Архиереи



Герман (Садырев-Полев), св.

  
Ф.И.О.:  Садырев-Полев Григорий Федорович
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Герман (Садырев-Полев Григорий Федорович), архиепископ Казанский.
Родился в начале XVI в. в г. Старице, Тверской губернии.
В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифову Волоколамскую обитель. Вскоре принял монашество. Руководителем его был Максим Грек, живший в этой обители в ссылке за исправление книг.
После 1551 г. возведен в сан архимандрита и вступил в управление Старицким Успенским монастырем.
В 1554 г. был вызван в Москву на собор для увещания еретика Матвея Башкина.
3 февраля 1555 г. переведен в Свияжский Богородицкий монастырь Казанской губернии.
До посвящения в архиерейский сан святитель Герман вместе со св. Гурием деятельно занимался обращением татар в христианство. В этом деле были достигнуты большие успехи. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Св. Герман заботился об обучении новокрещенных. В целях большего преуспевания в деле просвещения он устроил общежитие в Зилантовском монастыре, чтобы увеличить число иноков и расширить школу для детей инородцев. В г. Свияже выстроил храм в честь Успения Богоматери и монастырь.
Отличаясь характером тихим, исключительной кротостью и смирением, св. Герман с ранних лет стремился к уединению и подвижничеству.
12 марта 1564 г. он был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа.
В 1566 г., когда ушел на покой Московский митр. Афанасий, царь Иоанн IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре св. Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он "кроткими словесы" начал увещевать царя оставить насилие, которое процветало в те годы в России. Св. Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп, который также вскоре попал в немилость за обличение царя.
В 1568 г. состоялся суд над митр. Филиппом, на котором присутствовал и святитель Герман. Мужество и твердость проявил он во время суда. Никто не выступил в защиту невинного митрополита, кроме одного Германа. Он убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника, ибо не найти в нем ни одной вины. Но голос святителя остался безответным. Сам же он за это выступление поплатился жизнью. Через два дня (6 ноября 1568 г.) его нашли мертвым в своей келье. Он погиб от руки какого-то опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. В народе же распространился слух, что св. Герман умер от свирепствовавшей в то время в Москве моровой язвы.
О нравственном облике святителя один из современников князь Курбский писал: "Герман столько же высок умом, сколько родом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Св. Писания, подвижник духовный ... был человек простой, искренний и твердый, готовый на помощь застигнутым бедою и напастью и усердный попечитель о бедных".
В 1592 г. обретены его нетленные мощи. От них стали совершаться многие знамения и чудеса.
25 сентября 1592 г. мощи св. Германа перенесены в Свияжский монастырь Казанской епархии, где были встречены Казанским архиепископом Гермогеном и поставлены в Успенском соборе у правой стены при входе в алтарь.

Литература:
Елисеев З.Г. Жизнеописание св. Гурия, Германа и Варсонофия Каз. и Свияж. чудотворцев. Казань, 1847.
Мятлев Н.В. Архиеп. Герман Казанский и род Полевых (доклад, читанный в заседании Историко-Родосл. общ-ва в Москве 19 ноября 1913 г.).
Арсений, архиеп. Святитель Христов Герман. Казань, 1900.
Богословский Краткий истор. очерк Казан. еп. Казань, 1893.
Никанор, архиеп. Собрание сочинений. Казань, 1909, с. 84-89, 98, 476.
Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю святую и русскую. СПб, 1903, т. III, с. 60-68.
Толстой М.В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 456, 358, 359, 377, прим. 5.
Соловьев С.М. История России, кн. II, с. 170, 411.
Петров Л. Словарь, с. 65.
Ключевский В.О. Древне-русские жития святых как исторический источник. М., 1871.
Устрялов Н.Г. Сказания кн. Курбского, 3-е изд., СПб, 1868.
Рыбушкин М.С. История Казани, 1847.
Плюшар Энциклопедический Лексикон, т. 14.
Барсуков Н., с. 129.
Булгаков Н., с. 1401.
Строев П., с. 287, 291, 460.
Денисов, с. 236, 245.
Летопись Е. А., с. 595.
Историч. опис. Стариц. Успен. м-ря. Тверь, 1895, с. 34-35.
Троицкий Патерик. Казань, 1907, с. 60-64.
Жития святых, XI, с. 125-132.
Святая Русь, № 778.
Церк. вестн., 1895, № 37, с. 1181.
Рус. палом., 1913, № 20, с. 314-315.
Прав. собес., 1897, декабрь, с. 709.
-"- 1907, март, с. 330; июнь, с. 1.
Истор. вестн., 1896, январь, с. 207, 212.
Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 764 п/с.
-"- 1904, кн. 1-я, № 2, с. 295.
Симбир. еп. вед., 1897, № 24, с. 969.
Изв. Казан. еп., 1885, № 17, с. 573-574.
-"- 1887, № 19, с. 481-484.
-"- 1894, № 16, 17, с. 487, 519-534.
-"- 1899, № 9, с. 385.
-"- 1907, № 8, с. 238 п/с; № 10, с. 296.
-"- 1913, № 30-31, с. 921.
Н. Д., с. 49.
БЭЛ, т. IV, с. 259-262; т. VII, с. 700-702.
БЭС, т. I, с. 636; т. II, с. 1137.
РБС, т. V, с. 31-34.

 
Должности и места служения

архимандрит
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Старицкий (мужской)

1551 г. 16 век   —  
16 век
  
  

архимандрит
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Свияжский (мужской)

3.02. 1555 г. 16 век   —  
16 век
  
  

Казанская епархия

1564 г. 16 век   —  
1567 г. 16 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–