link12760 link12761 link12762 link12763 link12764 link12765 link12766 link12767 link12768 link12769 link12770 link12771 link12772 link12773 link12774 link12775 link12776 link12777 link12778 link12779 link12780 link12781 link12782 link12783 link12784 link12785 link12786 link12787 link12788 link12789 link12790 link12791 link12792 link12793 link12794 link12795 link12796 link12797 link12798 link12799 link12800 link12801 link12802 link12803 link12804 link12805 link12806 link12807 link12808 link12809 link12810 link12811 link12812 link12813 link12814 link12815 link12816 link12817 link12818 link12819 link12820 link12821 link12822 link12823 link12824 link12825 link12826 link12827 link12828 link12829 link12830 link12831 link12832 link12833 link12834 link12835 link12836 link12837 link12838 link12839 link12840 link12841 link12842 link12843 link12844 link12845 link12846 link12847 link12848 link12849 link12850 link12851 link12852 link12853 link12854 link12855 link12856 link12857 link12858 link12859 link12860 link12861 link12862 link12863 link12864 link12865 link12866 link12867 link12868 link12869 link12870 link12871 link12872 link12873 link12874 link12875 link12876 link12877 link12878 link12879 link12880 link12881 link12882 link12883 link12884 link12885 link12886 link12887 link12888 link12889 link12890 link12891 link12892 link12893 link12894 link12895 link12896 link12897 link12898 link12899 link12900 link12901 link12902 link12903 link12904

Архиереи



Леонид (Краснопевков)

  
Ф.И.О.:  Краснопевков Лев Васильевич
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Леонид (Краснопевков Лев Васильевич), архиепископ Ярославский и Ростовский.
Родился 16 февраля 1817 г. в Петербурге в дворянской семье.
Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионах.
В 1829 г. определен в горный кадетский корпус.
В феврале 1834 г. оставил корпус и определился юнкером в Балтийский флот.
В 1838 г. по внутреннему влечению к монашеской жизни поступил в число студентов СПб духовной академии.
В 1840 г. по смерти отца и по предложению митрополита Московского Филарета переехал в Троице-Сергиеву Лавру для продолжения образования в Московской духовной академии.
В 1842 г. окончил курс академии со званием магистра и определен преподавателем в Вифанскую семинарию.
23 сентября 1845 г. пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 1 октября митр. Филаретом рукоположен во иеромонаха.
С 23 апреля 1848 г. — бакалавр Московской академии.
С 19 декабря 1849 г. — ректор Вифанской семинарии и настоятель Московского Златоустова монастыря.
1 января 1850 г. возведен в сан архимандрита, переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. Назначен членом Московской духовной консистории и членом конференции внутреннего правления Московской академии.
С 31 августа 1853 г. — ректор Московской семинарии.
С 22 января 1854 г. — настоятель Заиконоспасского монастыря.
26 апреля 1859 г. в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
В 1863 г. назначен председателем Московского губернского присутствия по предмету улучшения быта духовенства.
В 1864 г. принимал деятельное участие в происходивших в Москве переговорах с делегатом Нью-Йоркской конвокации пастором Юнгом о соединении церквей.
С 20 ноября 1867 г. по 25 мая 1868 г. по смерти митр. Филарета управлял Московской епархией.
15 мая 1876 г. возведен в сан архиепископа Ярославского и Ростовского.
Скончался 15 декабря 1876 г. Погребен в Ярославском кафедральном соборе на южной стороне, вблизи гробницы свв. Василия и Константина.
Преосвящ. Леонид был членом многих научных учреждений и обществ. С 1865 г. до 1874 г. состоял председателем Московского губернского училищного совета.
В 1869 г. — почетный член Московского общества любителей духовного просвещения.
С 1870 г. — помощник председателя Совета православного миссионерского общества.
В 1874 г. — почетный член общества попечения о бедных детях лиц, сосланных в Сибирь по судебным приговорам. Почетный член Московского университета.
В 1875 г. — почетный член Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее.
Деятельность Леонида Краснопевкова на духовном поприще началась под руководством знаменитого Московского святителя митр. Филарета, который покровительствовал Краснопевкову уже в году обучения его в академии. Святитель отечески заботился о будущем архиерее. Он предвидел, что из Краснопевкова будет толк и не ошибся.
Приняв монашество, он в скором времени стал викарием великого святителя, а в дальнейшем был переведен на самостоятельную архиерейскую кафедру в Ярославль.
Преосвящ. Леонид — замечательный архипастырь своего времени.
Обобщая воспоминания современников о нем, можно сказать, что это был человек, обладавший богатым природным умом, получивший всестороннее образование, отличавшийся необыкновенно простым обращением со всеми, всегда приятный и занимательный собеседник, радушный гостеприимец, безупречно-рассудительный администратор.
Его дворянское происхождение, светское воспитание и замечательные личные качества привлекали к нему внимание высочайших особ. Он был любимец барынь-попечительниц. Однако многих привлекали к нему не только эти качества. Большинство почитали в нем прежде всего святителя Божия, носившего в себе сокровище пламенной веры и молитвы, сокровище благости, участия, любви к каждому. Он с одинаковым вниманием принимал и высочайших особ и самого простого мужичка, терпеливо выслушивал каждого и немедленно, по силе возможности, помогал, успокаивал, вразумлял.
Известен святитель Леонид и как истинный ревнитель службы Божией. Он очень строго следил за благоговейным и точным совершением богослужений. Дело Божие он совершал всегда в надлежащем порядке. И ни присутствие государя на богослужении, никакие другие чрезвычайные события не могли заставить его изменить или нарушить этот порядок в угоду сильным мира. Архиеп. Леонид был большим любителем и покровителем монашества. По его словам, "благо и мир, и спасение души каждого из братии были дороже всего на свете".
Глубокое чувство любви питали к святителю все знавшие его, и память о нем надолго сохранилась в сердцах людей.

