Биография
Материалы к биографии
Почил о Господе протоиерей Владимир Жаворонков
Святейший Патриарх Московский и всея Руси направил письмо с соболезнованиями родным и близким скончавшегося протоиерея Владимира Жаворонкова. В письме в том числе говорится:
янв. 2004
"С глубокой печалью воспринял скорбную весть о кончине протоиерея отца Владимира Жаворонкова. Я выражаю искреннее соболезнование его семье, московскому духовенству, Приходскому собранию храма, где он служил, и духовным чадам покойного.
Более полувека он предстоял у престола Господня, из них тридцать четыре года будучи настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
На кресте пастыря начертаны слова апостола Павла: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим. 4, 12). Отец Владимир был таким пастырем. Господь сподобил его дара духовничества. В 1988 году на собрании столичного духовенства он был единодушно избран духовником Московской епархии.
Двери его дома при храме, где он служил, и днем и ночью были открыты для его многочисленных духовных чад — священнослужителей и мирян, которые всегда могли излить ему свою душу и получить от него отеческое утешение и наставление, растворенное всепрощающей любовью.
Вечная ему память и благодарность за его жизнь, пастырские труды, подвиги и христианскую любовь, которую он носил в сердце и которой щедро делился со всеми".
МОСКОВСКИЙ ДУХОВНИК
Истинно человек этот был праведник
Лк. 23, 47
Настоятель храма Владимирской иконы Божий Матери в Виноградове, протоиерей Владимир Николаевич Жаворонков родился 26 мая 1929 года в городе Скопин Рязанской области, в семье военнослужащего. Святое крещение принял еще во младенчестве. Рано остался без отца. Воспитанием сына занималась в основном его мать — Ольга Константиновна, глубоко верующая и сильная духом женщина, которая пронесла веру через все испытания своей нелегкой жизни. Ей удалось воспитать сына в духе православной веры и деятельного благочестия, что было очень непросто в те богоборческие времена.
Еще будучи дошкольником, отрок Владимир вместе с матерью переехал в село Котово Краснополянского района Московской области (теперь это Мытищинский район). Здесь он поступает в Долгопрудненскую среднюю школу. Тогда же члены семьи Жаворонковых становятся постоянными прихожанами одного из немногих уцелевших в этой местности храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (близ станции Долгопрудная Савеловской железной дороги). Этот храм и его духовенство сыграли определяющую роль в жизни будущего пастыря.
Удивительной красоты церковь, построенная по проекту замечательного русского зодчего В. И. Баженова, издалека напоминает горящую к Богу свечу. Она удачно расположена на высоком месте рядом с Дмитровским шоссе, напротив Долгих прудов. Храм был освящен в 1777 году Московским митрополитом Платоном (Левшиным) во имя Владимирской иконы Божией Матери и по милости Божией никогда не закрывался. То, что он уцелел в самые страшные годы гонений, стало возможно благодаря многим трудам, духовному подвигу и мудрости настоятелей храма — архимандрита Илариона и протоиерея Петра Удодовых.
В течение 20 лет (1885–1905 гг.) отец Илларион жил на Афоне и в Русском Пантелеимоновом монастыре нес послушание кузнеца. Там же он принял великую схиму. С 1936 года схиархимандрит Илларион был настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово. У него был несомненный дар прозорливости. По отзывам современников, это был молитвенник и подвижник, очень строгий к себе и милостивый к приходящим людям. Свидетельством этого стало среди прочего то, что он сподобился быть хранителем великой святыни Русского Православия — честной главы преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, которая пребывала во Владимирском храме в течение пяти лет (с 1941 по 1946 годы). Известно, что ему было поручено облачать мощи Преподобного Сергия после возвращения этой святыни возрожденной Троице-Сергиевой Лавре в 1946 году.
Молитвенный дух, благочестие и мудрость отца Иллариона в полной мере унаследовал его младший брат и преемник, протоиерей Петр. Обоих подвижников отец Владимир благоговейно вспоминал, постоянно молился о упокоении их душ и просил об этом своих духовных чад и собратьев-священников. Любовь к храму и богослужению уже тогда выделяли юного Владимира из среды сверстников. По воспоминаниям очевидцев тех времен, после школьных занятий он, избегая праздного юношеского времяпрепровождения, через поле и лес, спешил в храм на службу. И не изменяя этому благочестивому обычаю даже в те страшные дни Великой отечественной войны, когда линия фронта проходила всего лишь в нескольких километрах от дома.
Возрастая и духовно укрепляясь под мудрым руководством старцев Илариона и Петра, глубоко укореняясь в традициях православного богослужения и желая всем сердцем послужить Господу и народу Божию, Владимир, достигнув совершеннолетия, поступает в Московскую духовную семинарию.
