Архиереи



Сергий (Петров) I

  
Ф.И.О.:  Петров Стефан Алексеевич
  
Сан:  архиепископ
Дата рождения:  30.01. 1864 г. 19 век
Дата пострига:  1892 г. 19 век
Дата хиротонии:  12.02. 1899 г. 19 век
Дата смерти:  11/24.01. 1935 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Сергий (Петров Стефан Алексеевич), архиепископ Черноморский и Новороссийский.
Родился 30 января 1864 года в станице Аксайской, Донской области.
Благодаря примеру благочестивых родителей. Он с ранних лет с высоким уважением относился к священному служению. Оно казалось ему самым желанным и рисовалось перед его мысленном взором в идеальных формах и образах. С таким настроением он поступил в Донскую духовную семинарию, которую окончил в 1886 году.
И во время обучения в духовной школе в его душе произошел душевный разлад и те святые стремления, которыми горел он в юности, были оставлены им и он решил навсегда отказаться от служения Церкви. Но поскольку душевный разлад продолжался, он решил поселиться в г. Томске, где жил его родной дядя — епископ Томский, с той надеждой, чтобы там под руководством дяди заняться самоусовершенствованием и освобождением от отягощающего его душу душевного гнета. Нон надежды его не оправдались; его душу продолжало наполнять уныние. Он переживал крайне тяжелое состояние, которому, казалось не будет конца. Он не долго продолжалось такое испытание его веры. Однажды, в одну из таких безотрадных минут, когда его сознание наполняло нравственное одиночество, когда вся вселенная казалась ему беспросветной пустыней, ему вдруг припомнился как бы случайно и неясной форме , сначала мотив церковной песни, слышанной им в детстве, а потом и самые слова. Эти слова были следующие: "Не надейся на князи, и на сыны человеческия" (Пс.145,3). Эти святые слова возвели его мысль от земли к небу, как луч света проник в его потемневшую душу и отразился в ней чудно радостным смыслом. В первый раз в его сердце оказалась потребность в Боге. С этого момента начался перелом в его жизни, началось духовное возрождение.
Одновременно с событиями внутренней жизни. Влившие в его душу отраду, мир и успокоение, случилось одно внешнее событие , которое также оказало влияние на его внутренний мир.
В Томск приехали некоторые деятели славной Алтайской миссии. По своему внешнему облику они показались ему непохожими на обыкновенных смертных, каких он встречал до этого. Какое-то глубокое уважение появилось у него к ними их великому делу. Своими рассказами они заронили в его душу желание и самому потрудиться в проповеди слова Божия среди жителей Алтая.
Тогда появилась мысль о монашестве, мысль всего себя отдать служению Богу. Но это было в самом зародыше.
Из Томска он переехал в Москву, где поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, курс которого окончил в 1890 году с дипломом I степени.
В течение учебы в университете он продолжал вести внутреннюю борьбу со своим ветхим человеком. Наконец, вкусивши духовной радости, он решил окончательно посвятить себя Богу.
С этой целью он в 1890 году прослушал несколько лекций на миссионерских курсах при Казанской духовной академии затем поступил сотрудником в Алтайскую миссию.
В 1892 года пострижен в монашество. 7 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и назначен помощником начальника Киргизской миссии.
12 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротония состоялась в Крестовой церкви года архиерейского дома. Чин хиротонии совершали: епископ Томский и Барнаульский Макарий, епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий и епископ Приамурский и Благовещенский Иннокентий. (В БЭС т. II cтб. 2048 ошибочно указан год хиротонии 1898-й. см. "Приб. к "ЦВ" 1899, № 13, с. 537).
С 20 января 1901 года — епископ Омский и Семипалатинский.
В 1903 году награжден значком "За содействие просвещению Сибири".
С 6 сентября 1903 года — епископ Ковенский , викарий Литовской епархии.
С 25 января 1907 года епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии.
С 22 декабря 1913 года — епископ Сухумский.
С 1917 по 1935 год сведений о нем не имеется.
Скончался 11 января 1935 года. Пользовался любовью за свою доступность и мягкость.

Труды:
"Отчет об Алтайской Духовной миссии за 1900 г." на русском языке. Томск, 1901.
"Речь при наречении его во епископа Бийского 11 февраля 1899 года. "Приб. к "ЦВ" 1899, № 13, с. 538-540.

