Архиереи



Лазарь (Баранович)

  
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский и Новгород-Северский.
Родился в 1620 г. в Малороссии.
Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря.
Окончательное образование получил в польских коллегиях.
В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской академии.
С 1650 г. — ректор Киевской коллегии (академии) и игумен Братского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 г. — и Киево-Кирилловского монастыря.
В 1651 г. оставил академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятиловецком.
С 1653 г. заведовал Елецким монастырем Черниговской епархии.
8 марта 1657 г. в Яссах митрополитом Гедеоном Молдавским хиротонисан во епископа Черниговского, но так как престарелый архиепископ Черниговской Зосима был жив, поселился в Новгород-Северском Преображенском монастыре и до смерти Зосимы в Черниговской епархии было два епископа.
Около 1666 г. назначен местоблюстителем Киевской митрополии.
8 сентября 1667 г. возведен в сан архиепископа.
В 1692 г. уволен на покой.
Скончался 3 сентября 1693 г. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре.
Архиеп. Лазарь — ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его столпом православия. В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, — Лазарь Баранович показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем.
Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами. Ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь. Последние из взрослых питомцев взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников то одного, то другого из борющихся гетманов бродили по Украине, жгли и грабили села, даже в окрестностях Киева в 1665 г. открылись военные действия.
Архиеп. Лазарь ревностно заботился о восстановлении разрушенных храмов и монастырей и об устроении новых. При нем были основаны три монастыря: Шуморовский в Мглинском уезде, Андрониковский в Соснинском уезде и Пустынно-Рыхловский в Кралевецком уезде. Восстановлен из развалин и украшен кафедральный Новгород-Северский Спасский монастырь, в котором кафедра Черниговского архиепископа оставалась до 1672 г.
В эпоху брожения умов, когда не только гетманы и казачество, а и некоторые иерархи стояли за присоединение Украины то к Польше, то к Турции, архиеп. Лазарь твердо держался того направления, которое единственно было приемлемо для православных. "Под басурманскою рукою стонет Греция, — писал он митрополиту Киевскому Иосифу, склонявшемуся на сторону Турции, — и для чего под такое ярмо класть шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет. Я свои овцы черниговские поставил на путь и вы, всея России пастырь, ведите всю Русь к монарху русскому, а сами летите на престол свой, как на гнездо свое".
В 1669 г. он убедил гетмана Многогрешного послать в Москву посольство с просьбой о принятии Малороссии в подданство и о подтверждении казацких вольностей. Членам этого посольства было поручено требовать, чтобы русское правительство не отдавало полякам Киева — "этого первопрестольного града царства Русского, от которого искони на всю Россию воссияла благодать Божия". На сохранении Киева особенно настаивали и архиепископ Лазарь Баранович, и гетман Многогрешный, и бывший митр. Иосиф (Тукальский) и др. Под их влиянием царь Алексей Михайлович решился окончательно присоединить Киев к России. Но в то же время архиеп. Лазарь стоял за самостоятельность Киевской митрополии. Он был несогласен со стремлением Москвы подчинить ее себе на положении обычной епархии и боролся за сохранение прав малороссийского духовенства. Может быть поэтому, когда появилась возможность поставить для Киева православного митрополита, был избран не он, а Гедеон Святополк-Четвертинский.
После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов качался великий подвиг миссионерства архиеп. Лазаря в защиту истин св. Православной веры и усиления борьбы с иезуитами. Он с истинно апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Чернигове типографию, где печатались так необходимые для православных книги.
Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят народ с заслугами митр. Петра Могилы, патр. Никона, ключарей Дионисия и Арсения и иером. Епифания Славинецкого.
Народная молва, почитая его как праведника, питает уверенность в нетлении его тела.

Труды:
Новая мера старой веры. Новгород, 1676; Чернигов, 1679.
О Флорентийском соборе, 1688.
Собрание проповедей: Меч духовный. Киев, 1666 и 1686, Труды Словес. Киев, 1674 и 1679.
Жития святых (на польском языке). Киев, 1670.
Окружные послания.
Разговоры о вере и житиях святых.
Благодать и истина Христова.
Плач о смерти царя Алексея и приветствие царю Феодору (стихи). Киев, 1676.
О случаях жизни человеческой (на польском языке). Чернигов, 1678.
Надгробие митр. Иосифу Тукальскому (на польском языке) (Летопись Велички, II, с. 384-388).
Лира Аполлонова (на польском языке). Киев, 1671.
Наияснейшая Царица небы и земли Владычица Матерь Мария (в прозе и стахах). Чернигов, 1683.
О пяти ранах Христовых (на польском языке) (Временник общ. ист., 7, 16, № 195, 223, 236, 254).
Письма (Черниг. еп. изв., 1861-1864 гг.).

Литература:
Соловьев С. М. История России, кн. III, с. 1, 2, 102, 115, 158, 359, 368-370, 373, 376-383, 406-409, 411-414, 429, 432, 437, 438, 477, 478, 806, 827, 828, 995 и др.
Сумцов Лазарь Баранович.
Карпов Киевская митрополия.
Эингорн Сношения Малороссийского духовенства с Московским правительством.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 571, 572, 580, 607-608.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 229.
Скворцов Г. А. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 162, 164, 165.
Попов М., свящ. Свят. Дим. Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 22, 24, 46, 47, 55, 110.
Титов А. Черниг. еп. после Батыя имен. Бранскою. М., 1892, с. 29, 36, 45.
Ефимов А., свящ. Чернигов. Елецкий м-рь. Чернигов, 1903, с. 22-25, 27, 34.
Терновский С. История о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху, с. 50.
Добровольский П. Черниг. Елецкий м-рь. Чернигов, с. 12, 22.
Муравьев А. Жития святых Рус. Церкви, сентябрь, с. 339.
Проторжинский, прот. Ист. Рус. церк. пропов., с. 228.
Булгаков, с. 1417.
Летопись Е. А., с. 657, 663, 667, 669, 680.
Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич — памятники худ. старины, изд. Кнебель. М., с. 36.
Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 13, 14.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 132.
Денисов, с. 193, 299, 828, 875, 902.
Строев П., с. 17, 26, 510.
Обзор рус. дух. лит., с. 206-208.
Акты южной и зап. России, т. V-XII.
Амвросий История Рос. Иерархии, ч. IV, с. 341-342.
Чернигов. губ. вед., 1846 (приб. к № 51), с. 347; № 52, от II, с. 350.
Труды К. Д. А., 1873, март, с. 165.
Душеп. собес., 1894, с. 298.
Прав. собес., 1909, январь, с. 82-83; февраль, с. 195.
Рус. палом., 1893, № 36, с. 571.
Истор. вестн., 1881, февраль, с. 319, 321-323; март, с. 566-567, 1884, сентябрь, с. 686, 1906, январь, с. 325, 1908, октябрь, с. 237-238.
Рус. архив, 1872, № 5, с. 997-998, 1887, кн. 3-я, с. 328 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1893, кн. 1-я, с. 183 (Обзор деят. губ. и ученых архивных комиссий за 1891 г.), 1900, кн. 2-я, № 5, с. 94, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 225-238, 239.
Журнал мин. нар. просвещ., ч. 32, 1841, отд. VI, с. 333; ч. 75, 1852, отд. V, с. 6, 10-11, 28, 55, 63, 78.
Свято-отеч. христ., с. 176.
Жития свв. синод. изд., февраль, с. 86-89; сентябрь, с. 404.
БЭС, т. I, с. 563-564; т. II, с. 1509, 2363.
РБС, т. X, с. 40-43.
Н. Д. , с. 25.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–