Архиереи



Кирилл II

  
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Кирилл II, епископ Ростовский, Переяславский и Ярославский.
Был игуменом Рождества-Богородичного монастыря в г. Владимире.
В 1231 г. хиротонисан во епископа Ростовского. (По другим источникам правил епархией с 1230 г.).
Скончался 21 мая 1262 г.
Современный летописец свидетельствует, что он "ничем не оста ? преж бывших в Ростове — Леонтия святого, священного епископа Исаии и Нестора", что он не только словом, а примером учил приходящих и из других городов послушать учения его и полюбоваться чудно украшенной соборной церковью.
Продолжительная пастырская деятельность его проходила в тяжелую эпоху татарщины, и он проявил себя истинным отцом своей паствы.
Возвращаясь после нашествия Батыя из Белгорода, где он спасался от татар, еп. Кирилл проходил через поле битвы при р. Сити, отыскал там тело убитого вел. князя Юрия Всеволодовича и похоронил его.
Деятельность еп. Кирилла в эпоху татарщины была очень плодотворной. Он восстановил многие церкви, устроил быт духовенства, неоднократно примирял враждующих князей. Предпринимал изнурительные и опасные путешествия в Орду, склоняя хана к милости. По молитве святителя получил исцеление больной сын хана, после чего еп. Кириллу был дан ярлык, по которому ежегодная дань с князей Ростовских и Ярославских должна была идти в "дом Пресвятой Богородицы". Храм этот, как сказано выше, был украшен так чудно, как не было раньше в Ростове. Пение там совершалось на правом клиросе по-славянски, на левом — по-гречески. Во время поездок в Орду еп. Кирилл обратил в христианство и затем крестил ханского племянника, который известен в житии святых, как св. Петр, царевич ордынский. Преосвящ. Кирилл в течение почти десяти лет один управлял всеми епархиями Северо-Восточной Руси. Имя еп. Кирилла II находится в некоторых святцах. Летопись именует его "блаженным и учительным". Он показал многие добродетели как истинный святитель, а не как "наемник".

Труды:
Поучение первое, начинающееся словами: "духовное убо семя в ваших душах..." // Прав. собес., 1859, февраль, с. 248-249.
Слово страсе Божием. // Прав. собес., 1859, с. 250-251.
Слово о небесных силах // Прав. собес., 1859, февраль, с. 252-256.
Слово о первозданном // Прав. собес., 1859, февраль, с. 256-258.

Литература:
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 81, 84-85, 106.
Его же Древние святыни Ростова Великого, 2-е изд. М., с. 26, прим. 63, с. 28.
Чуфаровский Н. Ростовск. Петров. м-рь и его основат. преп. Петр царевич, 2-е изд. Одесса, 1902, с. 4.
Соловьев С. М. История России, кн. I, с. 1306.
М. Макарий И. Р. Ц., т. III, с. 35; т. IV, с. 10, 120, 175, 341.
Булгаков, с. 1417.
Денисов, с. 76.
Самбикин Д. Месяцеслов, вып. III, с. 268-270.
Голубинский, с. 359.
Строев П., с. 330, 662.
Обзор рус. дух. лит., с. 56, № 52.
Святая Русь, № 618.
Прибавл. к твор. св. отцов, 1843, с. 424-432; 1848, с. 339.
Чтение в общ. любит. дух. просвещ., 1890, май-июль, с. 91-93.
Истор. вестн., 1886, т. 23, с. 76-77.
Ж. М. П., 1945, № 4, с. 69.
БЭЛ, т. X, с. 389-390.
БЭС, т. II, с. 1303, 1304.
РБС, т. VIII, с. 663-664.
Н. Д., с. 22.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–