Биография
Иона-Мар, епископ Супурганский в Урмии (Персидское Закавказье).
Родился в 1834 году в горной стране Тергявар.
В Урмийскую область он явился уже юношей лет 15-ти. Тогда он считался раббан, т.е. посвященный Богу от чрева матери своей. Много лет боролся он с врагами веры отцов. С проповедью о вере проходил раббан по сирийским деревням, увещевал поселенцев держаться веры отцов. Время от времени, для поддержания в себе святой ревности, он удалялся в горы Тергяваря и там молился в сообществе с жившими там пустынниками. В горах он вел суровый образ жизни. Он по несколько суток не вкушал хлеба, большую часть дня употреблял на молитву. Ночью вставал на молитву и псалмопение.
В 1864 году он был хиротонисан во епископа Урмийского и Супурганского патриархом Несториан Мар Шимуном.
В сане епископа он продолжал борьбу с врагами древнего христианства — католиками и пресвитерианами, неустанно разъезжая по деревням для проповеди и богослужения, для примирения ссор между сирийцами-христианами, чтобы они не шли на мусульманский суд, чтобы не подвергались там притеснениям и поборам, чтобы все составляли один народ, крепкий одной верой и взаимной любовью своих сынов. За это время он пять раз ходил в Кучаниц, лежащий в пределах Турции, в пяти днях пути от Урмии, к своему патриарху за распоряжениями и для доклада о делах своей епархии. Два раза на этом пути в Кучаниц он был ограблен донага курдами. Но патриарх не мог по дальности расстояния оказывать помощь епископу-труженику, да и не имел сил поддержать падавшее и раздиравшееся в Урмии разными западными проповедниками несторианство. Епископ Иона-Мар с горечью в душе наблюдал падение веры отцов, видел и горькие плоды этого падения в своем народе, как разрушение семейных укладов у многих сирийцев, особенно побывавших в Америке, прекращение молитв, постов, разрушение храмов. Тогда у него начала возникать мысль обновить народ сирийский — православием. От сирийцев, бывших в России на заработках или для сбора милостыни он узнавал о православной вере русских, об ее проявлениях в богослужении и жизни. Для лучшего ознакомления с русской Церковью он ездил около того же времени в Петербург инкогнито, но ничего не мог сделать для воссоединения своего народа с Православной Церковью. Только во время экзаршества в Грузии митрополита Палладия удалось ему подготовить почву для воссоединения, которое и совершилось в 1898 году 25 марта в Петербурге. Вместе с ним воссоединились архимандрит (впоследствии епископ в Урмии) Мар-Илья, два священника, один диакон и пятнадцать тысяч сирийцев-несториан.
После воссоединения он возвратился в Урмию и продолжал начатое доброе дело. Последние годы своего служения он проживал в себе Супурган, где принимал посещавших его русских миссионеров и членов русской колонии в Урмии.
В этом селе постигла его роковая смерть — следствие перенесенных им в молодости и старости трудов и воздержания. На смертном одре он был два раза напутствован и приобщался Свят. Таин.
Скончался он на Святой неделе в пятницу 23 апреля 1910 г. Отпевание было совершено по православному чину. Погребен в западной части Супурганской церкви во имя св. Великомученика и Победоносца Георгия.
Труды:
Bekenntnisse des Nestorianischen Bischofs Iona von Supurgan behufs seiner Vereinigung mit der heiligen orthodoxen orientalischen Kirche, in: A. von Maltzew, Begrabnis-Ritus und einige specielle und alterthumliche Gottesdienste der Prthodox-Katholischen Kirche des Morgenlandes. Berlin 1898, T.1, S. 420-444.
Литература:
"Церк. Вед." 1898, № 13, с. 67-70.
"Приб. к "ЦВ" 1898, № 12, с. 485-490, 1904, № 5, с. 163.
Пимен игум. "Забытые кончины". "Русск. Паломн." 1910, № 50, с. 815.
|