Архиереи



Геннадий (Гонзов), св.

  
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Геннадий (Гонзов), архиепископ Новгородский и Псковский.
Родился около 1410 г. в г. Москве.
Происходил по-видимому из боярского рода. Начало иноческой жизни положил в Валаамском монастыре под руководством преп. Савватия Соловецкого.
В 1472-1473 гг. (по другим сведениям в феврале 1477 г.) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чудова монастыря.
12 декабря 1484 г. хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.
26 июня 1504 г. подал митр. Симону "отреченную грамоту", оставил кафедру и поселился в Чудовом монастыре.
Скончался 4 декабря 1505 г. в Чудовом монастыре. Погребен на том месте, где прежде лежало тело святителя Алексия до обретения его мощей.
Память его отмечается 4 декабря.
Преосвящ. Геннадий оставил о себе память как об архипастыре исключительно активном, деятельном, отличавшемся большим и ясным умом, твердым и прямым характером, неспособным идти на уступки ради угождения сильным.
Так, когда Иоанн III, задумав очистить в кремле место для своего сада, приказал переместить оттуда несколько старых монастырей и церквей и уничтожить старые кладбища, архиеп. Геннадий откликнулся на это приказание возмущенным посланием к митр. Зосиме. Велика заслуга архиеп. Геннадия в деле развития просвещения. В его время большими недостатками страдало духовенство. Оно в силу своей неграмотности, допускало невежество в поведении и отправлении богослужения, чем производило соблазн в народе.
В 1499 г. преосвящ. Геннадий отправил послание митр. Симону, в котором через митрополита умолял вел. кн. завести училища. Он со скорбью говорил, что желающие принять духовный сан не умеют ни читать, ни писать; устные церковные проповеди совершенно прекращаются, и иностранцы отмечают, что из десяти россиян разве один знает "Отче наш".
Усилия Геннадия были направлены на просвещение и нравственное воспитание пастырей, а через них и всей паствы. В позднейших летописях говорится, что "он хиротонисал во священников и диаконов таких, которые долго учились у него. Поставленные им пресвитеры и диаконы так были просвещены, что оказывались светильниками миру, истинными пастырями и учителями порученной им паствы. И все люди получали от них великую пользу".
Имя святителя Геннадия связано с составлением кодекса библейских книг. Он же занимался собиранием ветхозаветных книг и поручал переводить с латинского языка некоторые недостающие книги Ветхого Завета.
Заботился преосвящ. Геннадий и о внешнем благе Церкви, а именно: о ее землях. В этом отношении он проявлял безбоязненность, обличая от канонов церковных Волоцкого князя Бориса за то, что последний отнял земли, принадлежащие св. Софии.
Архиеп. Геннадий отличался особенной ревностью о православной вере. Выше всего он ставил интересы Православия и во всяком нарушении их видел не только оскорбление религии, но и бесчестие родной земли и государства. За истину, как он ее понимал, святитель готов был идти на подвиг и иногда допускал даже некоторые крайности, в частности в борьбе с еретиками. Все 19-летнее пребывание архиеп. Геннадия на Новгородской кафедре прошло главным образом в борьбе с ересью жидовствующих, появившейся в Новгороде в 1470 г. Первоначально на нее не обратили внимания, но ко времени архиеп. Геннадия, ересь получила широкое распространение не только в Новгороде, но и в Москве, где ею были заражены многие влиятельные люди при дворе Иоанна III.
Вместе с преп. Иосифом Волоколамским архиеп. Геннадий мужественно восстал против лжеучителей, писал обличительные письма на них. Несколько раз указывал Иоанну III на опасность для церкви, описывал все буйства, происходящие в епархии от жидовствующих, даже прекратил общение с митрополитом Московским Зосимой, втайне придерживавшемся этой ереси.
Наконец, св. Геннадию удалось добиться созыва собора, который проходил в 1490-1491 г. На этом соборе жидовствующие были преданы анафеме. Главари были казнены или сосланы в заточение. По своей горячности или подчинившись в этом случае духу своего сурового времени, архиеп. Геннадий допустил по отношению к осужденным еретикам большую жестокость. Желая предать еретиков позору, он приказал возить их по улицам Новгорода на клячах, лицом к хвосту, в скоморошьих одеждах — в вывороченном платье, в берестяных шлемах и соломенных венцах с надписями: "се есть сатанино воинство".
Такие действия строго осудили последователи преп. Нила Сорского, в частности инок Вассиан Косой.
Впоследствии архиеп. Геннадий изменил метод борьбы, он стал советоваться с учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским, разыскивал и распространял книги, нужные для борьбы с еретиками.
Несмотря на ревностный труд святителя Геннадия в защиту Церкви, последние годы его жизни были печальными. При великокняжеском дворце еще оставались скрытые последователи жидовствующих, которые "страха ради казней отверглися нечестия и приложишися благочестию лицем, а не сердцем". Они воспользовались первым же случаем очернить ненавистного им архиепископа. Такой случай представился после собора 1503 г.
В августе-сентябре 1503 г. архиеп. Геннадий присутствовал на соборе, который рассматривал вопросы о поставлении лиц на священные степени и о вдовых священниках. Собор этот, между прочим, запретил брать пошлины за ставленнические грамоты, и архиеп. Геннадий подписался под этим постановлением. Но по преклонному возрасту он подпал под влияние своего секретаря, который продолжал брать эти пошлины. На святителя был сделан донос. Архиеп. Геннадия вызвали в Москву, где 12 июня 1504 г. осудили, вынудили отречься от кафедры и отправили в Чудов монастырь, где он и скончался.
Святитель Геннадий отличался глубоким смирением, или сознанием своего недостоинства. Он так писал о себе Волоцкому князю Борису Васильевичу: "и сам аз ведаю свое недостоинство и свою леность, но боюся апостольских заповедей".

