Архиереи



Питирим

  
Ф.И.О.:  Петр
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Питирим (в мире Петр), архиепископ Нижегородский и Алатырский.
Родился в 1665 г. в с. Горицах, близ г. Шуи, в семье раскольников.
С 1704 г. (по обращении в Православие) — строитель Николаевского монастыря в Переславле Залесском.
С 1707 г. ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской.
Около 1705 г. основал Кержебельбашский монастырь.
С 1709 г. — строитель этого монастыря.
В 1717 г. (или 1718) г. возведен в сан архимандрита.
23 марта 1719 г. хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.
24 мая 1724 г. возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.
С 21 июля 1730 г. — член Св. Синода.
Скончался 8 мая 1738 г.
Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий. Такими путями вел его Промысл Божий.
Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Св. Писания, со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных поставлений и творений св. отцев Церкви, всех богослужебных книг, истории русской церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно православной церкви. Так Промысл Божий из Среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них.
С необыкновенным умом и глубоким знанием Св. Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения. Желая подражать в действиях великому ревнителю православия Димитрию Ростовскому, он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем и обратил на себя внимание Петра строгостью жизни, опытностью в делах веры.
Вскоре для борьбы с расколом был назначен Петром на Нижегородскую епархию, т. к. раскол пустил глубокие корни в ее области. И в этом деле никакие препятствия не могли остановить его святой ревности, он имел в виду только православие и спасение раскольников. И Бог, видя его истинное усердие ко благу Церкви, невидимо помогал ему и подкреплял во всех его трудах.
Встретясь со святителем Димитрием Ростовским за год до его кончины, он показал ему свои обличения против раскола, и святитель, видя пламенную ревность его, высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу.
С глубоким самоотвержением Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. И наедине, и перед сонмом их, не страшась проповедывал истину и обличал ложь.
Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом.
Кроме борьбы с расколом он обращал к христианской вере и иноверцев. При обращении в Православие он требовал, чтобы желающий обращения "был свидетельствован духовником, должен у него исповедываться и приобщиться Св. Таин".
Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц им основаны монастыри: мужской Кержебельмашский Успенский и два женских — Троицкий Бельмашский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством.
Великие труды святителя сопровождались огромным успехом. За 19 лет им обращено от раскола к Православию около 80000 человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства.
Он много заботился о распространении духовного просвещения — домашнего и общественного. Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Произвел преобразование в 2-х нижегородских школах, присоединив к ним 3-ю новую, высшую под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться семинариями. Всего в своей епархии он учредил 13 приготовительных к семинарскому образованию школ.
Архиеп. Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий, но великий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение. Но велик он был умом, силою воли, терпением и правдою, велик он был по трудам и заслугам для Православной Церкви.
Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.
Подвиги его, по словам Петра В., могут быть названы "равноапостольскими".
Между устными сказаниями о подвигах Питирима замечателен один рассказ. Питирим шел к дому одного раскольника, который намеревался его убить. В это время дочь человека, готовившегося к убийству, по внушению Божию, выбежала навстречу Питириму и сообщила ему о злом намерении своего отца. Таким образом, Питирим спасся от явной смерти. А спасшая его девица, удалившись от родителей, постриглась в монашество и заслужила любовь и уважение своими иноческими подвигами.
Ко времени кончины архиеп. Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников.

Труды:
Пращица. СПб, 1721. М., 1752.
Переписка с керженскими раскольниками в 1716 г. (Ист. Нижегор. иерархии, с. 53-66).
Письма к царю и доношения Синоду (там же, с. 47, 83, 93).
Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. СПб, 1720 и 1782.
Доношение Питиримово (царю). Чтен. общ. ист., 1860.
Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах (Есипов Раскольничьи дела. СПб, 1861, с. 644-650).
Доклад архим. Питирима о раскольниках и др. бумаги (там же, с. 193, 194, 208, 210-220, 235, 272).

Литература:
Макарий, архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850). СПБ, 1857, с. 34-49, 64, 65, 77, 78, 87, 88, 90-103.
Рункевич С. Александро-Невская Лавра, прилож., с. 49.
Щегольков Н. Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 56, 77, 82, 83, 84.
Толостой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 623, 624, пр. 62.
Субботин Н. И. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиеп. Нижегородского с прилож. новооткрытого Питиримова соч. М., 1889.
Розанов Н. Ист. Моск. еп. управления, ч. II, кн. I, примеч. с. 6 и 8.
Булгаков, с. 1406.
Денисов, с. 336, 337.
Толстой Ю., № 18.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 134.
Строев П., с. 606, 626, 686.
Списки архиереев, № 18.
Обзор рус. дух. лит., с. 300.
Истор. вестн., 1885, февраль, с. 466, 1892, февраль, с. 492, 493, 1906, август, с. 531.
Рус. старина, 1881, май, с. 173, 1882, январь, с. 69, 1886, февраль, с. 273, 1887, июль, с. 1.
Прав. обозрен., 1863, январь, с. 65-72.
Прав. собес., 1897, июнь, с. 200, 1907, апрель, с. 544; сентябрь, с. 430; ноябрь, с. 722.
Рус. архив, 1870, № 11, с. 1957, 1900, кн. 2-я, № 8, с. 415, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 423.
Н. Д., с. 58.
БЭС, т. II, с. 1633, 1811.
ЭС, т. XXIII-а (кн. 47), с. 735, 736.
Морохин А.В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церков. деятель эпохи перемен. Н. Новгород: Книги (Растр-НН), 2009. 272 с.: ил.

 
Должности и места служения

член Св. Синода
Синод Святейший Правительствующий

21.07. 1730 г. 18 век   —  
1738 г. 18 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–