Биография
Св. Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский и Новгород-Северский.
Год и место рождения святителя точно не известны. Вероятно, родился он в начале XVII столетия в Заднепровской Украине (Подольской губернии) в семье причетника.
Происходил из древнего дворянского рода. В роде святителя было много лиц духовного звания, поэтому будущий святитель уже в детские годы в своей семье получил задатки того религиозного чувства и благочестия, которые проявились в нем впоследствии.
Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был "кроткий и послушный".
Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре в конце сороковых годов XVII столетия — во время самого расцвета коллегии, когда ректорами и наставниками ее были лица, которые считались просвещенными людьми своего времени в России.
Святитель [будущий] не закончил полного курса коллегии, так как она после разгрома Киева поляками на несколько лет прекратила учебные занятия. Историк Петров Н.И. предполагает, что после этого разгрома Феодосий отправился за границу, где, возможно, получил высшее образование.
По завершении образования Феодосий принял монашество в Киево-Печерской Лавре.
С конца пятидесятых годов XVII века начинается служебная деятельность Феодосия (не позже 1658 года). Сначала он был архидиаконом Киево-Софийского собора.
Затем был назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре, "влекомый любовью к подвигам благочестия", оставил Киев и поселился в отдаленном небольшом Крутицком монастыре (уже в сане архимандрита).
Около 1661 года назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, в Коневском уезде. Деятельность его здесь главным образом была направлена на внутреннее устройство монастыря.
В 1664 году получил новое назначение — настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разоренный поляками-католиками, к должному благоустроению. Немало заботился Феодосий о церковном благолепии. Он организовал в своем монастыре прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда в 1685 году, по запросу, он высылал своих певчих в качестве устроителей пения.
Заботясь о развитии иноческой жизни, будучи сам строгим подвижником, устроил в 1680 году на монастырской земле небольшой скит для братии, желавшей уединения.
Будучи игуменом Киево-Выдубицкого монастыря, Феодосий был оклеветан Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским (вместе с другими игуменами) в измене русскому правительству и в переписке с изменниками России. Но 17 ноября 1668 года клевета была раскрыта, и он получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича. Вскоре на долю Феодосия выпала новая неприятность — дело шло о спорных землях Выдубицкого монастыря. Феодосий ревностно отстаивал монастырские земли, за что попал под временное запрещение в священнослужении.
В 1679 году Лазарь Баранович был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, и он определил Феодосия своим наместником в Киеве, а сам остался в Чернигове.
Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных делах своего времени. В 1685 году участвовал в качестве первостепенного деятеля в избрании еп. Гедеона, бывшего князя Четвертинского, Киевским митрополитом и в том же году был послан в Москву с извещением об избрании.
В 1688 году игумен Феодосий назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Новое назначение состоялось главным образом по желанию Лазаря Барановича, который хотел пользоваться помощью Феодосия. Феодосию пришлось немало потрудиться над внешним и внутренним благоустройством Елецкой обители, которая после опустошения ее иезуитами и доминиканцами была бедна и неустроена. Благодаря уважению, которым он пользовался среди населения, архимандрит сумел привлечь щедрые пожертвования в монастырь и в продолжение двух лет достиг для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивающего ее существование.
В годы управления Елецкой обителью Феодосий несколько раз был представляем на различные духовные должности. В 1690 году, по смерти митр. Гедеона, был представлен третьим кандидатом на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом Киевским стал Варлаам, архимандрит Печерского монастыря, Феодосий предназначался на место Печерского архимандрита.
В 1692 году по предложению Лазаря Барановича было назначено собрание, состоявшее из малороссийского гетмана Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую кафедру предложенный архиепископом Лазарем архим. Феодосий.
27 июля 1692 года Феодосий прибыл в Москву. После некоторых затруднений его наречение состоялось 9 сентября, а 11 сентября в присутствии государей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе во епископа с возведением в сан архиепископа. Тогда же Феодосий обратился к царям с просьбой о выдаче ему напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября 1692 года, а также право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам. Черниговским же архиепископам это право давалось, так как их кафедра стояла первой между другими архиепископиями. После этого Феодосий возвратился в Чернигов.
Святитель Феодосий исполнял обязанность архимандрита Елецкого монастыря и управлял всеми делами епархии, по-прежнему считаясь помощником архиеп. Лазаря. Видя, что преосв. Лазарь уже очень стар и близок к смерти, Феодосий постарался укрепить за собой право на вотчины Черниговской архиепископии. 17 мая 1693 года он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины. В декабре 1693 года, после смерти преосв. Лазаря, им была получена ставленная грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией. Святитель обратил особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых. Для этого он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 году по его благословению был основан Любецкий скит. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооруженный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1695 году освятил величественный храм в честь Пресвятой Богородицы на вершине горы Болдинской. Во время управления им Черниговской епархией замечался особый подъем и усиление иночества.
