Архиереи



Тихон (Оболенский)

  
Ф.И.О.:  Оболенский Иван Иванович
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Тихон (Оболенский Иоанн Иоаннович), митрополит Уральский.
Родился 25 мая 1856 года в семье священника г. Спасского, Тамбовской епархии.
Первоначальное образование получил во 2-м Тамбовском училище в Тамбовской духовной семинарии, откуда из 5-го класса поступил в Казанский университет на медицинский факультет, где и окончил курс в 1880 году со степенью лекаря.
В марте 1881 года назначен уездным врачом в г. Елатьме.
В течение девяти лет шел он путем служения ближним в качестве врача.
Проводя дни и ночи у постели больных, он научился верить в могущественное действие благодати Божией в таинствах Св. Церкви, ибо был неоднократно свидетелем поразительной и чудесной помощи Божией тяжелым и безнадежно больным. У постели же больных он познал всю пустоту и тщету мирской жизни, и постепенно Господь влек его к жизни духовной, к отрешению от мира.
В 1890 году он поступил вольнослушателем в СПБ духовную академию, где в феврале того же года был пострижен в монашество, а 29 апреля рукоположен во иеромонаха.
20 декабря 1891 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского единоверческого монастыря, Самарской губернии, с возведением в сан архимандрита.
Здесь он устроил в стенах монастыря 2-х классную церковно-приходскую школу с миссионерским отделением и приемный покой для больных с бесплатным лечением.
Миссионерская школа в то время, именно в тех местах, была очень нужна. Удаленные от столицы, глухие леса по рекам Большому и Малому Иргизам, и плодородные степи вокруг, издавна привлекали к себе раскольников — старообрядцев. Они основывали там скиты, монастыри и села, находившиеся под крепким влиянием монастырей. Впоследствии почти все старообрядческие монастыри перешли в единоверие, за ними потянулись и крестьяне, хотя далеко не все.
Новая миссионерская школа готовила священников в единоверческие приходы, которые сыграли важную роль в борьбе против старообрядчества. Те из старообрядцев, которые остро чувствовали недостатки своих толков — отсутствие таинств и правильного священства, — могли без особой ломки получить необходимое в единоверии. Законные священники, рукоположенные законными православными епископами, служа по старопечатным книгам и соблюдая с детства привычные бывшим старообрядцам обычаи, наглядно показывали, "что подобает творити, а что отметати". Те самые обычаи, из-за которых когда-то происходило столько смут, были дозволены, благословлены Православной Церковью, под условием подчинения единоверцев духовному руководству православных иерархов. Недаром в народе единоверческие церкви получили название "благословенных".
Миссионерская школа обеспечила эти церкви священниками, которые, уступая семинаристам в общем развитии, имели, однако, специальную подготовку и могли успешно возражать старообрядцам — консерваторам, которые любили и умели спорить.
В дальнейшем, в 20-х годах, когда число священников-семинаристов сильно уменьшилось, бывших воспитанников миссионерской школы стали назначать и в исконные православные приходы, где они, конечно, служили по православному обряду.
14 января 1901 года хиротонисан во епископа Николаевского, викария Самарской епархии.
Чин хиротонии совершали: епископ Самарский Гурий, епископ Симбирский Никандр, епископ Оренбургский Владимир и епископ Чебоксарский Иоанн, вик. Казанской епархии.
7 ноября 1908 года — епископ Уральский и Николаевский.
Был участником Священного Собора 1917/1918 гг. в г. Москве.
В 1918 году возведен в сан архиепископа.
В 1919 г. временно управлял Самарской епархией.
В 1923 вошел в состав Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.
В 1924 году — митрополит Уральский.
В 1926 г. проживал в Москве без права выезда.
Скончался в мае 1926 года в Москве. Погребен в Софийской церкви г. Москвы.

Труды:
Речь при наречении его во епископа и вручении ему жезла. "Самар. Еп. Вед." 1901, № 3, с. 145.

Литература:
"Церк. Вед." 1901, № 1, с. 2, 1918, № 19-20, с. 114.
"Приб. к "ЦВ" 1901, № 5, с. 159-165.
"ЖМП" 1933, № 16-17, с. 1.
"Мисс. Календ." 1907, с. 138.
"Прав. Собес." 1897, октябрь, с. 383.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 270-271.
"Мисс. Обозрен." 1901, февраль, с. 284, 1901, апрель, с. 588-591, фото.
"Отд. христ." 1908, август-сентябрь, с. 58.
"Самар. Еп. Вед." 1901, № 3, с. 131, 1903, № 5, с. 27, 1908, № 3, с. 122, 1909, № 2, с. 39, 1909, № 5, с. 205, 1910, № 13, неоф. с. 852, 1910, № 16, неф., с. 1121.
Булгаков, с. 1411.
ФАМ II, № 84, с. 8.
Елевферий митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 74.
Regel'son 344, 352, 365.
Vest. russ. chr. dv. 138(1983) 197, 200f.
D. Pospielovsky, The Russian Church 122.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 356, 382; II, 17, 27.
A. Levitin — V. Savrov, Ocerki po istorii II, 266, 268, 293, III, 23.

 
Должности и места служения

Астраханская епархия

1902 г. 20 век   —  
1902 г. 20 век
   в/у
  

Уральская епархия

07/20.11. 1908 г. 20 век   —  
05. 1926 г. 20 век
  
  

член Собора
Собор Поместный 1917-1918 гг.

1917 г. 20 век   —  
1918 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–