Архиереи



Мисаил, св.

  
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский.
Родился в с. Грузине, Новгородской епархии.
Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Братией монастыря был избран во игумена. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митр. Никона, который указал на Мисаила, как на достойного преемника почившему архиеп. Рязанскому.
13 апреля 1651 г. он был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в сан архиепископа.
Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоко нравственном.
Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил энергично боролся главным образом против народного повального пьянства и против религиозного индифферентизма, проявлявшегося в крайней и массовой холодности к господствующей церкви.
С первого же года своего архипастырства архиеп. Мисаил обнаружил выдающуюся неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и во все праздники звал свою братию к своему столу.
С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгнал их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну силою постригал в монашество и отсылал в монастыри.
Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить христианскую церковь.
Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патр. Никоном в Москву на собор по исправлению богослужебных книг.
В 1654 г. он испросил у Московского патриарха благословения на проповедь среди мордвы. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Проповедь святителя имела успех. Более 300 язычников приняли св. крещение.
Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив при этом 4200 человек мордвы. В феврале 1655 г. святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Надо отметить, что все эти проповеди были сопряжены с большими опасностями. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился в этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя. Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после 11 дней страданий, он мирно отошел ко Господу 9 апреля 1655 г. в Четверг на Светлой седмице. По желанию святителя он был погребен близ Черниева монастыря у церкви св. Мины, в лесу.
В следующем же году по воле патриарха и царя тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор.

Труды:
Увещательная грамота к пастве.

Литература:
Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру прав. и землю свято-русскую. Киев, 1895, с. 133-136.
Самбикин Д. Месяцеслов, вып. VIII, апрель, с. 48-51.
Глубоковский Высокопреосвящ. Смарагд (Крыжановский), архиеп. Рязанский. СПб, 1914, с. 278.
Булгаков, с. 1411.
Строев П., с. 415.
Н. Д., с. 36.
Святая Русь, № 767.
Истор. вестн., октябрь, с. 109-121, 1889 г.
Приб. к Ц. В., 1905, № 16, 17, с. 702; № 9, с. 797.
Рус. палом., 1905, № 18, с. 266-268.
Рус. архив, 1895, кн. 3-я, № 11, с. 407.
БЭС, т. II, с. 1572.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–