Архиереи



Прохор

  
Другое имя:  в схиме Трифон
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Прохор (в схиме Трифон), епископ Ростовский и Ярославский.
До 1310 г. сведений о нем никаких не сохранилось.
В конце 1310 г. уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставленные на церковные степени.
В марте 1311 г. митрополитом Петром в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского.
В 1314-1315 г. основал Толгскую обитель на речке Толге, в память явления ему образа Божией Матери.
В 1319 г. ездил в Тверь мирить вел. князей с Московским князем Юрием.
В 1325 г. вместе с митр. Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого вел. князя Даниила.
В 1327 г. освящал в Москве Успенский собор.
В 1328 г. удалился на покой в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь.
Скончался 7 сентября 1328 г., приняв перед смертью схиму с именем Трифон. Погребен за алтарем Преображенской церкви того же монастыря.
О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. Вместе с благочестием он соединял в себе выдающуюся для того времени православно-богословскую ученость. Однажды (в ночь на 8 августа 1314 г.), возвращаясь в Ростов и остановившись на правом берегу Волги, в 8 верстах от Ростова, удостоился святитель чудного благодатного видения. На другом берегу реки, при речке Толге, он увидел необыкновенный свет в виде огненного столпа и мост через Волгу, направленный к тому месту. Пораженный этим, святитель взял посох и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь он увидел, что свет исходит от иконы Божией Матери, стоящей на воздухе. Долго молился святитель пред иконою, наконец, по тому же мосту возвратился в шатер свой.
Перед отправлением в путь служителя хватились архиерейского посоха, но не нашли. Доложили преосвященному. Он велел им плыть за Волгу и взять посох на том месте, которое он указал перстом. Здесь обрели они икону Божией Матери, стоящую между деревьями, там же нашли и посох. Святитель со всею свитою переехал через Волгу и на месте явления иконы тогда же благословил построить малую церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и в ней поставили чудный образ, положив, таким образом, начало Толгской обители.
Явленная икона прославилась многими чудотворениями.
Святитель Прохор в 1322 г. защитил Ростов от татарского хана Ахмыли, чудесно исцелив его сына, тяжко заболевшего под Ярославлем, два ему испить св. Воды и осенив его крестным знамением.
О внешнем облике святителя сказано: "подобием рус, брада аки Богословля, ризы святительския с омфоном, в руках Евангелие". В "книге, глаголемой описание о Российских святых", епископ Прохор вместе с Ефремом и Кириллом, ростовскими иерархами, значится в числе местно чтимых святых.
Протекло более шести столетий со дня смерти святителя, но память о нем, озаряемая чудесными явлениями и прославлением иконы Толгской Божией Матери до последнего времени молитвенно сохранялась в населении. Почитатели праведной жизни святителя Прохора в заупокойных молениях о почившем подвижнике верят в его заступление и ходатайство пред Пречистой Богоматерью и по молитвам свят. Прохора получают исполнение просимого и избавление от бед и болезней.

Труды:
Краткое житие св. Петра (Материалы для И. Р. Ц. Харьков, 1862).
Канон св. Петру (Синод. рукопись 1459 г., № 637 и Минея).
Повесть о мученической смерти Михаила, кн. Тверского (со слов очевидцев). Собр. летоп., т. V, с. 207-215.
Повесть о князе Довмонте (Собр. летоп., т. IV, с. 180-183).

Литература:
Протоповов Д. Жития святых, август, с. 112-115.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 33.
М. Макарий И. Р. Ц., т. IV, кн. 1, с. 176, 177, 256, 312.
Нефедеев Н. Свящ. быль на Волге. СПб, 1914.
Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого, 2-е изд. М., 1860, с. 26, прилож., с. 16, § 17.
Его же Жизнеописание угодников Божиих, живших в пределах Ярославской епархии. Ярославль, 1885, с. 49, 50.
Димитрий Месяцеслов всех святых, 1893, сентябрь, с. 36, 37.
Титов А. А. Описание Ростова Великого. М., 1891, с. 115.
Нил, архим. Ярославский Спасо-Преображенский м-рь, что ныне архиерейский дом. Ярославль, 1869, с. 81, 82.
Дебольский Г. Дни богослужения, 8-е изд., 1887, т. I, с. 217.
Ключевский В. О. Древне-русские жития святых. М., 1871, с. 74-77, 83-85.
Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский м-рь, что ныне архиерейский дом. М., 1881, с. 10, 52, 92.
Григорий, архим. Сборник для любит. дух. чтен. М., 1889, с. 25, 26.
Лебедев А. Успенский кафедр. собор в г. Ярославле, 2-е изд. Ярославль, 1896, с. 56, 57.
Орлов Д. Ярославский Толгский м-рь. Ярославль, 1913, с. 15, 17, 18.
Крылов А. Ист.-стат. обзор Яросл. еп. Ярославль, 1861, с. 15.
Голубинский Е. И. Р. Ц. М., 1900, т. 2, 2-я пол., с. 98, 99, 108-111.
Дурнов Н. Иерархи Российской Церкви.
Митр. Евгений Словарь дух. писателей.
Филимонов Г. Иконопись, подлинник, с. 31.
Строев П., Библиографический словарь, с. 239.
Строев П., с. 330, 337.
Карамзин Н., т. IV, с. 133, прим. 257, 328.
Сергий Месяцеслов, ч. III, с. 67, прим. 3.
Булгаков, с. 1417.
Барсуков Н., с. 465, 562.
Голубинский Е., с. 339, 346.
Самбикин Д. Месяцеслов, вып. III, с. 369.
Н. Д., с. 22.
Книга, глаголемая описание о рос. святых (Чтен. общ. ист. и древн. рос., 1887, кн. 4, № 224).
П. С. Р. Л., т. I, III, V, VII, XV.
Обзор рус. дух. лит., с. 69, № 65.
Зверинский, т. I, № 458.
Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864, с. 60-63.
Иерархия Всероссийская. М., 1894, т. I, с. 48.
Жития святых, доп. изд., 1908, ч. I, декабрь, с. 526, 563.
Святая Русь, № 619.
Истор. вестн., 1881, март, с. 502, 1885, декабрь, с. 35, 1904, февраль, с. 704.
Прав. собес., 1858, январь, с. 101 п/с.
Ж. М. П., 1945, № 9, с. 75.
БЭС, т. II, с. 1930.
ЭС, т. XXV-а, с. 580.
РБС, т. XV, с. 101, 102.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–