Биография
Агафодор (Преображенский Павел Флегонтович), митрополит Кавказский и Ставропольский.
Уроженец Ярославской епархии. Сын "бедного из бедных" церковного причетника.
Родился 15 декабря 1837 г. в селе Спасском, что на Мяксе, Пошехонского уезда. Детство, отрочество и юность преосвященного прошли через суровую школу бедности, тяжелых лишений и сиротства. Едва новорожденному Павлу Преображенскому исполнилось шесть недель, как отец его скончался, и мальчик остался сиротой на попечении матери без всяких средств к существованию. Мать не пала духом и сумела не только вырастить, но и воспитать своего сына в твердых началах христианской веры, заложить в юное сердце черты полного послушания воле Божией, самоограничения и самоотречения, а главное, любви к ближнему и совершенной готовности всегда прийти на помощь всякому нуждающемуся. Этими чертами отмечалась вся последующая жизнь и деятельность преосвященного.
В 1848 году он был отдан в Пошехонское Духовное училище, после которого поступил в Ярославскую Духовную Семинарию. Как в училище, так и в семинарии он шел первым учеником и окончил семинарию в 1860 году.
В этом же году 9 октября рукоположен во священника.
По окончании семинарского курса Павел отказывается от мысли ехать в Академию и поступает для поддержки матери на священническое место в глухой приход с. Воскресенского, Мышкинского уезда. Сам вышедший из народа, испытавший бедность, сиротство, лишения и только упорным трудом пробившийся к свету образования и священству, он весь отдался своей пастве и ее насущнейшим нуждам. А этих нужд было много. Прежде всего народная темнота, невежество даже в основных истинах христианства. И вот для научения своих пасомых истинам христианской веры, молодой священник в течение 23 лет поучает свою паству не только за богослужением, но пользуется всяким случаем для научения при всяком требоисправлении.
Другой заботой о. Павла в целях просвещения прихода, было устройство школ для детей. В первой открытой им школе он вначале сам учительствовал. Под его ближайшим руководством Воскресенское церковно-приходское попечительство с первого же времени развивает необычайную и в высшей степени благотворную для прихода деятельность: оно оказывает помощь, по случаю неурожая хлеба, погорельцам, пострадавшим от пожара и т.п. Важным следствием деятельности о. Павла было то, что за все время его священства в его приходе за 23 года не появилось ни одного сектанта и ни одного раскольника.
С 1877 по 1884 гг. находился в должности благочинного сельских церквей и устроил впервые в этой местности благочинническую библиотеку.
В 1884 году, после 23-летней службы в с. Воскресенском о. Павел был переведен в г. Мышкин настоятелем Мышкинского Успенского собора и возведен в сан протоиерея.
В г. Мышкине служение его продолжалось лишь около 4 лет (1884-1888 гг.), но и за этот короткий период времени было им сделано многое: были введены внебогослужебные собеседования, при соборе устроен прекрасный хор, проведен капитальный ремонт собора.
Просветительная деятельность протоиерея Преображенского обратила на него внимание высшего духовного начальства; в 1887 году в бытность свою в Петербурге, он был приглашен в заседание Училищного Совета при Святейшем Синоде, где сделал живое обстоятельное сообщение о положении церковно-приходских школ во вверенном его наблюдению округе и был награжден от Святейшего Синода книгой Библия.
1 февраля 1888 года протоиерей Преображенский, вдовствующий более 20 лет, принял монашество с именем Агафодора и возведен в сан архимандрита.
28 февраля 1888 года в Петербурге совершена хиротония архимандрита Агафодора во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония совершалась в соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, собором одиннадцати архипастырей в предстоянии митрополита Исидора. На этой кафедре епископ Агафодор пробыл всего три года, но успел сделать весьма много. В 1888 году он основал в Нижнем Новгороде на свои средства церковно-приходскую школу Свято-Владимирскую, в память 900-летия крещения Руси. Другую такую же школу он основал при Вознесенском Печерском монастыре. Но главной заботой его было приведение в полное благоустройство древнего XIV столетия Печерского монастыря, на что было положено много труда и средств.
2 марта 1891 года (епископ Агафодор) был назначен епископом Сухумским. Сухумская епархия была в то время в крайне печальном положении. Немногочисленные православные храмы находились в запустении и крайней нищете; кафедральный собор был мал, архиерейского дома не было. Владыка первым делом расширил собор, устроил архиерейский дом, изыскивал средства для беднейших церквей. Заботясь о материальных нуждах епархии, с неменьшей энергией заботился и о духовных нуждах населения. В течение двухлетнего управления епархией Преосвященный Агафодор открыл 22 школы, а для упрочения и дальнейшего развития школьного дела 27 декабря 1891 г. учредил Сухумское епархиальное Александровское братство. Для перевода богослужебных книг на местный язык еп. Агафодор основал в 1892 году особую переводческую комиссию. Но особенно замечательны миссионерские труды его. Учредив должность епархиального миссионера и определив на эту должность лицо, знающее местные языки, Преосвященный сам неустанно разъезжал с миссионером по глухим местам, призывая заблуждающихся в лоно Православной Церкви. Всего им обращено в христианство около 1000 мусульман.