Святитель обращал внимание на духовенство и был разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам.
Свят. Феодосий оказывал влияние на паству главным образом своим глубоким состраданием и снисходительностью и добрым примером своей жизни. "Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца".
Чувствуя приближение своей кончины, он вызвал к себе наместника Свенского монастыря, иером. Иоанна Максимовича, и в 1695 году возвел его в [сан] архимандрита Черниговского Елецкого монастыря, святитель заранее готовил себе преемника.
Скончался свят. Феодосий 6 февраля 1696 года и был погребен в Черниговском кафедральном соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для него склепе.
Открытие его святых мощей совершилось 9 сентября 1896 года.
Память его Церковь празднует 9 сентября и 5 февраля.
Литература:
Титов Ф., свящ. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. Киев, 1896.
Станиславский В., свящ. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. Одесса, 1897.
Поселянин Е. Описание и торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. М., 1897.
Покровский И.Г., прот. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. СПб., 1897.
Петровский С., свящ. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. св. Феодосия. Одесса, 1896.
Мартиров М., свящ. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. Чернигов, 1896.
Мазанов П., прот. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. Полтава, 1897.
Лотоцкий А. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. св. Феодосия. Каменец-Подольск, 1895.
Лосев П. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. св. Феодосия. М., 1896.
Лебедев И. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. Чернигов, 1896.
Ковалевский А. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. св. Феодосия. М., 1900.
Кириллов А. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. Новочеркасск, 1896.
Ефимов А., свящ. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. свят. Феодосия. Чернигов, 1902.
Он же. Черниговский Елецкий монастырь. Чернигов, 1903. с. 48-80.
Денисов Л. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. св. Феодосия. М., 1897.
Гордиевский И., свящ. Описание торж. открыт. и просл. мощей и жизнеопис. св. Феодосия. Киев, 1903.
Соловьев С.М. История России. кн. III. с. 371.
Добровольский П.М. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. Чернигов. с. 13-37, 51-56.
Петров Н. Киевская академия во 2-ой пол. XVII в.
Протопопов Д. Жития святых. кн. 1. с. 109-110.
Ханенко А.И. Преосв. Феодосий (Углицкий), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Чернигов, 1896.
Есипов. Святитель и чудотворец архиеп. Черниговский Феодосий Углицкий. СПб., 1897.
Филарет (Гумилевский). Ист.-стат. описание Черниговской епархии.
Эристов. Словарь исторический о святых, 1862. с. 252.
Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913. с. 163-165.
Бахметов А.Н. Избранные жития святых. 19-е изд. М., 1913. февраль. с. 29-36.
Строев. стб. 23, 510, 514.
Булгаков. с. 1417.
Денисов. с. 902, 903, 904. [902-904 ?]
Летопись Е.А. с. 680, 682, 870.
Житие св. Феодосия Углицкого. изд.: Чернигов, 1878; СПб., 1896, 1898, 1900 и др.; М., 1896-1903; Полтава, 1896; Одесса, 1897; Валуйки, 1897; Тобольск, 1896.
Гродненские Е.В. 1905. № 44.
Черниговские Е.В. 1898. № 10.
Черниговские еп. изв. 1864, 1865, 1871, 1878, 1892, 1896.
Церк. вед. 1896. № 30. с. 305-308.
Приб. к Ц.В. 1896. № 30. с. 1080-1086; № 36. с. 1306-1310; № 37. с. 1329-1336; № 46. с. 1711-1713; № 48. с. 1788; № 49. с. 1833-1835; № 50. с. 1885-1887.
Приб. к Ц.В. 1897. № 39. с. 1390-1392; № 47. с. 1715-1717.
-"- 1900. № 39. с. 1564-1566.
Благовест. 1883. № 18. с. 3-7; № 19. с. 2-5; № 20. с. 1-4.
Богословский вестник. 1897. с. 285.
Душеполезный собеседник. 1896. вып. IX. с. 274-283; вып. XI. с. 338-351; вып. XII. с. 369-378.
Изв. Казан. еп. 1897. № 23. с. 655.
Исторический вестник. 1889. май. с. 465.
Христианское чтение. 1897. ч. I. июнь. с. 517; ч. II. с. 265, 387.
Труды КДА. 1895, авг.
-"- 1896. кн. X.
-"- 1899. кн. IX.
ЖМП. 1956. № 3. с. 37-41.
Акты Киевской духовной академии за XVII и XVIII вв.
БЭС. т. II. с. 2413.
ЭС. т. 41-а (кн. 82). с. 912.
РБС. т. XXV. с. 366-370.
Н.Д. с.25.
|