Годы, проведенные в стенах Московских духовных школ, сыграли огромную роль в формировании личности будущего пастыря, расширении его жизненного кругозора, обретении им обширных церковно-исторических и литургических познаний. Протопресвитер Матфей Стаднюк, настоятель Кафедрального Богоявленского собора, которого с отцом Владимиром связывала полувековая дружба, зародившаяся еще на академической скамье, вспоминает, что для них те «годы были временем духовной радости и подъема». Каждое утро семинарист Владимир Жаворонков начинал с молебна у мощей преподобного. Здесь он черпал силы на весь предстоящий день. Особенное влияние на него оказали лекции старых профессоров, которые в те годы еще трудились на ниве церковной науки, а начали свою деятельность еще до революции. Они стали живым связующим звеном в деле сохранения духовной преемственности и традиций благочестия. В стенах Московской семинарии укрепилась любовь и развились способности юноши к церковному пению. В старших классах студент Владимир Жаворонков управляет одним из академических хоров, часто поет за богослужением в Троице-Сергиевой лавре и в храмах Москвы.
После успешного окончания семинарского курса он продолжает обучение в духовной академии и со всем пылом юной души желает принять монашеский постриг. Однако Господь судил ему иное поприще служения. Находясь в беспрекословном послушании у духовного отца, протоиерея Петра Удодова, Владимир, по его благословению, знакомится с благочестивой, скромной девицей, выросшей в церковной ограде, Верой Григорьевной Огневой. Она вскоре становится его супругой, будущей матушкой, с которой ему предстояло пройти более чем полувековой путь совместной жизни.
Вскоре после венчания в 1952 году Владимир архиепископом Можайским Макарием 20 июля 1952 года был рукоположен в диаконский сан, а затем им же 23 июля того же года — в пресвитерский сан и назначен в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Шеметово Московской области. Прослужив там несколько месяцев, он по представлению протоиерея Петра был переведен в храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове вторым священником. И в этом качестве пребывал в течение 17 лет, до благочестивой кончины отца Петра, последовавшей в 1968 году. В том же году, 29 апреля, был назначен настоятелем этого храма.
На долю священнического служения отца Владимира выпали тяжелейшие для Церкви годы хрущевских гонений, попытки контролировать и манипулировать Церковью в брежневские времена, полные трудов и забот послеперестречные годы возрождения и возрастания Церкви. И во все эти времена, сполна требовавшие от пастыря и настоятеля напряжения всех духовных и физических сил, отец Владимир спокойно и мудро управлял вверенным ему церковным кораблем, ведя его твердою рукой сквозь штормы и грозы времени к тихой и спасительной гавани мира Христова.
Богатые дарования, которыми Господь сподобил своего верного служителя, проявились прежде всего в нелегком деле пастырского душепопечения, духовного окормления сотен клириков и мирян, приходивших в Виноградово к доброму пастырю. Батюшка редко поучал и наставлял, но каждый, обращаясь к нему за помощью, чувствовал, что наконец-то обрел почву под ногами, ощущал, как в его сердце зарождалась надежда и воцарялся мир.
Каждого, приходившего к нему на исповедь батюшка встречал так, будто ждал его всю жизнь, как будто говоря всем своим видом: «Как хорошо, что ты пришел, я так долго тебя ждал». Больных, здоровых, старых и молодых он встречал как самых дорогих для себя людей. Господь даровал отцу Владимиру важный талант сострадать, сочувствовать и утешать. Иногда во время исповеди он начинал плакать, когда соприкасался с болью, страданиями человека. По свидетельству духовных чад батюшка никогда не укорял, но всегда сострадал кающемуся.
Своему духовному сыну, священнику, отец Владимир дал такой совет: «Сделай так, чтобы от тебя человек с исповеди ушел утешенным».
Поэтому, когда в 1988 году встал вопрос об избрании духовника первопрестольного града, за протоиерея Владимира на епархиальном собрании 6 декабря проголосовало подавляющее большинство духовенства столицы. С тех пор и до последних дней своего земного пути отец Владимир самоотверженно нес тяжелейшее послушание — духовника столичного града.
Сколько сил и времени занимало духовничество, ведает один Бог. Это ведь не только исповедь большинства московского клира и членов их семей. Это и умиротворение церковных конфликтов и распрей, это и ставленническая исповедь и принятие присяги у всех кандидатов в диаконский и священнический саны и постоянная память об ответственности перед Господом и Священноначалием за каждого допущенного и разрешаемого.
Общаясь со ставленниками, отец Владимир учил их тому пониманию церковного служения, которое сам вынес из бесед со своими великими духовниками и многолетнего опыта служения Богу и Церкви. По словам протоиерея Георгия Студенова, окормлявшегося у о. Владимира с детства, для батюшки главным принципом духовной жизни была верность Христу и Церкви, страх Божий. Он сам так жил. И этого же требовал от всех желавших послужить Богу в священном сане. «Когда батюшка говорил о Боге, о вере,— говорит отец Георгий,— он трепетал, слова вибрировали, а под тобой земля начинала трястись». Более 700 священнослужителей Московской епархии прошли ставленническую исповедь у отца Владимира.
