Биография
Василий (Ратмиров), архиепископ Минский и Белорусский.
Год рождения, образование, семейное положение, пострижение в монашество, прохождение служебного и духовного поприща — нам ничего неизвестно.
Хиротонисан во епископа в 1921 году на какую кафедру неизвестно.
В первые же годы появления обновленчества, он уклонился в обновленческий раскол, где был назначен деловодом и управделами Свящ. обновленческого Синода. Там же он возведен в сан митрополита Курского. По частным сведениям бывш. обновленческих архиереев, известно, что он в начале 40-х годов по собственному заявлению снял с себя сан и был оставлен мирянином управделами Первоиерарха Виталия (Введенского).
В 1941 году он принес покаяние пред Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и был принят в общение с Православною Церковью в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру, хотя в журнале Московской Патриархии не отражено.
Возникает вопрос, почему митр. Сергея принял его в сане епископа в то время, как последний добровольно снял с себя сан. Вопрос может быть разрешен в такой плоскости.
По всей вероятности, митрополит Сергий не знал о том, что епископ Василий снял с себя сан, а последний факт этот намеренно утаил от него, указав на старую свою хиротонию, совершенную, возможно, еще Патриархом Тихоном в 1921 году.
Свое личное дело в обновленчестве, как управделами, он постарался изъять, почему и у составителя генерального Каталога русских православных архиереев до 1927 года Л.Д. Аксенова сведения о нем совершенно отсутствуют.
Как подтверждение того, что епископ Василий изъял свое личное дело, служит еще тот факт, что у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии, дело еп. Василия значится под № 13, но в этом деле нет никаких сведений за исключением собственноручной подписи Яворского о том, что еп. Василий снял сан по собственному заявлению.
Возникает еще один вопрос, почему еп. Василий под актами Собора русских архиереев 1943 года подписался после архиепископа Рязанского и Зарайского Алексия (Сергеева), хиротония которого была 20 мая 1935 года, ибо известно, что архиереи на соборных актах подписываются по старшинству хиротоний.
Не возникает ли у некоторых вопрос о том, что епископская хиротония епископа Василия была после 1935 года? Нам думается, что этот вопрос разрешается положительно так: поскольку епископ Василий был принят в общение с Русской Православной Церковью после обновленчества в 1941 году и с этого момента считается как бы официально вошедшим в состав русского православного епископата, то он и подписался после архиепископа Алексия, но раньше архиепископа Новосибирского, хиротония которого была в 1942 году.
Что же касается канонического достоинства епископского сана Преос. Василия, даже после его покаяния, то здесь с печалью можно сказать, что это достоинство лишается само по себе, согласно 62-му апостольскому правилу, которое ясно гласит: "аще (кто) отречется от имени служителя Церкви, да будет извержен от клира. Аще кто покается, да будет принят, яко мирянин."
Как ни печально, а факт остается фактом: епископ Василий и после своего отречения был принят в сане епископа.
В 1943 году на Русском соборе по избранию в патриархи митрополита Сергия под актами Собора он подписывается уже как архиепископ Калининский и Смоленский.
С сентября 1944 года — архиепископ Минский и Белорусский.
В апреле 1945 года во внимание к архипастырским трудам и патриотической дея-тельности награжден правом ношения креста на клобуке.
13 января 1947 года, ввиду серьезного заболевания, уволен на покой, согласно прошению.
Литература:
ЖМП 1943, № 1, с. 13, 15, 17.
-"- 1944, № 10, с. 7.
-"- 1945, № 3, с.9.
-"- 1947, № 1, с. 15.
ФАОС № 13 д.
ФИС I, № 35,
Кат-АМ № 73.
Кат-АВ № 62, с. 32.
ФИС III, с. 2.
Дополн. к Кат-ЕС.
"Журнал Засед. Св. Син." № 1 от 13 января 1947 года.
Struve 153: "verschwunden".
Митрополит Василий (в миру Василий Михайлович Ратмиров, 29 декабря 1881 (10 января 1882), станица Нововеличковская, Екатеринодарский отдел, Кубанская область — около1970 (?)) , епископ Русской православной церкви; с сентября 1944 года архиепископ Минский и Белорусский; ранее, с 1922 года, был митрополитом в обновленчестве.
Родился в семье священника, в 1902 году окончил Екатеринодарское Духовное училище, в 1908 году — Ставропольскую Духовную семинарию по 2-му разряду.
17 августа 1908 года рукоположён во диакона к церкви в станице Стародеревянковской; 5 октября 1909 года — во священника к Михаило-Архангельскому собору Темрюка, но остался за штатом.
С октября 1910 года священник в церкви в с. Арзгир; с октября 1914 года — в Николаевской церкви в Ейске.
В 1920 году принял монашеский постриг, возведён в сан архимандрита.
4 ноября 1921 года Патриархом Тихоном (Беллавиным) хиротонисан во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии. Впрочем указания, на то его хиротонисал Патриарх выглядят сомнительными, более вероятно, что это сделали обновленцы.
