link4292 link4293 link4294 link4295 link4296 link4297 link4298 link4299 link4300 link4301 link4302 link4303 link4304 link4305 link4306 link4307 link4308 link4309 link4310 link4311 link4312 link4313 link4314 link4315 link4316 link4317 link4318 link4319 link4320 link4321 link4322 link4323 link4324 link4325 link4326 link4327 link4328 link4329 link4330 link4331 link4332 link4333 link4334 link4335 link4336 link4337 link4338 link4339 link4340 link4341 link4342 link4343 link4344 link4345 link4346 link4347 link4348 link4349 link4350 link4351 link4352 link4353 link4354 link4355 link4356 link4357 link4358 link4359 link4360 link4361 link4362 link4363 link4364 link4365 link4366 link4367 link4368 link4369 link4370 link4371 link4372 link4373 link4374 link4375 link4376 link4377 link4378 link4379 link4380 link4381 link4382 link4383 link4384 link4385 link4386 link4387 link4388 link4389 link4390 link4391 link4392 link4393 link4394 link4395 link4396 link4397 link4398 link4399 link4400 link4401 link4402 link4403 link4404 link4405 link4406 link4407 link4408 link4409 link4410 link4411 link4412 link4413 link4414 link4415 link4416 link4417 link4418 link4419 link4420 link4421 link4422 link4423 link4424 link4425 link4426 link4427 link4428 link4429 link4430 link4431 link4432 link4433 link4434 link4435 link4436 link4437 link4438 link4439

Архиереи



Киприан (Старорусенников)

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Киприан (Старорусенников), митрополит Новгородский и Великолуцкий.
Родился во второй половине XVI в. в г. Старая Русса, Новгородской губернии.
С 1611 г. — архимандрит Новгородского Спасского Хутынского монастыря.
8 сентября 1620 г. хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа.
В 1622 г. устроил мужские монастыри: в Туринске Никольский и в Таре во имя Нерукотворного Спаса. В том же году основал две слободы — Устьницынскую и Тавдинскую.
В 1624 г. устроил девичий монастырь во имя свв. Параскевы и Екатерины.
Положил начало Сибирской летописи, записав рассказы живых сподвижников Ермака.
15 февраля 1624 г. уехал в Москву.
12 декабря 1625 г. (по другим источникам — 14 ноября 1624 г.) возведен в сан митрополита Крутицкого.
В 1626 г. написал канон и стихиры в честь Ризы Господней.
26 октября 1626 г. (по другим источникам в 1627 г.) переведен митрополитом в Новгород.
Скончался 17 декабря 1635 г. Погребен в Корсунской паперти Софийского собора в г. Новгороде.
Преосвящ. Киприан явился истинным и твердым исповедником Православия. Когда он в качестве посла от Новгорода ездил в Швецию, то смело отстаивал интересы Православия, и никакие истязания, которым он подвергся там, не могли сломить его.
Назначенный архипастырем в Сибирь, преосвященный все усилия направил на то, чтобы поднять нравственный уровень духовенства, а также всего населения края. Он обращал многих к Христовой вере, строил церкви, монастыри.
Большая заслуга его состоит в том, что он положил начало Сибирской летописи.
Будучи мужем ученым, преосвященный не дал заглохнуть развитию просвещения в России.
Отличался силой слова и был известным проповедником своего времени.
За свою благочестивую жизнь и богатые умственные дарования преосвящ. Киприан пользовался глубоким уважением не только по всей России, но и в Константинополе.

Труды:
Стихиры и канон ко дню празднования Положения Ризы Господней.

Литература:
Едлинский М., свящ. Киприан, святитель I-й архиеп. Сибири, II вып., 1895, с. 128-133.
Его же Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую, 3-е изд. СПб, 1903, т. III, с. 68-73.
Леонид, иером. Ист. церкви в пределах нынешн. Калуж. губернии. Калуга, 1876, с. 95-96.
Андриевич История Сибири, т. I, с. 180.
Баранов В. С. Летопись Верхотурского Никол. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 12-14.
Трапезников В. Очерки истории Приуралья, с. 680.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 474, прим. 12.
Литература:
Нестор Православие в Сибири, с. 4, 7-9.
Знаменский Русская церковная история, с. 221.
Петров Л. Словарь, с. 127.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 132.
Зверинский, т. I, № 314 и др.; т. III, с. 1861, 1893, 1898, 1969, 2177.
Булгаков, с. 1406, 1415.
Денисов, с. 864.
Строев П., с. 36, 50, 317, 1035.
Зерцалов А. Речи Новгород. митр. Киприана 1627-1633. М., 1896.
Летопись Е. А., с. 631, 632.
Обзор рус. дух. лит., с. 224.
Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
Чтен. общ. ист. и древн. Рос., 1862, II, отд. I, с. 93.
Правосл. обозрен., 1866, № 8, с. 377.
Странник, 1864, т. III, № 8.
Рус. ведом., 1863, № 46, с. 8.
Тобольск. губ. вед., 1858, № 4, 1887, № 9 и 10.
Монастырь (журнал), 1908, № 7, с. 56; № 8, с. 57-61; " 9, с. 72-74; № 10, с. 60-63.
Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.
Прав. собес., 1911, апрель, с. 103.
Истор. вестн., 1894, июнь, с. 768-769.
Журн. Мин. Нар. Просвещ., 1849, ч. 64, с. 1-8, 1854, февраль (материалы для ист. христ. просвещ. в Сибири).
Ж. П. Б., декабрь.
БЭЛ, т. X, с. 60-61.
БЭС, т. II, с. 1277.
РБС, т. XV (кн. 29), с. 88.
Н. Д., с. 18, 40, 53.
Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Ч. III. Куйбышев, 1971 (машинопись).


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–