Архиереи



Иаков (Вечерков)

  
Ф.И.О.:  Вечерков Иосиф Иванович
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иаков (Вечерков Иосиф Иванович), архиепископ Нижегородский и Арзамасский.
Родился 4 апреля 1792 г. в семье диакона слободы Серебрянски, Новооскольского уезда, Курской губернии.
В 1814 г. окончил Белгородскую семинарию.
В 1816 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1819 г. со степенью магистра.
22 августа того же года пострижен в монашество в Александро-Невской Лавре, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Орловской семинарии.
В том же году 10 сентября назначен ректором Севских духовных училищ.
С 1822 г. — ректор Орловской семинарии.
С 20 августа 1823 г. — ректор Екатеринославской семинарии.
4 октября 1827 г. назначен настоятелем Бизюкова монастыря и 1 ноября того же года возведен в сан архимандрита.
27 марта 1832 г. в СПб Казанском соборе митрополитами Серафимом, Филаретом и др. иерархами хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского.
15 января 1847 г. перемещен в Н. Новгород.
3 апреля 1849 г. возведен в сан архиепископа; 19 ноября того же года вызван в Петербург для присутствия в Св. Синоде. Здесь он заболел горловой чахоткой и 20 мая 1850 г. скончался. Погребен в Александро-Невской Лавре (в Федоровской церкви).
Архиеп. Иаков — замечательная, выдающаяся личность. Он был пламенный учитель веры и ревностный борец против раскола, неуклонный и точный исполнитель всех церковных постановлений, неустанный горячий молитвенник, великий постник и подвижник.
С юных лет он очень любил природу. От созерцания красот видимого мира возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной.
В годы преподавательской деятельности в свободное от занятий время занимался археологией и историей. Все, что казалось ему важным и в личной жизни, и в общественной, он записывал в особую тетрадь, которую вел в виде дневника.
В период архипастырской деятельности преосвящ. Иаков много потрудился в борьбе с расколом. Занимался в это время и миссионерской деятельностью.
В борьбе с раскольниками он избрал свой метод, собирал и тщательно изучал все старинные книги и записи, и дела с них снимки с целью поразить ревнителей мнимой старины их же оружием. Во время частых поездок по епархии святитель посещал самые отдаленные, укрывающиеся в лесах раскольничьи скиты, лаской убеждал обитавших в них (скитах) старцев и стариц обратиться в лоно Православной Церкви. Своими архипастырскими убеждениями и примером личной жизни за 15 лет служения в Саратовской епархии преосвящ. Иаков возвратил в лоно Православия 18300 раскольников. Больших успехов добился он и в Нижегородской епархии.
Раскольники глубоко уважали святители за его кротость и благочестие и не раз говорили ему: "Владыко святый! Вот если бы такими, как ты, были все священники, то мы бы чтили и уважали их". Митр. Московский Филарет говорил, что добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвящ. Иакова, если бы он долее пожил".
В деле обращения инородцев преосвящ. Иаков также достиг значительных успехов. В его святительство было крещено в Саратовской губернии около тысячи калмыков и столько же евреев.
Преосвящ. Иаков был и замечательный проповедник. Слова и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью людям образованным и необразованным.
Много внимания уделял преосвященный образованию юношества. Им было открыто несколько городских и уездных духовных училищ. Предметом особых забот и попечений архиеп. Иакова были воспитанники семинарии, как будущие пастыри и учители церкви Христовой. Святитель внушал им с особенным усердием изучать Св. Писание. "Помните, — говорил он юношам, — вы готовитесь быть светом миру, — миру родному, русскому, который еще доселе ходит во тьме и ждет просвещения от своих пастырей". Владыка желал, чтобы у воспитанников семинарии развивалась способность к проповеданию слова Божия.
Немало заботился преосвящ. Иаков и о сооружении храмов. По его благословению в обеих епархиях построены сотни храмов и молитвенных домов. Под его непосредственным руководством была устроена трехпрестольная церковь в Саратове под кафедральным собором и такая же церковь — под Нижегородским кафедральном собором. Принимал активное участие в благоустройстве Нижегородского Печерского монастыря.
С любовью и состраданием относился святитель к бедным, больным и заключенным в темницах. Он посещал больницы, тюрьмы, раздавал нуждающимся щедрую милостыню, иногда сам оставаясь без копейки.
В личной жизни преосвящ. Иаков соблюдал строгое воздержание и пост. О посте он, по собственному опыту, так рассуждал: "Пост есть хлеб души, в начале сей хлеб кажется горьким, но впоследствии делается весьма сладким и благотворным. Хлеб сей дает силы, крепость и веселие душе. Душа со смирением и благодарением ко Господу, насытившись сим хлебом, обрадованная, входит в сообщество с ангелами, с Самим Богом, охотно, свободно воспевает так внутреннюю молитву и, как веселая птица, реет по таинственному вертограду Господню".
Во время совершения божественной литургии святителя охватывало чувство особенного смирения и благоговения. Он говорил, что "где нет смирения, так литургия для литургисающего во грех, а не во спасение".
Как в Саратове, так и в Нижнем Новгороде все от мала до велика любили и почитали своего доброго архипастыря и приходили к нему за советом и благословением.
Усиленные труды надломили здоровье преосвящ. Иакова. Он уже чувствовал приближение кончины и благодарил Бога, надеясь найти "по ту сторону гроба более жизни, более спокойствия, более радости, нежели находил по сию сторону могилы".
Когда по приезде в Петербург его болезнь усилилась, святитель укреплял себя частым причащением Тела и Крови Христовых. Не имея сил стоять на ногах, он молился на коленях или лежал ниц на ковре, вознося сердечные молитвы к Богу.
Перед самой кончиной святитель причастился св. Таин, соборовался елеем, со слезами просил у всех прощения. Обратив очи на высевшее перед ним Распятие и со словами: "Господи, помилуй", он испустил дух.