В 1922 году вошёл в юрисдикцию обновленческого управления. В марте 1927 года был арестован, осуждён, отбывал наказание в Соловецеом лагере. По освобождении, в августе 1932 года направлен обновленческим синодом в Армавир как архиепископ Армавирский и Майкопский. В июне 1935 года был переведён на Курскую кафедру (обновленческую) с возведением в сан митрополита.
Был управляющим делами обновленческого синода; после ликвидации синода в 1935 году назначен на должность управляющего делами первоиерарха митрополита Виталия (Введенского).
30 августа 1939 года уволился на покой, отрёкся от сана и перешёл на работу бухгалтером в гражданское учреждение.
В июле 1941 года принёс покаяние и был принят в «староцерковную» юрисдикцию Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). Последнее обстоятельство может объясняться тем, что Ратмиров мог скрыть от митрополита Сергия факт своего отречения от сана.
В июле — начале августа 1941 года провёл подготовку для церковного служения работников НКВД подполковника Василия Михайловича Иванова («Васько», старший группы) и Ивана Ивановича Михеева («Михась»): идея руководителей операции Павла Судоплатова и Зои Рыбкиной состояла в том, чтобы группа в виде иподиаконов епископа Василия прибыла в епархиальный город до его занятия немцами и осталась там для выполнения разведывательных и диверсионных задач.
В июле 1941 года был назначен епископом Житомирским. Согласно воспоминаниям Михеева (2005), группа не отбыла в Житомир, так как город был сдан немцам раньше (9 июля 1941 года), чем предполагалось в НКВД.
27 августа 1941 году назначен в Калинин. По свидетельству Михеева, епископ Василий с группой прибыл в Калинин вместе с митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем), который 18 августа 1941 года освятил вновь открытый храм «на окраине города» (видимо, речь о Покровской церкви; храм был частично разрушен советской артиллерией вскоре после занятия города немцами 14 октября того же года). По свидетельству Михеева, Ратмиров, ещё до прихода немцев, демонстративно отстранив от служения священника, ранее бывшего в обновленчестве, сумел расположить к себе группу влиятельных верующих «тихоновской ориентации». Во время германской оккупации Калинина (с 14 октября до 16 декабря 1941 года), выполнял функции прикрытия для советской разведывательно-диверсионной резидентуры (иподиаконы Иванов и Михеев, а также радистка). В конце октября 1941 года, при содействии бургомистра Ясинского, открыл Вознесенский собор на Советской улице, который ранее использовался как областной краеведческий музей. За несколько дней до оставления Калинина немцами (в начале декабря 1941 года, после Введения), имел 2 встречи с шефом местного гестапо Крюгге, который имел в виду вербовочные цели. По освобождении Калинина советскими войсками, был задержан по наводке местного жителя как предатель и немецкий пособник и препровождён в Управление НКВД, где был «радушно» принят заместителем начальника УНКВД Крашенинниковым. Продолжал находиться в Калинине вместе с Михеевым, который возглавил группу вместо «Васько» как его секретарь, — на случай повторного занятия города немцами.
В документе Московской Патриархии от 15 марта 1942 года упомянут в сане архиепископа. 22 марта 1943 года, «не дожидаясь освобождения от немцев всей Смоленской области», его архипастырскому попечению поручены освобождаемые местности Смоленской епархии; к осени 1943 получил титул «архиепископа Калининского и Смоленского».
По свидетельству священников, знавших епископа Василия в эти годы, «последний был нравственно разложенной личностью, но своими высокопоставленными связями немало помогал и существованию приходов и спасению из рук НКВД священников».
Принимал участие в Соборе епископов 8 сентября 1943 года, избравшем Местоблюстителя митрополита Сергия на Патриарший престол.
С 4 сентября 1944 года — управляющий белорусскими епархиями с титулом «архиепископ Минский и Могилёвский»; с 12 февраля 1945 года — также временно управляющий Литовской и Белостокской епархиями.
В марте 1945 года был награждён правом ношения креста на клобуке.
По приказу Сталина после войны был награждён золотыми часами и медалью
Пребывание на Минской кафедре характеризовалось многочисленными аморальными проступками и финансовыми махинациями с его стороны. Ввиду начавшегося в Синоде разбирательства, подал 30 декабря 1946 года прошение об увольнении на покой по болезни. Уволен 13 января 1947 года.
13 мая 1947 года был вызван в Синод для дачи объяснений о исчезновении из Минской епархии денежных средств; был запрещён в священнослужении; его местонахождение для руководства Патриархии осталось неизвестным. По некоторым сведеням, в 1947 году жил в городе Кунцево Московской области. О дальнейшей его судьбе достоверных открытых сведений нет.
Историк Церкви Дмитрий Поспеловский на основании своей беседы в 1979 году с протопресвитером Виталием Боровым, который был хиротонисан Василием (Ратмировым) в диакона в октябре 1944 года, писал о последнем: «<…> тип до того нравственно опустившийся, что спасённый им из тюрьмы Виталий Боровой, впоследствии профессор-протопресвитер и один из архитекторов внешней политики Московского патриархата с конца 1940-х гг. до начала перестройки, долго сомневался в благодатности своего священства, полученного из рук этого иерарха».
Источник: Православная энциклопедия.
|