Архиереи



Иосиф (Нелюбович-Тукальский)

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митрополит Киевский.
Известен с 1649 г. в звании старшины Виленского Свято-Духова монастыря.
С 1658 г. — архимандрит Лещинского монастыря.
3 августа 1661 г. утвержден королем в звании епископа Могилевского и Мстиславского с оставлением настоятелем Лещинского монастыря.
В 1663 г. избран православным духовенством на Киевскую митрополию, но не признан польским правительством.
В 1664 г., оклеветанный гетманом Тетерею, заключен в Мариенбургскую крепость, но по Подгаецкому договору освобожден из крепости.
В 1668 г., по ходатайству гетмана Дорошенко, утвержден Константинопольским патриархом в звании Киевского митрополита и патриаршего экзарха в Польше и Литве. Избрание еп. Иосифа на Киевскую митрополию произошло в самый разгар борьбы между Россией и Польшей за обладание Украиной. Являвшиеся один за другим гетманы склонялись то на ту, то на другую сторону, терзая бедную страну междуусобиями.
Новому митрополиту предстояло решить, с кем он. На личном опыте он испытал тяжелое положение Православия под польским владычеством, но не хотел и присоединения к России, требовавшей подчинения Украинской Церкви Московскому патриарху. Выбор его оказался неожиданным. Вместе с гетманом Дорошенко, с которым он был связан дружбой и благодарностью за освобождение из крепости, они решили заключить договор с Турцией. Напрасно писал ему архип. Лазарь Баранович: "Под басурманскою рукою стонет Греция и по настоящее время, и самих патриархов вешают: о, невольная вольность! И для чего под такое ярмо класть шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сам лезет".
Не слушая ничего, митр. Иосиф и Дорошенко рассчитывали добиться от турок вольности и гражданской, и религиозной. Только заключенное между Россией и Польшей перемирие помешало исполнению этого намерения, в котором потом митр. Иосиф горько раскаивался. 9 августа 1670 г. он писал: "По беззакониям моим, которым нет числа, не признаю себя я душою, страждущею за благочестие. В горести душа моя. Как могу я называться пастырем, когда растерял стадо? О, да соберет его Создатель и Искупивший Своею Кровью".
Получив от патриарха Константинопольского утверждение в звании митрополита, Иосиф, однако, не смел явиться в Киев, т. к. его не хотело признавать ни киевское духовенство, ни правобережные казаки, не принимавшие участия в его выборах. С другой стороны, он был избран и без согласия Москвы, там имели серьезное основание считать его ненадежным и назначили местоблюстителем Киевского престола Черниговского архип. Лазаря Барановича.
Впрочем, и слово митр. Иосифа в тот период имело какой-то вес. Так, вместе с Лазарем Барановичем, гетманом Многогрешным и другими, он настойчиво требовал от царя Алексея Михайловича не отдавать опоры православия — Киева в руки поляков. И они добились этого.
Испытывая колебание в своих политических взглядах, митр. Иосиф всегда стремился оберегать Православие, опорой которого в Киеве был Братский училищный монастырь, или Братская коллегия. Этой коллегии он отдал даже местечко Стайки, которое получил от Дорошенко на свое содержание. "Сам я борзо нищетен, — писал он, — но отдаю их как две лепты вдовицы на поддержание того обнищавшего места".
Скончался 26 июля 1675 г.
Погребен в Мгарском Лубенском монастыре. Тело его почивает нетленно.

Литература:
Соловьев С. М. История России, кн. III, с. 131, 147, 350, 351, 357, 359, 370, 379, 384, 405, 411, 416, 429, 432 и др.
Чистович Очерк истории зап.-рус. церкви, II.
Батюшков Подолия.
Смирнов Виленский Св.-Духов монастырь.
Строев П., с. 4, 493, 546.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 198.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 570-573.
Попов М. С., свящ. Св. Дим. Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 18, 19, 26.
Филарет И. Р. Ц., пер. IV, с. 75-77.
Петров Л. Словарь, с. 119.
Маркевич История Малороссии, т. II, с. 102.
Летопись Е. А., с. 659, 660, 663, 667.
Истор.-стат. опис. Лубенского Мгарского Преображенского монастыря. Полтава, 1865, с. 17.
Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 9, 10.
Русская старина, 1880, ноябрь, с. 560, 1887, июль, с. 4.
Истор. вестн., 1882, май, с. 387.
Душеп. собесед., 1894, с. 298.
Рус. архив, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 237, 238.
БЭЛ, т. VII, с. 463-465.
РБС, т. VIII, с. 339.
Н. Д., с. 14, 55.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–