Архиереи



Евгений (Баженов / Божанов)

  
Ф.И.О.:  Баженов / Божанов Александр
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Евгений (Баженов или Бажанов Александр), архиепископ Псковский и Порховский.
Родился в 1784 г. в с. Заглухине Тульской губернии в семье причетника.
Обучался в Тульской семинарии, затем Московской Славяно-Греко-Латинской академии, которую окончил в 1811 г.
По окончании академии, 16 сентября 1811 г. назначен учителем Тульской семинарии.
1 сентября 1818 г. перемещен в Казанскую семинарию.
16 февраля 1819 г. пострижен в монашество, 19 февраля рукоположен во иеродиакона; 22 февраля — во иеромонаха.
6 апреля того же года возведен в сан игумена Седмиозерн. пустыни, а 20 июля возведен в сан архимандрита Симбирского Покровского монастыря.
14 августа 1819 г. назначен ректором Тобольской семинарии, а 22 августа — настоятелем Тобольского Знаменского монастыря.
С 15 сентября 1824 г. — ректор Костромской семинарии и настоятель Богоявленского монастыря.
11 июня 1829 г. хиротонисан во епископа Тамбовского.
17 февраля 1832 г. перемещен в Минск.
С 30 апреля 1833 г. — епископ Минский и Гродненский.
1 сентября 1834 г. возведен в сан архиепископа с назначением Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Св. Синода.
С 12 ноября 1844 г. — архиепископ Астраханский.
С 15 апреля 1856 г. — архиепископ Псковский и Порховский.
Вот как описывают преосвящ. Евгения его современники.
Евгений Бажанов, назначенный епископом Тамбовским, был человек еще молодой, строгий, крайне ретивый при исполнении своих обязанностей и надменный по отношению к духовенству. Он обыкновенно ездил по городу на шестирике, причем кучер и форейтор всегда бывали в треуголках.
Собой он был очень видный, с черной большой бородой.
Епархиальные беспорядки вызывали в нем крайнее негодование. Чувство этого негодования и определило потом весь характер суровой деятельности по отношению к тамбовскому духовенству. Поездки епископа по епархии были истинной бедой для всех тамбовских священно- и церковнослужителей, потому что все виновные неизбежно подвергались разным наказаниям. А наказания тогда были жестокие. Священников наказывали при консистории рогатками и колодками иногда в течение нескольких недель. В случае особенной виновности духовных лиц епископ подвергал их лишению сана. Причем так называемое расстрижение совершалось с церемонией. Приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали. Облаченный священнослужитель входил в алтарь, прикладывался к престолу и делал перед ним три поклона. По выходе из алтаря молился на все четыре стороны. После этого прощания со святыней монахи вели его в облачении в консисторию, где член консистории читал ему синодскую конфирмацию, а потом консисторский сторож (пристав) ножницами стриг ему волосы на голове и на бороде. В заключение подсудимого вели в канцелярию консистории, где брали с него подписку в том, что он не будет именоваться священником или диаконом.
Эта церемония, совершавшаяся в присутствии народа, производила всегда на ее виновника самое тяжелое впечатление. Один из тамбовских священников, приговоренных к расстрижению, даже повесился в консисторском карцере в ожидании церемонии расстрижения.
Несмотря на свою суровость, еп. Евгений к своим любимцам бывал очень снисходителен. Есть местное предание о том, что одного ученика семинарии (Троицкого) он допустил в философский класс только за то, что тот был отличным хлебопеком.
Время епископства преосвящ. Евгения было самым тяжелым и грозным временем для тамбовского духовенства. В это время отдана была в солдаты огромная масса (в несколько сот человек) дьяков, пономарей, церковников и учеников семинарий, даже из последних классов.

Труды:
Слово в Новый год, говоренное синодальным членом, преосвящ. Евгением, архиеп. Астраханским. Христ. чтен., 1850, кн. 1-я, с. 1-11; 1851, кн. I, с. 3-9.
Слово на Рождество Христово, говоренное в кафедральном соборе 25/XII-1848 г. Христ. чтен., 1849, ч. 2, с. 422.
Слово при погребении преосвящ. Иакова, архиеп. Нижегородского и Арзамасского. Христ. чтен., 1850, июль, с. 11-16.

Литература:
Рункевич С. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб, 1893, с. 571, 572.
Строев П., с. 312, 321, 382, 537, 855, 892, 987.
Булгаков, с. 1395, 1399, 1404, 1410, 1414.
Толстой Ю., № 266.
Списки архиереев, № 266.
Н. Д., с. 51, 53, 62, 67, 84.
Самар. еп. вед., 1880, № 19, с. 303.
Русская старина, 1875, декабрь, с. 746.
Прав. собес., 1902, сентябрь, с. 280.
-"- 1910, март, с. 404.
Истор. вестн., 1884, сентябрь, с. 580, 582.
-"- 1887, сентябрь, с. 625-626.
Рус. архив, 1895, кн. 3-я, № 10, с. 217.
БЭЛ, т. II, с. 108; т. IV, с. 727-728.
БЭС, т. I, с. 259, 686; т. II, с. 1569, 1936, 2145.

 
Должности и места служения

учитель
Семинария Тульская духовная

16.09. 1811 г. 19 век   —  
1818 г. 19 век
  
  

учитель
Семинария Казанская духовная

1.09. 1818 г. 19 век   —  
1819 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Тобольская духовная

14.08. 1819 г. 19 век   —  
1824 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Костромская духовная

15.09. 1824 г. 19 век   —  
1829 г. 19 век
  
  

архимандрит
Монастырь в честь Богоявления (мужской)

1824 г. 19 век   —  
1829 г. 19 век
  
  

член Св. Синода
Синод Святейший Правительствующий

1834 г. 19 век   —  
19 век
  
  

Астраханская епархия

12/24.11. 1844 г. 19 век   —  
15/27.04. 1856 г. 19 век
  
  

Псковская епархия

1856 г. 19 век   —  
1862 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–