Труды:
Пасхалия — миротворный круг на 8-ю тысячу лет.
Церковный Устав.
Молитва к Богоматери, 1497.
Несколько окружных грамот.

Литература:
Голубинский История Рус. Церкви, т. II, с. 553-617.
М. Макарий И. Р. Ц., т. IV, кн. I, с. 162, прим.; т. VI, с. 90-135, 372-383; т. VII, с. 177-191.
Соловьев С.М. История России, кн. I, с. 1411, 1545-1552, 1554-1556; кн. II, с. 439, 440.
Никитский А. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде, с. 132-187.
Грандицкий Геннадий, архиеп. Новгородский. (Прав. обозрение, 1878, III, с. 70-107; 1880, II, c. 640-667).
М. Л. Геннадий, архиеп. Новгородский. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1875, ч. I, с. 463-508).
Костомаров Русская история в жизнеописаниях, т. I, гл. XIV- Новгородский архиеп. Геннадий и жидовствующая ересь.
Горский и Новоструев Описание славянских рукописей синод. библиотеки, т. I.
Толстой М.В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 276-278, 281-282, прим. 9, 21, 29.
Евгений Словарь дух. писат. СПб, 1827, ч. I, с. 91.
Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 127.
Филарет, архиеп. Жит. рус. святых, 1865, 2-е изд., с. 503-517.
Брасуков Н., с. 115-119, 487.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 130.
Булгаков, с. 1406.
Денисов, с. 427.
Строев П., с. 35, 162.
Зверинский Монастыри, т. II, с. 410.
М. Нкр., т. I, с. 262.
Летопись Е. А., с. 574.
Жития святых на русск. языке, изд. Св. Синода, дом (?) доп. 1, с. 452-467.
Московский каф. Чудов. м-рь, 1896, с. 12, 13, 19, 44, 61.
Валаамский м-рь и его подв. СПб, 1903, с. 46.
Святая Русь, № 527.
Слов. истор. о святых, 2-е изд., СПб, 1862, с. 62, 124.
Прав. собес., 1897, декабрь, с. 19.
Истор. вестн., 1882, февраль, с. 479.
Истор. вестн., 1888, май, с. 466-467.
Истор. вестн., 1893, май, с. 467.
Истор. вестн., 1904, апрель, с. 292.
Душеп. чтени., 1897, ч. 2-я, с. 569.
Прав. обозрение, 1880, декабрь, с. 706.
Рус. архив, 1895, № 1, с. 14.
Рус. архив, 1900, кн. 2-я, № 7, с. 331-333, 337-339.
Русская старина, 1904, июль, с. 142.
Н. Д., с. 18.
БЭЛ, т. IV, с. 195-205.
БЭС, т. I, с. 627.
ЭС, т. VIII, с. 339-341.
РБС, т. IV, с. 396-402.
Обзор рус. дух. лит., с. 156-160.
Ратшин, с. 192, 197.

 
Должности и места служения

архимандрит
Монастырь Чудов в Москве

15 век   —  
1484 г. 15 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–