Архиереи



Стефан, св.

  
  
Сан:  епископ
Дата рождения:  1345 г. 14 век
Дата хиротонии:  1383 г. 14 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Стефан (по прозвищу Храп), епископ Пермский.
Родился в 1345 году в г. Устюге в семье причетника устюжского собора.
До монашества служил в соборе в сане диакона.
Пострижен в монашество в г. Ростове в монастыре св. Григория Богослова, где готовил себя к миссионерскому делу.
В 1379 году ездил в Москву за благословением на миссионерское служение. Епископом Герасимом Коломенским рукоположен в сан иеромонаха.
В 1383 году хиротонисан во епископа Пермского.
Скончался 26 апреля 1396 года, прибыв в Москву по нуждам своей епархии. Погребен в Спасской церкви на Бору.
В 1549 году Макарьевским собором причислен к лику святых. Мощи почивали в Московском кремле, в церкви Спаса на Бору. Память празднуется 26 апреля.
Свт. Стефан не получил никакого специального образования, но, наделенный от природы богатыми способностями, он быстро и легко научился читать и вскоре был допущен к канонаршению и чтению в соборе, а затем стал диаконом.
Стремясь к образованию, он жадно поглощал всю бывшую в его распоряжении книжную премудрость. Пребывание его в Григорьевском монастыре (10 лет) было для него очень благотворным, здесь он закончил свое обширное, по тому времени, образование; отсюда вышел на апостольскую проповедь.
Добестно проходил молодой инок свое послушание и за достойную жизнь был рукоположен во иеромонаха.
В монастыре научился он греческому языку и изучал имеющийся в затворе запас греческих книг. По замечанию биографа, свт. Стефан стал чудным дидаскалом, исполненным мудрости и разума, знатоком всей внешней философии, книжной мудрости и грамотной хитрости. В монастыре он прошел все ступени самоусовершенствования, "подвизался на добродетель постом и молитвою, чистотой и смирением, воздержанием и трезвением, терпением, беззлобием, послушанием и любовью". Он был убежденным аскетом. Горел желанием просветить Христовою верою инородцев. Когда он почувствовал себя готовым к великому подвигу, то испросил благословение у начальства и начал свою миссионерскую работу среди диких язычников зырян и пермяков. Своею проповедью и своей прекрасной личной жизнью, своим нравственным примером победил последних.
Свят. Стефан был спокойный, бескорыстный, терпеливый, добрый и сильный духом пастырь. Действовал только убеждением, без малейшего принуждения. Созидал и освящал церкви, и почти при каждом храме устраивал святитель богадельни и странноприимницы, где пригревал, кормил и одевал бедных, больных и странных. 18 лет трудился св. Стефан в Перми, и имя его благословляли пермяки по всему краю.
Как просветитель Пермского края, святитель Стефан трудился над переводом Св. Писания и всех богослужебных книг на пермский (зырянский) язык и составил азбуку.
В течение 13 лет святительствовал еп. Стефан на Пермской кафедре. Много трудностей, опасностей и скорбей перенес он на этом пути, но благодать Божия была с ним и успехи его были блистательными. Им просвещена "Малая Пермь", земля зырян. Русская история сохранила о нем память как о великом подвижнике Русской Церкви, как об одном из собирателей Русской земли.

Литература:
Иловайский Д.И. История России. т. 2. М., 1884. с. 403.
Шестаков П.Д. Чтение древнейшей зырянской надписи. // Журнал мин. нар. просвещ. 1871. янв.
Он же. Св. Стефан, просветитель Пермский. // Ученые записки Казанского университета. 1868. вып. 1. с. 75.
Савваитов. О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке, изобретенной св. Стефаном. // Труды первого археологического съезда. М., 1869. II. с. 408.
Соловьев С.М. История России. кн. I. с. 1310.
Попов Е. Святитель Стефан Великопермский. Пермь, 1885.
Карамзин Н. т. V. с. 64-66, 209, прим. 125, 126, 137, 232; т. IX. с. 159.
А. М. Сказания о жизни и трудах св. Стефана, еп. Пермского. СПб., 1856.
Голубинский. И.Р.Ц. пер. 2-й. т. II, 1-я пол. М., 1900. с. 262-296.
Филарет, архиеп. Русские святые. кн. I. СПб., 1882. с. 533.
Он же. Обзор рус. дух. лит. с. 83-86.
Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб., 1889.
Макарий (Булгаков). И.Р.Ц. т. IV, [кн. ?]. с. 138-149, 345-355; т. V. с. 236.
Лепехин. Дневные записки путешествия по разным провинциям российского государства. III. с. 242.
Некрасов И.С. Пермские письмена в рукописях XV века. Одесса, 1890.
Васильев, Бехтерев. История Вятского края. Вятка, 1890.
Шестаков И., свящ. Краткий исторический очерк 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899. с. 8-11.
Кедров Н.И. Просвет. деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые 3 века ее существования. М., 1892. с. 67.
Толстой М.В. Рассказы из истории Р.Ц. с. 189-194, пр. 41.
Смирнов С.И. Как послужили миру подвижники древней Руси. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. с. 40.
Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 1898. вып. VIII. апрель. с. 156-164.
Полевой П. Стефан св., просветитель пермской земли. М., 1912.
Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. т. II. СПб., 1899. с. 57-71.
Бантыш-Каменский. Словарь. т. IV. с. 100.
Эристов. Словарь исторический о святых. с. 223-225.
Булгаков. с. 1408.
Ратшин. с. 327.
Строев. стб. 729.
Летопись Е.А. с. 515, 516.
Архив историч. и юридич. сведений России. т. I, отд. 3.
Портреты именитых мужей Российской Церкви. М., 1843. с. 1, 2.
Святая Русь. № 526.
Московский некрополь. т. III. с. 159.
Верный месяцеслов. с. 14.
Приб. к твор. св. отцев. 1843. с. 426-427; 1848. с. 338-348.
Приб. к Ц.В. 1896. № 16. с. 570-582.
Кормчий. 1912. № 21. с. 247-251.
Православный собеседник. 1858. февр. с. 279.
-"- 1911. апр. с. 105.
Исторический вестник. 1884. февр. с. 450-451; июль. с. 207; дек. с. 810.
-"- 1885. окт. с. 88, 98.
-"- 1888. дек. с. 116.
Русский архив. 1893. кн. 2. с. 148 (Из писем А.Н. Муравьева к С.Д. Нечаеву).
БЭЮ. т. 17. с. 717; т. 18. с. 37.
БЭС. т. II. с. 2117.
ЭС. т. XXXI-а (кн. 62). с. 637-638.
РБС. т. XIX. с. 423-426.
Н.Д. с.47.

 
Должности и места служения

Пермская епархия

1383 г. 14 век   —  
26.04/03.05. 1396 г. 14 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–