link145 link146 link147 link148 link149 link150 link151 link152 link153 link154 link155 link156 link157 link158 link159 link160 link161 link162 link163 link164 link165 link166 link167 link168 link169 link170 link171 link172 link173 link174 link175 link176 link177 link178 link179 link180 link181 link182 link183 link184 link185 link186 link187 link188 link189 link190 link191 link192 link193 link194 link195 link196 link197 link198 link199 link200 link201 link202 link203 link204 link205 link206 link207 link208 link209 link210 link211 link212 link213 link214 link215 link216 link217 link218 link219 link220 link221 link222 link223 link224 link225 link226 link227 link228 link229 link230 link231 link232 link233 link234 link235 link236 link237 link238 link239 link240 link241 link242 link243 link244 link245 link246 link247 link248 link249 link250 link251 link252 link253 link254 link255 link256 link257 link258 link259 link260 link261 link262 link263 link264 link265 link266 link267 link268 link269 link270 link271 link272 link273 link274 link275 link276 link277 link278 link279 link280 link281 link282 link283 link284 link285 link286 link287 link288 link289

Архиереи



Хрисанф (Ретивцев)

  
Ф.И.О.:  Ретивцев Владимир Николаевич
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Хрисанф (Ретивцев Владимир Николаевич), епископ Нижегородский и Арзамасский.
Родился в 1832 г. в с. Эська (Эське) Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника.
Начальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее — в Тверской семинарии.
В 1852 г. поступил в Московскую духовную академию.
15 октября 1856 г. по окончании курса Московской академии определен учителем в Костромскую семинарию на кафедру Св. Писания.
12 февраля 1857 г. удостоен степени магистра богословия.
29 сентября 1857 г. пострижен в монашество; 30 сентября рукоположен во иеродиакона; 3 октября — во иеромонаха.
9 сентября 1858 г. назначен бакалавром Казанской академии по кафедре основного и обличительного богословия.
В 1859 и 1860 гг. временно преподавал догматическое богословие, в 1862 г. — нравственное.
В 1860 г. вошел в состав комитета по переводу Св. Писания на русский язык.
В том же году причислен к соборным иеромонахам.
В 1864 г. награжден золотым наперстным крестом.
12 апреля 1865 г. "за отличное знание и весьма усердное исправление своего дела" возведен в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии.
18 августа 1865 г. перемещен в Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного богословия. Этому перемещению содействовал архим. Иоанн (Соколов), незадолго перед тем назначенный на должность ректора Петербургской академии.
23 марта 1866 г. возведен в сан архимандрита и 5 октября назначен инспектором Петербургской академии и одновременно ему поручена кафедра догматического богословия.
В 1867 г. назначен членом учебного комитета при Св. Синоде.
С 8 января 1869 г. — ректор Петербургской семинарии.
29 декабря 1874 г. хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского.
Основал в 1875 г. "Астраханские епархиальные ведомости".
В 1876 г. за неутомимые труды на епископской кафедре награжден орденом Анны 1-й степени.
В 1877 г. Петербургская и Казанская духовные академии за научные труды избрали еп. Хрисанфа в свои почетные члены.
С 8 декабря 1877 г. — епископ Нижегородский и Арзамасский.
16 октября 1879 г. его постигли два нервных удара, вследствие которых у него была парализована вся правая сторона тела. Это заставило преосвященного просить об увольнении от управления епархией.
23 мая 1879 г. уволен на покой и назначен управляющим Полтавского Крестовоздвиженского монастыря.
6 ноября 1883 г., после третьего нервного удара, он скончался на 51 году от рождения.
Преосвящ. Хрисанф был выдающимся деятелем своего времени. Человек весьма талантливый, обладавший высокими природными дарованиями. Был знаменит своими блестящими, интересными лекциями по богословию, в которых соединял богословско-философскую эрудицию с исторической и абстрактное мышление с истинно-художественным талантом.
Святитель интересовался всем в жизни от высших предметов знания до житейских мелочей, знал несколько древних и новых языков.
Характер имел добродушный, приветливый, общительный и в то же время прямой и иногда вспыльчивый.
Научно-литературная деятельность еп. Хрисанфа началась очень рано и продолжалась почти непрерывно до тех пор, пока он бы в состоянии писать.