Вопреки всем веяниям и искушениям времени он сохранил в своей душе благодатный залог мира Христова, сподобился не только услышать, но и научиться по словам Спасителя той кротости, без которой душа не может сохранить свыше обетованный покой. Удивительные, почти уникальные в наши дни простота и искренность, незлобие и то редкое качество, которое близко знавший батюшку протоиерей Анатолий Цвиркунов назвал «духовной веселостью». Улыбка отца Владимира всегда светилась тихой радостью. Так умеют улыбаться только дети и те, кто «как дети», сподобились причаститься сладости Царства Христова.
«Одно соприкосновение с ним: только рядом постоять, только взять у него благословение — уже преображало жизнь человека. Это было причастие какой-то радости, любви и надежды спастись в этой земной грешной жизни»,— говорят прихожане храма Владимирской иконы.
Несмотря на огромную духовную нагрузку, физическую усталость и, особенно в последние годы, телесную немощь, никто не видел отца Владимира раздраженным или недовольным. Наоборот, он помнил всех, кто хоть раз побывал у него и радовался каждому к нему приходящему человеку. Его духовной теплоты и внимания хватало на всех и всегда.
Не переставал отец Владимир заботиться и о своем храме. Его трудами была воздвигнута каменная ограда вокруг храмовой территории. Регулярно ремонтировался и реставрировался храм и другие церковные строения, являющиеся памятником архитектуры. Поддерживались и обновлялись интерьер и убранство храма. А в последние годы было построено прекрасное здание церковного дома с Воскресной школой.
По свидетельству протопресвитера Матфея Стаднюка, отца Владимира как священника и духовника знали и уважали Предстоятели Русской Церкви — Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и особенно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, неоднократно отмечавший в своих словах духовническое служение, а также неустанные труды и заботы протоиерея Владимира по благоустройству, украшению и благолепию Владимирского храма, во время своих посещений Виноградова в 1996, 1998, 2002 годах.
Дополнительно к настоятельским и духовническим трудам, по благословению Священноначалия, протоиерей Владимир с 1993 года в течение десяти лет духовно окормлял женское отделение Бутырской тюрьмы г. Москвы (СИЗО № 2), заслужив за свои труды особую благодарность Святейшего Патриарха.
О выдающемся пастырском подвиге, который в течение своей жизни совершал отец Владимир, свидетельствуют полученные им церковные награды:
в 1953 году — награжден набедренником;
в 1957 году — награжден камилавкой;
в 1964 году — возведен в сан протоиерея;
в 1969 году — награжден наперсным крестом с украшениями;
в 1984 году — награжден правом ношения митры;
в 1999 году — правом служения литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…».
Кроме того, он был удостоен многих церковных орденов.
После Рождества Христова 2004 года отец Владимир почувствовал сильное недомогание и был помещен в московскую клинику имени Склифосовского, где ему была проведена операция. После нее в тяжелейшем состоянии он еще две недели пребывал в реанимационном отделении больницы, где его каждый день причащали Святых Христовых Таин.
Благодатный облик батюшки произвел сильное впечатление даже на медицинский персонал клиники. Патронажные медсестры, которым довелось ухаживать за ним в реанимационном отделении, говорили, что рядом с батюшкой им было хорошо и спокойно. А когда душа отца Владимира покидала этот дольний мир, многие испытали чувство, что происходит что-то таинственное, что-то необыкновенное и торжественное, как потом говорили некоторые из медиков. Батюшка отходил в иной мир с радостью.
Господь благоволил призвать Своего верного раба и окончить его земной путь 25 января 2004 года.
Священник Игорь свидетельствует, что, когда тело отца Владимира в морге было облачено для отпевания, «батюшка заулыбался как живой и засиял. Радость просто излучалась от всего его вида. Наша скорбь в сердце вдруг преобразилась в утешение».
27 января состоялось торжественное отпевание и погребение почившего. Заупокойную службу и чин отпевания возглавил викарий Святейшего Патриарха — архиепископ Истринский Арсений. Попрощаться с почившим собратом и духовным отцом собрались более 120 священнослужителей Москвы, Московской области и других епархий. Небольшой храм не смог вместить всех пришедших проститься с батюшкой, многие стояли на улице, у всех на глазах были слезы. Владыка Арсений зачитал послание Святейшего Патриарха и сказал проникновенную проповедь, в которой было много теплых слов о почившем пастыре.
Погребен протоиерей Владимир за алтарем храма, в котором он прослужил более полувека, рядом с его духовными наставниками схиархимандритом Иларионом и протоиереем Петром.
Вечная тебе память и Царствие Небесное,
дорогой наш батюшка отец Владимир.
Всечестные отцы, братья и сестры! Всех, кто хочет поделиться воспоминаниями об отце Владимире для будущей книги, у кого имеются фотографические и иные документы, раскрывающие духовный облик почившего пастыря, просим обращаться по тел. 8(905)5952660 или писать по адресу:
Г. Москва, 127204 Дмитровское шоссе, 170. храм Владимирской
иконы Б. М., Настоятелю.
(http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=790&forprint)
|