Биография
Петр (Соколов Павел Иоаннович), архиепископ Воронежский.
Родился 1 ноября (по др. свед.: 3 июня) 1863 г. в семье священника в селе Болтай Вольского уезда Саратовской губернии. В 1885 г. закончил Саратовскую духовную семинарию.
Был учителем в школах г. Саратова.
23 февраля 1886 г. рукоположен в сан иерея.
С 1886 года — священник-миссионер в Саратовской епархии (по др. свед.: С 1892 по 1913 г.).
В 1913 г. получил назначение на службу в Саратовский женский монастырь, где выполнял священнические обязанности до 1923 г.
В "Самарских Епархиальных Ведомостях" за 1917 год отец Павел указывается, как член комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в с. Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда Самарской епархии.
В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о. Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей — священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов. О. Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого В.Ц.У. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону Уральскому (проживающему тогда в г. Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией.
После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о. Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 г. тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (фамилия неизвестна).
О новом епископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы "проследовал в свои покои", в женском монастыре.
В течение 2-3 дней все Саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации из других епархий — Астраханской, которой он управлял с 1923 по 1925 гг. — и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство.
Несколько времени спустя, когда епископ Петр смог увидеться с Патриархом Тихоном, Святейший сделал ему устный выговор за хиротонию без разрешения высшей церковной власти, но хиротонию утвердил и отнесся к Преосвященному благожелательно.
С 1923 года — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии.
Будучи епископом Вольским, в 1923 г. он поочередно назначался временно управляющим Астраханской, Куйбышевской, Уральской и Пензенской епархиями.
В 1923 г. Саратовское ОГПУ предъявило владыке обвинение в возбуждении верующих против Советской власти. Саратовская тройка ОГПУ осудила его на 3 года заключения в Соловецких лагерях. По окончании срока заключения около года жил в Кирсанове Саратовской губернии, после чего получил разрешение вернуться в г. Саратов.
В 1928-1930 гг. управлял Сердобской епархией.
В 1930 г. получил назначение на викарную кафедру в г. Камышин.
(по др. свед.: С 1928 года — епископ Камышинский. Сохранились циркулярные распоряжения, датированные 1929 г., заверенные личной печатью и подписью владыки как епископа Камышинского. В материалах М Е. Губонина период управления Петром (Соколовым) Камышинской епархией не указан).
13 августа 1930 г. владыка получил назначение на Могилевскую кафедру. По свидетельству архиерея, прибыв в г. Могилев, он через сутки покинул город, т. к. прежний епископ отказался от перевода в Сталинград и не покинул свою кафедру.
С 5 сентября 1930 г. — епископ Сталинградский.
На кафедру владыка приехал в октябре 1930 г. Документы показывают, что в мае 1931 г. по Сталинграду и его районам было зарегистрировано 14 общин патриаршей ориентации, 2 помещения и 13 молитвенных зданий, количество служителей культа в епархии составляло 34 человека. По распоряжению архиерея богослужения проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Кроме того, владыка выдал священнослужителям антиминсы, и они проводили богослужения в частных квартирах.
В 1932 году участник летней сессии Священного Синода.
16 апреля 1933 г. возведен в сан архиепископа.
Управляя епархией, твердо придерживался Сергиевской ориентации, вел борьбу с обновленцами и иллиодоровцами. В декабре 1932 г. в Сталинграде был закрыт последний храм, находившийся в управлении Петра (Соколова), — Троицкий. Верующие обратились в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК с просьбой об открытии храма, т. к. тысячам верующих приходится посещать удаленные сельские церкви.
В июле 1933 г. Сталинградский горсовет получил из Москвы разрешение предоставить "сергиевцам" Алексеевскую кладбищенскую церковь. 26 июля 1933 г. в Алексеевском храме состоялось первое богослужение.
[Мануил: С 1935 года епархией не управлял.
С 23 апреля 1935 г. уволен на покой.
С октября 1936 г. епархией не управлял].
23 апреля 1935 г. владыка и священнослужители Алексеевской церкви были арестованы. Архиерей был обвинен в систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера. Во время следствия он признал лишь то, что критиковал в своих проповедях учение Ч. Дарвина и статьи газеты "Известия" за неверную информацию о положении Русской Православной Церкви за границей. 2 октября 1935 г. особое совещание при НКВД СССР осудило Петра Соколова за антисоветскую деятельность, но он тут же был выпущен на свободу, т. к. в установленное наказание был включен срок предварительного заключения.
12 ноября 1935 г. на Воронежскую кафедру, а в октябре 1936 г. — на Петровскую.
В Петровске, вероятно, он скончался [16 мая 1937 г.]
31 июля 1989 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 и начала 50 годов" П. Соколов был реабилитирован.
Литература:
"ЖМП" 1932, № 9-10, с. 2, № 11-12, с. 2, 1933, № 16-17, с. 9.
"Церк. Вед." 1912, № 41, с. 386.
"Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия", с. 21, 45, 100.
ФМП № 51, с. 21,
ФПС I, № 164, с. 6, II, с. 4, IV, с. 6, V, № 153.
ФАМ I, № 213, с. 17
ФАМ
Regel'son 535, 554.
M. Pol'skij, Novye muceniki II, 279: Solovki.
В. В. Акимов. Сталинградский архиепископ Петр (Соколов) // Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Университетские труды
(http://diocese.avtlg.ru/ar_u_2.htm).
Архив Департамента национальной безопасности Республики Казахстан (Архив ДНЕ РК). Д. 01784.
Архив УФСБ по Волгоградской области (Архив УФСБ ВО). Д. 5647-пф.
Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве церковной власти. 1917-1943. М., 1994.
ГАВО. Ф. Р-3083. Ф. Р-313.
ЦДНИВО. Ф. Р-71.
Заключение комиссии по надзору за следствием в органах безопасности // Архив УФСБ ВО. Д. 5647-пф.
|