Биография
Ефрем (Кузнецов Епифаний), епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии.
Родился в 1876 году в семье забайкальских казаков.
В раннем детстве он остался круглым сиротой, в беспросветной бедности, лишениях и болезнях. Но этот крест страданий учил его смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчалось его сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие.
Тяжелым крестом сиротства, как золото огнем в горниле, очищался и возвышался его слабый дух. Отец его, умирая, завещал ему учиться. Заповедь отца он выполнил точно. Он поступил в сельское училище, где и получил первоначальное образование. Ввиду бедности дорога в высшие учебные заведения ему была закрыта. Но помощь Божия не замедлила придти к нему и открыть двери к наукам. Как-то раз проездом через станицу, где проживал Кузнецов, остановился архиепископ Вениамин. Узнав о приезде архиепископа, приходский батюшка местной церкви явился к нему и, поставив юношу пред лицом архипастыря на колени, стал усердно просить его о принятии юноши хотя бы на полуказенное содержание в духовное училище. Просьба священника была принята святителем, и сиротка-бедняк казачек появляется в духовной школе, что тогда было весьма редким явлением.
Училище, в котором Господь судил ему начать духовное образование, тогда находилось под руководством опытного в педагогическом труде, благочестивого, строгого старца-протоиерея, умелой рукой сеявшего семена веры и благочестия в сердцах учащихся, а среди учителей находились светлые личности, умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни.
Здесь он впервые познал и полюбил церковную уставность, благолепие и величие церковных богослужений, красоту церковного пения, здесь привык сознательно переживать высокую радость праздничных настроений.
Кончая курс, сладце представлял он свое предстоящее служение в селе псаломщиком, идеализируя в юношеском воображении храм, клирос, алтарь, приход. Но Господь судил иное.
Один из его учителей, в виде попытки, послал телеграмму Иркутскому архиепископу Вениамину (это тот архипастырь, который устроил его в духовное училище) с просьбой о принятии юноши на казенное содержание в духовную семинарию. Святитель и в этот раз внял просьбе учителя и определил сироту в Иркутскую духовную семинарию.
В 1898 году он окончил семинарию, вступил в брак, рукоположился во священника и определился на приходе в своей родной станице. Но на втором году пастырского служения (в 1899 г.) его постигло новое горе: умерла жена.
Он поступает в Казанскую духовную академию, которую оканчивает в 1903 году со степенью кандидата богословия.
В высшей школе он встретил тяготение учащихся к духовной жизни, к иночеству, любовь к уставности богослужения, любовь к красоте церковного пения, к проповеданию слова Божия и был увлечен высоким любомудрием в освещении вопросов веры, нравственности и церковного строительства. Высшая школа вложила в его сердце любовь к благовестническому служению и необходимые знания для этого.
По окончании академии он был назначен в Забайкальскую миссию. Это время поставило на пути его ряд терпений и тяжелых испытаний, в которых горел и закалялся его дух, в которых учился он смирению, покаянию, терпению и благоразумию, положительности мысли, слова и дела.
В 1904 году утвержден в должности начальника той же миссии.
В 1907 году возведен в сан протоиерея.
В 1909 году пострижен в монашество с именем Ефрема и возведен в сан архимандрита.
На долю архимандрита, как начальника миссии, выпала задача организации борьбы с вероотступничеством и ограждение крещенных инородцев Забайкалья от поглощения их снова ламаизмом после закона 17 апреля 1905 г., вызвавшего всюду в стране религиозное брожение и отпадание от Православия, “в веру отцов”, с этим делом архимандрит Ефрем справлялся успешно и умело.
Кроме того, ему пришлось в пределах Забайкалья начинать и устроять миссионерское дело среди корейцев, в массе двинувшихся в Забайкалье по объявлении японцами аннексии Кореи, причем в первые годы все обязанности по оглашению и крещению он исполнял в положении рядового миссионера, за неимением такового, а затем исходатайствовал для этого особый миссионерский причт, открыл школу для обучения корейских детей, с пансионом при ней, открыл издание для корейцев на их родном языке миссионерского журнала “Православие”, имевшего громадное значение для объединения на религиозной почве корейцев не только Забайкалья, но и всего Дальнего Востока. Наконец, он, кроме своего прямого миссионерского служения, в разное время исполнял обязанности в центральных учреждениях по управлению епархией — консистории, Училищным Советом в учебных духовных заведениях, что ему дало знание и опыт и в общеепархиальном управлении.
Трудился он на этом поприще в течение многих лет.
20 ноября 1916 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии. Хиротония совершена в г. Чите епископом Забайкальским Мелетием, в сослужении семи других святителей Восточной Сибири.
В 1917-1918 гг. был участником Священного Собора Архипастырей Русской Православной Церкви как заместитель епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия (Заборовского).
В 1917 г. арестован на квартире протоиерея Иоанна Восторгова. Расстрелян 4 сентября 1918 г.
Канонизирован 20 августа 2000 г.
Духовный писатель.
Труды:
“История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени”. (Кандидатская).
“Вероисповедной соблазн в Забайкалье”.
“Земельная обида крещенных инородцев”.
“Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья”.
“Закон 17 апреля 1905 года и вероотступничество в Забайкалье”.
“В защиту миссии”.
Перечень трудов см. “Приб. к “ЦВ” 1916 г., № 43, с. 1046.
Речь при наречении его во епископа Селенгинского. “Приб. к “ЦВ” 1916, № 51, с. 1200.
Литература:
“Церк. Вед.” 1916, № 43, с. 384, 1918, № 19-20, с. 114.
“Приб. к “ЦВ” 1916, № 43, с. 1046, № 51, с. 1203.
“Прав. Собес.” 1901, февраль, с. 128, 1905, ноябрь, с. 94.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 276-277.
ФАМ II, № 33, с. 6.
Regel’son 523: 1918 in Moskau erschossen.
M. Pol’skij, Novye muceniki I, 178: erschossen am 23.8.1918.
|