая 1906 г. отец Иоанн был возведен в сан протоиерея. В мае 1906 г. отец Иоанн был назначен благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов. Однако несмотря на все успехи в служении в Северной Америке, о. Иоанн мечтал о пастырском служении на Родине. В 1907 г. на основании Указа Санкт-Петербургской Духовной Консистории, протоиерей Иоанн Кочуров направляется в качестве законоучителя в Нарвские мужскую и женскую гимназию. В Нарве он был приписан к Преображенскому собору. В Нарве о. Иоанн прослужил 9 лет. 6 мая 1912 г. о. Иоанн был удостоен ордена св. Анны 2-й степени, а еще через 4 года — ордена св. Владимира 4 степени, который прибавлял к многочисленным церковным и гражданским наградам заслуженного протоиерея право на приобретение дворянства.
Лишь в ноябре 1916 года исполнилась давняя мечта отца Иоанна о службе на приходе в России. Он был назначен на освободившуюся вторую вакансию в Екатерининском соборе Царского Села. Семья Кочуровых проживала вблизи собора в д. 29 по Оранжерейной улице.
В октябре 1917 г. эхо грозных событий докатилось и до Царского Села.
Утром 30 октября 1917 г. большевики, находившиеся на подступах к городу подвергли его обстрелу. В соборе был отслужен молебен о прекращении междоусобной брани, после которого настоятель храма протоиерей Н.И. Смирнов вместе с двумя другими соборными священниками отцом Иоанном и отцом Стефаном Фокко приняли решение о проведении в городе крестного хода с чтением молебна о прекращении междоусобной брани. Не смотря на то, что в это время город обстреливали, крестный ход был достаточно многолюдным. В это время город оставляли казачьи части.
31 октября (13 ноября) в Царское Село вступили большевики. Сразу начался обход квартир и аресты. Обезумевшая солдатня схватила священников за то, что организуя крестный ход священники собора якобы молились о победе казаков.
Отец Иоанн запротестова и пытался разъяснить дело, но получил несколько ударов по лицу. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря, раздались выстрелы. Смерть не была мгновенной: его таскали за волосы, предлагая друг другу прикончить священника "как собаку". Это произошло на окраине Царского Села, возле Кузьминского кладбища у ветки железной дороги.
8-го ноября по убиенному отцу Иоанну в Казанском соборе Санкт-Петербурга была отслужена панихида. Епархиальный совет Петроградской епархии принял обращение, в котором призвал к воспомоществованию семье о. Иоанна, ставшее фактически первым официально провозглашенным от имени Церкви признанием мученического характера кончины пастыря.
31 марта 1918 г. количество известных Синоду убиенных священнослужителей достигло 15 человек. В храме Московской духовной семинарии Патриархом Тихоном в сослужении 4 архиереев и 10 архимандритов была совершена первая в истории Русской Церкви "заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам" вслед за убиенным священномучеником Митрополитом Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн — священномученик Иоанн Кочуров.

Родственники:
Отец — Кочуров Александр Васильевич (1836), священник с. Бигильдино (Сурки) в 1857-1897 гг., сын Кочурова Василия Васильевича, священника того же села в 1832-1848 гг.
Мать — Перехвальская Анна Николаевна (1839), дочь священника с. Покровское (Одоевщина) Данковского уезда Рязанской епархии в 1832 — 1880 гг. Перехвальского Николая Васильевича.

(Сведения поступили от Е.Н. Мухиной, к.и.н., доцента кафедры истории России XIX — нач. ХХ вв. Исторического ф-та МГУ им. Ломоносова).

 
Должности и места служения

священник
Собор в честь Преображения Господня в г. Нарва

08. 1907 г. 20 век   —  
11. 1916 г. 20 век
  
  

священник
Собор во имя св. вмц. Екатерины в Царском Селе

11. 1916 г. 20 век   —  
31.10. 1917 г. 20 век
  
  

 
Сан

священник

27.08. 1895 г. 19 век   —  
06.05. 1906 г. 20 век
  
  

протоиерей

06.05. 1906 г. 20 век   —  
31.10. 1917 г. 20 век
  
  

 
Библиография

   1   Новосвященномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский — первомученик Русского духовенства.. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости.. С.-Петербург. 1994 . Вып. 13. ч. 1. с. 33-41..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–