Литература:
"Церк. Ведом." 1989, № 3 с. 17.
"Церк. Ведом." 1901, № 4 с. 21.
"Церк. Ведом." 1903, № 37 с. 343.
"Церк. Ведом." 1907, № 14 с. 20.
"Церк. Ведом." 1914, № 2 с. 5.
"Приб. к "ЦВ" 1899, № 13, с. 537.
"Приб. к "ЦВ" 1903, № 37, с.1422-1423.
"Приб. к "ЦВ" 1912, № 14, с. 579.
"Приб. к "ЦВ" 1913, № 6, с. 311.
Булгаков, с. 1404, 1407, 1415, 1416.
БЭС т. II, стб. 1701, 2048.
"Красный Архив" 1928, т. 26, с. 123.
"Изв. Каз. Еп." 1911, № 26, с. 807- 811.
"Изв. Каз. Еп." 1911, № 26, с. 807- 811.
"Русск. Паломн." 1889, № 16 с. 195.
"Русск. Паломн." 1889, № 16 с. 195.
"Мисс. Календ" 1907, с. 138
ФПС I № 3, с.1.
ФПС III с. 6.
"Состав Свят. Правит. Всерос. Синода и Рос. Церковн. Иерархии" на 1917 год с. 234-235.
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, passim, bes. 428.
Церк. Жизнь, 1935, 1, 15-16.

