Биография
Павел III, епископ Коломенский.
Родился в с. Колычево Княгининского у. Нижегородской губ.
В 1651 г. упоминается игуменом Пафнутиева Боровского монастыря.
17 октября 1652 г. хиротонисан во епископа Коломенского.
В 1654 г. на соборе выступил против патр. Никона, как защитник старины. В том же году лишен последним сана и сослан в заточение к Онежскому озеру в Палеостровский монастырь.
Пропал без вести в 1655 г. [Позже переведен под более строгий надзор в Новгородский Хутынский монастырь, где был убит 3 апреля 1656 г.].
Преосвящ. Павел — единственный епископ, принявший сторону старообрядцев во время образования раскола. Принадлежал с самого начала реформаторской деятельности Никона к числу лиц, враждебных ему (он был в близких отношениях к протопопу Иоанну Неронову), одному из главных вождей раскола, Павел свою приверженность к старине открыто выразил на Московском соборе 1654 г., настаивая, чтобы церковные книги были составлены в прежнем виде. Хотя он и подписал под определением собора относительно необходимости исправления книг, но сделал оговорку, в которой отрицал возможность и надобность изменения правил о поклонах. Патриарх лишил его епископства и сослал в заточение.
Дальнейшая его судьба рассказывается в разных вариантах, из которых ясно одно, что достоверного о нем ничего неизвестно. В одних версиях говорится, что он сошел с ума и в таком состоянии ушел в лес, где его не то съели звери, не то он утонул в реке.
По раскольничьим рассказам Никон сослал его в Новгородский Хутынский монастырь, где игумен его "мучил", а он сам "юродствовал" и потом был убит посланными Никона. Семен Денисов в "Винограде Российском" говорит, что Павел был сослан в Палеостровский монастырь, откуда был выслан в Новгород, где сожжен в срубе.
Вообще неизвестность его судьбы создала возможность для различных догадок, а, может быть, и намеренных измышлений, рассчитанных на то, чтобы как можно больше повредить патриарху Никону и опорочить Православие.
Во время суда над патр. Никоном ему ставилось в вину самовольное лишение им сана Павла Коломенского, но речь шла только о самоволии, о том, что патриарх присвоил себе права собора. Самое же низложение, хотя по форме и не вполне законное, по сути дела было совершено справедливо.
С 1913 г. по решению нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев белокриницкого согласия поминается в молитвословиях мучеников, пострадавших за древнее благочестие.
Литература:
Соловьев С. М. История России, кн. III, с. 203, 259, 266, 267.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 517 прим. 19; 531 прим. 52; 532, 534, 537.
Марков Н. Коломенская епархия, с. 223, 224 (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1886, отд. III, август).
Строев П., с. 571, 1031.
Н. Д., с. 46.
Его же Иерархия Всероссийской Церкви, с. 24.
Деяния Моск. собора 1654 г. Изд. Братства св. Петра в Москве, в 1873 г. Синод. библ., № 379.
БЭЛ, т. XII, с. 358.
БЭС, т. II, с. 1730, 1411.
ЭС, т. XXII-а (кн. 44), с. 546.
РБС, т. XIII, с. 73.
Истор. вестн., 1882, май, с. 369, 370, 1906, февраль, с. 632; июнь, с. 981.
|