Труды:
По струнам сердца (слова и речи в 5-ти книгах). СПб, 1903.
Слова и речи (четыре части). М., 1853.
Увещание к молоканам, 1839.
Статистическое описание Саратовской епархии, 1839.
Исторический очерк Саратовского края, 1848.
О беглопоповской секте в Саратовской епархии.
Исследование о месте Сарая, столицы Кипчаковской орды.
Состояние правосл. церкви в Кипчаковской орде.
Путевые заметки о г. Петровске (Записки Казанского университета за 1842-1843 гг.).
Церковная археология (в рукописи).

Литература:
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913, т. I, с. 23-27, 213.
Игорев А. Воспоминание о преосвящ. Иакове.
Лебедев П. Воспоминание о преосвящ. Иакове.
Макарий, архим. История Нижегор. иерархии. СПб, 1857, с. 246, 247.
Поселянин Е. Русск. прав. послед. веков. СПб, 1917, кн. 6, с. 364-379.
Воскресенский Многоскорбный ученик преп. Серафима, игумена Павло-Обнорского м-ря, Иосаф в схиме Серафим. Вологда, 1914, с. 76.
Строев П., с. 600, 607, 1023.
Архангелов С. Наше пастырство (памятники прот. Розанова Н.И.). СПб, 1913, с. 10.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 176-178.
Булгаков, с. 1406, 1412.
Толстой Ю., № 274.
Н. Д., с. 58, 83.
Летопись Е.А., с. 807.
Списки архиереев, № 274.
Жизнь преосвящ. Иакова, архиеп. Нижегородского. СПб, 1857.
Преосвящ. Иаков, архиеп. Нижегородский. М., 1857, архим. Макарий.
Историч. сведения о г. Арзамасе, 1911, с. 213, 243.
Саратов. еп. вед., 1872, № 16.
Собрание мнений и отзывов Филарета митр. Московского и Коломенского, т. III, с. 239 и прим. 2; т. V, с. 195 п. 4 и прим. 3, с. 639-640; том. доп., с. 618 пр. 1.
Словарь псевдонимов, т. 3, 1958, с. 16 (Ред.).
Пб. Нкр., т. 2, с. 281.
Путешеств. по св. местам Руси (черты характера и быта), ч. II, с. 78-79, 80-86, 88-94.
Ж. П. Б., май, с. 179-185; доп. I, май, с. 818-823.
Саратов. губ. вед., 1842, № 31 (О рукоприкладстве).
Приб. к Ц. В., 1892, № 5, с. 180.
-"- 1901, № 21, с. 725-731.
-"- 1903, № 45, с. 1739-1741.
Прав. собес., 1858, февраль, с. 233 п/с.
-"- 1901, март, с. 24 (отчет).
-"- 1915, январь, с. 16.
Рус. палом., 1889; № 27, с. 327.
-"- 1905, № 34, с. 526-527.
Церковн. вестник, 1904, № 6, с. 184.
Христ. чтен., 1872, июнь, с. 183-229.
Русская старина, 1879, т. 26, с. 443, 456.
-"- 1880, июль, с. 606-607, 688.
-"- 1881, апрель, с. 781.
-"- 1882, июнь, с. 29.
Истор. вестн., 1884, октябрь, с. 28 п/с., 66, 67, 70 п/с I; ноябрь, с. 301.
-"- 1885, февраль, с. 467; декабрь, с. 34.
-"- 1890, ноябрь, с. 492, 502.
Рус. архив, 1889, кн. 2-я, с. 146 (Из бумаг митр. Иннокентия).
-"- 1898, кн. 1-я, с. 299-300 п/с. I (Два письма архим. Виталия Шепетова к архим. Филадельфу Пузыне).
Рус. архив, 1904, кн. 2-я, № 8, с. 606.
-"- 1910, кн. 2-я, № 8,. с. 605-606.
Ж. М. П., 1945, № 4, с. 69.
БЭЛ, т. VI, с. 151-152.
БЭС, т. I, с. 1010; т. II, с. 1634, 2004.
РБС, т. VIII, с. 158-159.

 
Должности и места служения

инспектор
Семинария Орловская духовная

1819 г. 19 век   —  
19 век
  
  

ректор
Семинария Орловская духовная

1822 г. 19 век   —  
1823 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Екатеринославская духовная

20.08. 1823 г. 19 век   —  
19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–