Биография
Кирилл (Васильев) (в схиме Макарий), епископ б. Маловишерский, викарий Новгородской епархии.
Родился 1 сентября 1871 г. в д. Губа Новгородской губернии. Образование получил домашнее.
С юных лет стремился он к монастырской жизни, к уединению от суеты и прелестей окружающего мира. В Новгородской епархии было много мужских монастырей, но все были штатные.
В 1894 году вместо упраздненной Макарьевской пустыни в 110 километрах от Новгорода был учрежден миссионерский Воскресенский монастырь, он устремился в него под мудрое руководство старца иеромонаха Арсения, известного синодального миссионера. В последующие годы (в 1890-е) он был пострижен в монашество и постепенно возвышался. Братия монастыря любила его за его чуткое отношение к ней и к людям, за его нелицеприятие, нестяжательность и за многие другие хорошие стороны его жизни.
В 1906 году строитель монастыря архимандрит Арсений был уволен от своей должности и Воскресенский миссионерский монастырь обращен в общежительный с освобождением братии этого монастыря от занятий миссионерством. Братия единогласно избрала его своим настоятелем и Святейший Синод своим постановлением от 19-28 августа того же года (1906) назначил иеромонаха Кирилла исполняющим должность настоятеля названного монастыря. Четыре года руководил иеромонах Кирилл своим братством. За эти годы монастырь, хотя и бедный, ожил. Стали приезжать из Новгорода, Петербурга много верующих. И так как монастырь находился в 18-20 километрах от ст. Любань Октябрьской ж.д., то в поселке Любань построено было подворье с церковью, а в самом монастыре гостиница для богомольцев.
Из года в год число братии увеличивалось, возрастало необычайно и число богомольцев. Отец Кирилл был добрый и опытный старец, к нему-то и тянулись скорбные души, особенно из Петербурга. Он стал известен во многих местах Севера.
Более всего влекло богомольцев в этот монастырь истовое монастырское уставное богослужение с проповедями. Часто и он выступал как проповедник в своих бесхитростных обращениях к верующим не с красноречивыми громкими фразами оратора, а с такой теплотой и задушевностью на примерах святоотеческих, что слушатели предпочитали слушать его без конца. Кроме того, в большую заслугу ему ставили то, что он необычайно возвысил в чувствах верующих забвенную до него память преп. Макария Римлянина. Он восстановил празднование преп. Макарию 17 января и 29 июля, накануне которого из Любани ежегодно совершался крестный ход. К этому дню со всех сторон съезжались и сходились тысячи богомольцев. Необычайно радостно и торжественно праздновалась память преподобного небесного покровителя этой обители. А в среде верующих никогда не называли монастырь Воскресенским, а только Макарьевским.
- Иду к Макарию.
- А ты откуда, — не от Макария ли грядушь?
Такими вопросами забрасывали друг друга дальние путники, пешеходы, странники с котомками.
Во внимание к плодотворной деятельности иеромонаха Кирилла Святейший Синод своим определением от 11-12 марта 1910 года за № 1890 постановил исправляющего должность настоятеля Воскресенского монастыря иеромонаха Кирилла утвердить в исправляемой им должности, с возведением в сан игумена.
В последующие годы и после революции в 1917 году игумен Кирилл еще более стал известным и популярным в Петрограде, Новгороде и даже в Москве, и особенно почитаем как добрый и мудрый старец.
Он был известен и членам Свят. Синода. Многие святители обращались к нему за советами. В числе его почитателей был известный епископ Андрей (Ухтомский), бывший Уфимский, в годы церковного лихолетья (обновленческий раскол). Последний и предложил ему стать добрым епископом, на что последовало согласие.
В 1923 году летом (в марте?) хиротонисан тайно во епископа Любанского, викария Новгородской епархии еп. Андреем (Ухтомским), еп. Михеем (Алексеевым) и еп. Стефаном (Бехом).
В ближайшие месяцы 1923 года после своего освобождения, Святейший Патриарх Тихон, при проверке хиротоний совершенных епископом Андреем и другими епископами, его хиротонию признал правильной.
Епископ Кирилл очень почитал Державную Московскую икону Богоматери в селе Коломенском.
После закрытия монастыря в том же 1923 году он переехал в Ленинград и первые годы проживал у своих многочисленных почитателей, затем переехал в Псково-Печерский монастырь, где в 1924 (?) г. и принял схиму с именем Макарий.
Летом 1923 г. арестован. Приговорен к 3 годам ссылки в Севкрай.
После 1924 (с 1927?) года именовался епископом Маловишерским.
Участник "Кочующего" Собора ИПЦ 1928 г. 17 февраля 1932 г. арестован по делу филиала ИПЦ. 22 марта 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В 1935 г. освобожден из ссылки. 1935-1942 гг. проживал в районе г. Чудово, проводил тайные богослужения на квартирахю
В 1942-1944 г. проживал в Псково-Печерском монастыре.
В Псково-Печерском монастыре пробыл в затворе несколько лет (пять? лет).
31 марта 1944 г. убит осколком бомбы во время авиабомбежки в своей келье. По другим данным, 1 апреля 1944 года был убит разбойниками на Страстной неделе во время ночной молитвы (Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 21).
Литература:
"Церк.Вед."
1894, № 42, стр.349.
-"- 1906, № 37, стр.405.
-"- 1906. № 41, стр.443.
-"- 1910, № 14, стр.81.
ФПС I, № 166, стр.6. ФПС Ш, стр.4. ФПС VП, № 48.
ФАМ I, № 142, стр.11.
|