Архиереи



Никифор I Грек

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Никифор I, митрополит Киевский и всея России.
По происхождению грек.
Родом из Суры Ликийской (в Малой Азии).
Прислан в Россию Константинопольским патриархом. В Киев прибыл 6 декабря 1104 г. (по другим источникам 6 декабря 1103 г.), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.
Это был архипастырь "ученый" и "простой", ревностный к своему делу.
При нем Русская Церковь прославлена несколькими знамениями любви небесной — ознаменовали себя многими чудесами перенесенные в новый храм св. мощи Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи св. вел. Варвары.
По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митр. Никифор был человек, ревностно заботившийся о благе своей паствы. После него сохранилось несколько письменных посланий. Свои поучения, по незнанию русского языка, он не произносил сам, а написавши их по-гречески, поручал переводить их и произносить в церкви. Замечательным является его "поучение в неделю Сыропустную в церкви ко игуменам и ко всему иерейскому и диаконскому чину и к мирским людям". Причина, побудившая митрополита написать это поучение, заключалась не только в сознании своего пастырского долга, но и в обычае церкви греческой перед наступлением поста предлагать особое поучение всей пастве. В поучении в неделю Сыропустную митр. Никифор призывает слушателей к покаянию и исправлению в наступающие дни поста и показывает, что истинный пост состоит в воздержании не от мяса овцы или других животных, но от обид и оскорблений ближних, от лихвы, неправедной мзды, тяжкого роста, в частности предостерегает от пьянства.
Тон поучения, равно как и всех его посланий, показывает в митр. Никифоре умного и осторожного человека, который поучая людей и указывая на их пороки, в то же время опасается оскорбить кого-либо и войти в неприязненные отношения.
В январе 1121 г. митр. Никифор скончался.

Труды:
Три послания к вел. князю Владимиру Мономаху о причинах отвержения латинян православною церковью, помещены в:
1. И. Р.Ц., митр. Макария, т. II, с. 336.
2. Ист.-лит. обозр. древне-рус. полем. соч. против латинян. А. Н. Попова. М., 1875. 3. Критич. опытах по ист. древне-рус. полем. сочинений против латинян А. С. Павлова.
Послание к вел. князю Ярославу Волынскому (Рус. достопамятности, ч. I, с. 61).
Поучение в неделю сыропустную (И. Р. Ц., митр. Макария, т. II, с. 349.
Творения митрополита Никифора. М.: Наука, 2006. 501 с.

Литература:
Поторжинский, прот. Ист. рус. церк. проповеди. Киев, 1891, с. 66.
Попов А. Н. Ист.-лит. обзор древне-рус. полем. сочинений против латинян. М., 1875.
М. Макарий И. Р. Ц., т. II, с. 16.
Голубинский Е. И. Р. Ц., т. I, пер. пол., с. 287, 857, 858.
Павлов А. С. Крит. опыты по ист. древн.-рус. полем. сочинений против латинян.
Булгаков, с. 1402.
Строев П., с. 1.
Летопись Е. А., с. 407.
Обзор рус. дух. лит., с. 28-30.
Ипатьевская летопись, № 8.
Прав. обозрение, 1870, январь, с. 105.
Н. Д., с. 12.
БЭС, т. II, с. 1646.
ЭС, т. XXI (кн. 41), с. 84.
РБС, т. XI, с. 336.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–