Труды:
Деятельность пастырей Церкви IV в. по отношению к общественной жизни (магистерская диссертация). Прав. собес., 1860, I.
Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию). Прав. собес., 1860, III.
Современное иудейство и отношение его к христианству (лекция по обличит. богословию). Труды К. Д. А., 1861, кн. 9, СПб, 1867.
Наша гласность и ее проявления. Прав. собес., 1865, I.
Характер протестанства и его историческое развитие. СПб, 1871 и в Христ. чтен., 1865, II; I и II.
Эммануил Сведенберг и его вероучение. Христ. чтен., 1866, I.
Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека. Христ. чтен., 1866, ч. II.
Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины. Христ. чтен., 1867, ч. II.
Задача нравственного богословия, как науки. Христ. чтен., 1868, ч. I.
Религии древнего мира и их отношение к христианству (Историческое исследование) в 3-х томах. СПб, 1872, 1875 и 1878 и Христ. чтен., 1872, кн. 1-3.
Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на Божество в древних языческих религиях (выдержки из 3 тома предыдущего исследования). Христ. чтен., 1876, ч. II.
Переводы:
О крещальнях в древней христианской церкви.
Прав. собес., 1862.
Различные пути обращения из язычества к христианству в первые века. Там же.

Литература:
Знаменский А.В. История Казанской дух. академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870), вып. 2. Казань, 1891, 1892, с. 255-265.
Смирнов С.К. Ист. Моск. дух. академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879, с. 243, 448, 449 и др.
Снежницкий Календарь Нижегородской епархии. Н. Новгород, 1888, с. 170-172.
Языков Д.Д. Писатели, умершие в 1883 г.
Чистович И.А. С.-Петербургская дух. академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб, 1889, с. 23, 29, 42-45.
Надеждин А.Н. История СПб правосл. дух. семинарии 1809-1884 гг. Спб, 1885, с. 565.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 21.
Булгаков, с. 1395, 1406.
Денисов, с. 393.
Каталог Тузова, с. 288.
Юбилейный сборник, с. 121, 126, 133, 447.
Прав. собес., 1907, октябрь, с. 70.
Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 255.
Моск. церк. вед., 1883, № 47.
Изв. Казан. еп., 1878, № 2, с. 34.
-"- 1885, № 24, с. 916.
-"- 1887, № 18, с. 462.
-"- 1909, № 44, с. 1271 п/с.
Самар. еп. вед., 1886, № 5, с. 108.
Христ. чтен., 1875, январь-июнь, с. 20.
-"- 1876, ноябрь-декабрь, с. 530.
Истор. вестн., 1886, т. 26, с. 88-89.
Рус. старина, 1886, июнь, с. 710.
Рус. архив", 1910, кн. 1-я, № 1, с. 101.
Прав. обозрен., 1875, август, с. 527-532.
-"- 1883, март, с. 507-508.
Моск. листок, 1883, № 309.
Голос, 1875, № 122.
Современные известия, 1883, № 311.
Русское обозрение, 1895, кн. 8, с. 550-553.
Архив Моск. дух. акад. и бумаги проф. этой академии Д.Ф. Голубинского.
Списки архиереев, № 433.
Н. Д., с. 53, 59.
БЭЛ, т. II, с. 108.
БЭС, т. I, с. 259; т. II, с. 1634, 2295.
РБС, т. XXI, с. 426-429.

 
Должности и места служения

ректор
Семинария Санкт-Петербургская духовная

8.01. 1869 г. 19 век   —  
1874 г. 19 век
  
  

Астраханская епархия

29.12. 1874 г. 19 век   —  
08/20.12. 1877 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–