Биография
Арсений (Соколовский), епископ Оренбургский.
Родился в 1879 году в г. Тифлисе.
Сын инженера-путейца Болеслава, поляка и католика. (Мать грузинская княжна Эристова). Был студентом юридического факультета СПБ университета, обучался в университете в Лозанне.
Неизвестно когда принял монашество и священный сан.
В архимандриты возведен в г. Баку.
27 августа 1924 г. хиротонисан во епископа Прикаспийского и Бакинского. Был там до 1928 года.
С 1928 года епархией не управлял.
30 декабря 1931 г. — епископ Оренбургский.
С 8 октября 1936 г. епархией не управлял.
22 мая 1937 г. уволен на покой.
Скончался неизвестно в каком году.
Это был епископ нищелюбец и в полном смысле нестяжательный.
Жил Владыка Арсений очень просто и бедно, почти в землянке. Он был больной, постоянно у него болели ноги (расширение вен) и несмотря на это, он всегда ходил в церковь пешком и один. Кроме как в храме владыка нигде не бывал.
Приношений от людей он не принимал. Для уплаты налога он отдал даже панагию. Питался очень скудно, но был приветлив к посетителям и никогда не отпускал никого без чая. Служил Владыка торжественно и при малом штате духовенства. Возглас пред чтением апостола говорил по-гречески.
Часто говорил поучения. Его проповеди были кратки, но содержательны и красивы. Он говорил светским, литературным языком.
При своей простоте он был настоящим аристократом. Это проявлялось во всем: в движениях, в речи, в обращении с людьми, изысканной деликатности.
В разговоре допускал шутки и остроты. Говорить с ним было легко.
Он был всесторонне образован и имел великий ум, что признавали в нем даже люди, не принадлежащие к Церкви.
Сила воли у него была громадная. Он был смел, прямодушен, не любил кривить душой. Правду говорил пред всем народом. Любил детей.
Отношение епископа Арсения к обновленчеству.
В 1925 году, когда обновленцы вели подготовку в 3-му Поместному Собору, прилагая всевозможные усилия к тому, чтобы вовлечь и православных к этому и тем самым усилить свои фонды, епископ Арсений, как и другие чисто православные иерархи, решительно отклонил все их попытки к примирению. Посланное ему обновленцами письмо о примирении и участии в Соборе епископ Арсений не принял совсем, хотя обновленцы усиленно старались вручить это письмо то через почту, то через специального рассыльного. В устном разговоре на эту тему он определенно заявил, что не может пойти ни на какие переговоры о примирении до тех пор, пока не получит соответствующих указаний от законной церковной власти. После этого ЗОМЦУ (Закавказское обл. церковное управление) решило пригласить на частную беседу к обновленческому Митрополиту наиболее влиятельных членов православных приходских советов и продвигать свои планы через них помимо епископа. С этой же целью обновленцы решили устроить широкое публичное собрание духовенства и мирян обоих течений, собрать даже особый епархиальный съезд для церквей "староцерковнического" направления для выбора делегатов на собор. Вся эта кипучая деятельность развернулась вокруг епископа Арсения для того, чтобы "победить упорство руководителей тихоновщины", но сами же обновленцы вынуждены были сознаться, что все их усилия остались тщетными.
Литература:
ФПМ № 12а, с. 5.
ФПС II, с. 4, 4, с. 2, 5, № 30.
ФАМ I, № 31, с. 3.
Заметки и дополнения Е.М. № 30.
"Вестник Свящ. Синода", 1926 г., № 7, с. 8.
|