17 июля 1893 года назначен епископом Ставропольским и Кавказским. На этой кафедре епископ Агафодор также, как и на предыдущих кафедрах, обращал в первую очередь свое внимание на нужды просвещения и воспитания паствы в духе Православной Церкви. За бытность его на этой кафедре количество церковных школ более чем удвоилось. Не забыты были им и духовно-учебные заведения епархии. Особенное внимание было обращено на недостаток в епархии храмов и духовенства. Было построено 240 новых храмов и три монастыря.
Миссионерская деятельность Преосвящ. Агафодора заслуживает наибольшего внимания. Сильное развитие на Северном Кавказе раскола, а также рационалистического сектантства разных толков побудили еп. Агафодора со всей энергией встать на борьбу за православие, он увеличил количество миссионеров. Для борьбы с многочисленными в епархии язычниками буддистами, преосвященный учредил должность противобуддийского миссионера и сам вместе с ним отправился на проповедь. Свыше 300 буддистов было крещено.
Всегда чуткий и внимательный к чужой нужде, Преосвященный Агафодор обращал особое внимание на развитие и расширение разного рода благотворительных епархиальных учреждений, состоявших под его руководством и наблюдением. Щедрая благотворительная и религиозно-просветительная деятельность преосвященного далеко выходила за пределы Ставропольской епархии. Он состоял почетным членом 35 различных благотворительных, ученых и просветительных обществ, братств и т.п. учреждений, в том числе всех четырех наших Духовных Академий.
В Казанскую Духовную Академию он пожертвовал капитал в шесть тысяч рублей и на проценты с него была учреждена стипендия имени Преосвященного Агафодора.
6 мая 1907 года епископ Агафодор был возведен в сан архиепископа, а ко дню пятидесятилетия священнослужения в 1910 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В 1918 году именовался архиепископом Кавказским и Старопольским.
Год возведения в сан митрополита неизвестен.
Скончался в 1919 году.
Преосвященный Агафодор был добрым, трудолюбивым, кротким и снисходительным архипастырем, ревностным и твердым в своей деятельности на поприще миссионерства и духовного просвещения. Отличался редкой простотой и добрым отношением к окружающем.
Есть еще другая отрицательная, но малоубедительная характеристика одного иностранного писателя, напечатанная в "Церковных вопросах в России". Браил, 1896 г. Там говорится, что архиепископ Агафодор был "малообразованный и малоспособный; бездарный бывший сельский священник, покровительствовавший архимандриту Колоколову, прославившемуся зазорной жизнью на Кавказе. Крестил 3000 абхазцев, оставшихся в магометанстве".
Отдаваясь всецело трудам по "устроению вверенного ему словесного стада", преосвященный находил время и для литературных занятий, являясь духовным писателем.
Труды:
Речь при наречении его во епископа Балахинского, вик. Нижегородской епархии.
Успенский Эранский общежительный монастырь в Абхазии на Кавказе близ г. Сухуми. Ставрополь, 1894 г.
Катехизические поучения о вере.
Катехизические поучения о надежде и любви. Ставрополь, 1899 г.
"Наставление о Законе Божием". Учебное руководство для одноклассных церковно-приходских школ. Ставрополь, 1899 г.
Толковый молитвенник. Ставрополь, 1899 г.
Воскресенский храм и его приход Мышкинского уезда Ярославской губернии.
Речи и слова.
Речь при открытии и освящении памятника первым кубанским казакам, ст. Таманской 5 октября 1911 г.
Литература:
"Церк. Вед." 1888, № 8, с. 39, 1893, № 31, с. 253, 1907, № 18, с. 125, 1913, № 4, с. 18.
"Приб. к "ЦВ" 1888, № 10, с. 258, 1891, № 15, с. 490, 1897, № 6, с. 210, 1906, № 47, с. 3037, 1910, № 41, с. 397, 1725-1734, 1914, № 12, с. 657, 1914, № 17, с. 818, 1914, № 33, с. 1489, 1915, № 39, с. 2095.
"Прав. Собес." 1910, декабрь, с. 6, 1914, ноябрь, с. 5, февраль, с. 2.
Прот. зас. сов. Каз. Д.А. за 1906 г., с. 23, с. 82, за 1907 г., с. 183, за 1910 г., с. 218.
"Русск. Паломн." 1903, № 32, с. 556-557, 1910, № 44, с. 708-709 с портретом.
Булгаков, с. 1406, 1413.
БЭЛ, т. I, стб. 263, 264.
БЭС т. I, стб. 51, 52, т. II, стб. 2112, 2113, 2134.
НЭС т. I, стб. 373
"Мисс. Календарь" 1907, с. 128.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии" на 1917 г., с. 80-81. Петроград, 1917 г.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ., 1896 г. № 508, с. 76-77.
"Памятн. книжка Петрогр. Дух. Акад." на 1915/1916 уч. год, с. 7.
|