Приложение:
Архиепископ Сергий, в миру Стефан Алексеевич Петров, родился 30-го января 1864 г. в станице Аксайской, Донской области. Благодаря примеру родителей, он с ранних лет с высоким уважением относился к священному служению. Оно казалось ему самым желанным и рисовалось перед его мысленным взором в идеальных формах и образах. С таким настроением он поступил в Донскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1886 г.
Во время обучения в семинарии в его душе произошел духовный разлад, и те чистые, святые стремления, которыми горел он в юности, были оставлены им и он решил навсегда отказаться от служения Церкви. Но, поскольку духовный разлад продолжался, он решил поселиться в Томске, где проживал его родной дядя, епископ Томский, с той надеждой, чтобы там, под его руководством заняться самоусовершенствованием и освобождением от душевного гнета. Но надежды его не оправдались; его душу продолжало наполнять уныние. Он переживал тогда крайне тяжелое состояние, которому, казалось, не будет конца. Но не долго продолжалось такое испытание его веры. Однажды, в одну из таких безотрадных минут, когда его сознание наполняло нравственное одиночество, когда вся вселенная казалась ему беспросветной пустыней, ему вдруг припомнились как бы случайно и в неясной форме, сначала мотив церковной песни, слышанной им в детстве, а потом и самые слова. Эти слова были следующие:"Не надейтеся на князи, на сыны человеческия" (Пс. 145, 3). Эти святые слова возвели его мысль от земли к небу, как луч света проник в его затемненную душу и отразился в ней чудно новым радостным смыслом. В его сердце явилась потребность в Боге. С этого момента начался перелом в его жизни, началось духовное возрождение.
Одновременно с событиями внутренней жизни, влившими в его душу отраду, мир и упокоение, случилось одно внешнее событие, которое также оказало влияние на его внутренний мир.
В Томск приехали некоторые из деятелей славной Алтайской миссии; по своему внутреннему облику они показались ему непохожими на обыкновенных смертных, каких он встречал до этого. Какое-то глубокое уважение появилось у него к ним и к их великому делу. Своими рассказами они заронили в его душу желание и самому потрудиться в проповеди Слова Божия среди жителей Алтая. Тогда появилась мысль и о его монашестве, мысль отдать всего себя на служение Богу.
Из Томска он переехал в Москву, где поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, курс которого окончил в 1890 г. с дипломом 1-ой степени.
В течение учебы в университете он продолжал вести внутреннюю борьбу со своим ветхим человеком. Наконец, он решил окончательно посвятить себя Богу.
С этой целью он в 1890 г. прослушал несколько лекций на миссионерских курсах при Казанской Духовной Академии и затем поступил сотрудником в Алтайскую миссию.
В 1892 г. пострижен в монашество, 7-го ноября того же года рукоположен во иеромонахи и назначен в Киргизскую миссию.
12-го февраля 1899 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Хиротония состоялась в крестовой церкви Томского архиерейского дома. Чин хиротонии совершали епископы Томский и Барнаульский Макарий, Забайкальский и Нерченский Мефодий и Приамурский и Благовещенский Иннокентий. Затем епископ Сергий с 20-го января 1901 г. пребывал на кафедре Омской и Семипалатинской; с 6-го сентября 1903 г. он епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; с 25-го января 1907 г. — епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии; с 22-го декабря 1913 г. — епископ Сухумский, затем епископ Черноморский и Новороссийский.
После эвакуации из Константинополя, Владыка Сергий прибыл в Сербию в ведение Высшего Церковного Управления за границей, где проживал в монастыре Привина Глава. Последние годы почившего очень облегчил своим добрым отношением к нему настоятель монастыря Привина Глава иеромонах Савва, о котором Владыка не раз вспоминал с глубокой благодарностью.
Будучи всегда слабого здоровья, с осени 1934 г. Владыка стал заметно хиреть; со дня Рождества Христова он уже не выходил из монастырского здания ни во двор, ни даже в церковь; собирался собороваться. Время он обычно проводил сидя в кресле за чтение Священного Писания. Он часто говаривал: "Вот, прожил жизнь и думал, что знаю Священное Писание. А теперь, чем больше вчитываюсь, тем больше нахожу все новое и новое и все большую и большую красоту. Прежде не все замечал. Какая возвышенная и неподражаемая поэзия!
К смерти он готовился давно и часто говорил, что он страшится смерти и непрестанно молит Господа, чтобы Он послал ему кончину "безболезненную, непостыдную и мирную", без агонии и предсмертных мук.
Широко образованный, владевший многими иностранными языками, он до последнего дня живо интересовался всем происходящим в мире, особенно тем, что касалось нашей Родины. Никогда никого не злословил и когда по человеческой слабости о ком-либо отзывались дурно, он с болезненной гримасой на лице всякий раз останавливал: "Помните слова Человеколюбца нашего: не судите, да не судимы будете".
За два дня до смерти Владыка почувствовал себя значительно бодрее. Повышенная температура упала до нормальной. Он строил планы на будущее, хотел в мае проехать на Нишские башни полечиться. В последний вечер ему прочитали превосходную статью архиепископа Кишиневского Анастасия (Грибановского; + 1965 г.), напечатанную в "Церковной жизни". Он восхищался ею до слез. Потом с воодушевлением и грустью вспоминал своих родителей, которых очень рано лишился, родную Аксайскую станицу, ее сады, Тихий Дон, на десятки верст покрывающий во время половодья луга под Аксайскими горами, синюю неоглядную ширь степей. "О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя!" — процитировал он со слезами на глазах. Потом читал наизусть стихи Пушкина и несколько десятков заключительных строф из "Грешницы" графа А.К. Толстого. Память он имел отличную, не ослабевшую до последнего дня.
На утро 11/24-го января 1935 г., около половины седьмого, был слышен его бодрый, довольно громкий голос: стоя в коридоре у двери своей кельи, он разговаривал с монастырским истопником. Приблизительно в первой половине восьмого часа перепуганный монастырский служка нашел его усопшим.
Отпевание было совершено 12/25-го января архиепископами Кишиневским Анастасием и Курским Феофаном в сослужении русского и сербского духовенства, прибывшего в большом числе из Белграда и других мест. С благословения Святейшего Патриарха Сербского Варнавы погребение было совершено в церковной ограде близ стены монастырского храма.
(см.: http://www.russianorthodoxchurch.ws/01newstucture/pagesru/novosti2005/archsergiy.html)

 
Должности и места служения

Бийское викариатство

12/24.02. 1899 г. 19 век   —  
20.01/02.02. 1901 г. 20 век
  
  

начальник
Русская духовная миссия на Алтае

1899 г. 19 век   —  
1901 г. 20 век
  
  

член Собора
Собор Поместный 1917-1918 гг.

1917 г. 20 век   —  
1918 г. 20 век
  
  

член Собора
Собор Юго-Восточный организационный 1919 г.

19.05. 1919 г. 20 век   —  
24.05. 1919 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–