Труды:
Записки. См.:
1. Моск. церк. вед., 1906, 1908, 1909, 1012.
2. Душеп. чтение, 1906, ч. I, март, 1907, ч. II, май, июнь, июль, август.
Письма Леонида, архиеп. Ярославского, к родным из Ярославля с 14 июля по 13 декабря 1876 г. М., 1879.
Слова. Странник, 1867, сентябрь; 1869, февраль; 1874, т. III.
Письма преосвящ. Леонида к Пимену и архип. Григорию. См. Воспоминания архим. Пимена, наст. Никол. м-ря, что на Угреше. М., 1877, с. 1-97.
Речь преосвящ. Леонида (Приб. к твор. св. отцов, 1859, с. 28).

Литература:
Савва, архиеп. Воспоминания о высокопреосвящ. Леониде, архиеп. Ярославском и Ростовском. Харьков, 1877.
Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский м-рь, с. 173.
А. С. Историч. опис. Моск. Знам. м-ря, что на старом государевом дворе. М., 1866.
Григорий, архим. Два письма митр. Филарета к викарию его Леониду (Чтение общ. ист. и древн. Рос., 1876, III, с. 107-108).
Булгаков, с. 1405, 1418.
Толстой Ю., № 357.
Денисов, с. 417, 479.
Лебедев А. Успенский кафедр. собор в Ярославле, 2-е изд., 1896, с. 40, 41.
Павел, иером. Воспом. о преосвящ. Леониде, архиеп. Яросл. и Ростов., 1877.
Кротков Морской кадетский корпус (краткий исторический очерк). СПб, 1901, с. 174, 227.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1901, т. I, III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI.
Архим. Пимен, настоятель Николо-Угреш. м-ря. М., 1881, с. 86-101.
Воспом. архим. Пимена, настоят. Никол. м-ря, что на Угреше. М., 1877, с. 169 и далее.
Истор. опис. Николо-Угреш. м-ря. Угреша, 1883, с. 34.
Юбилейный сборник, с. 112, 148, 155, 308, 478, 491, 518, 524, 525, 565, 589, 635, 703, 704.
Сборник для любит. дух. чтен. иером. Никифора. М., 1888, с. 681-684.
Памяти преосвящ. Леонида, архиеп. Ярославского, иеромонаха Ефрема. Киев, 1902.
Письма Моск. митр. Филарета к покойному архиеп. Тверскому Алексию (1843-1867). М., 1883, с. 28, 29, 39, 66, 69, 78, 187.
Письма Филарета, митр. Московского к Леониду, еп. Дмитровскому, впоследствии Ярославскому. М., 1883; см. также Душеп. чтение, 1883, ч. II, с. 103-119.
Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особам. Тверь, 1888, ч. I, с. 151, 154, 189, 190 и др.; ч. II, с. 47, 103 и др.
Моск. еп. вед., 1870, № 49, 1871, № 16, 1876, № 28, с. 223-227; № 52, с. 460-462.
Московск. вед., 1874, № 109, 1876, № 328, 333.
Яросл. еп. вед., 1876, № 50, с. 393-396; № 51, с. 401-408.
Яросл. губ. вед., 1876, № 102.
Духовн. беседа, 1876, № 50, с. 500-567 (некролог).
Литература:
Странник, 1874, т. II, ч. 2, с. 178-190.
Душеп. чтение, 1876, № 7, с. 350-353, 1904, июнь, с. 232.
Самар. еп. вед., 1867, № 23, с. 447, 1879, № 15, с. 297.
Приб. к Ц. В., 1901, № 51-52, с. 1865-1868, 1902, № 15-16, с. 535-542, 1907, № 1, с. 11-17.
Труды К. Д. А., 1875, май, с. 16.
Истор. вестн., 1908, январь, с. 271.
Русская старина, 1886, июнь, с. 151, 686-688; август, с. 471-472.
Христ. чтение, 1868, май, с. 729, 1874, июль-сентябрь, с. 572-576, 816, 1899, ноябрь, с. 693-699, 893.
Чтен. в общ. любит. дух. просв., 1868, кн. 4, с. 70-72, 73.
Прав. обозрен., 1863, апрель, с. 230, 1866, февраль, с. 85-86, 1867, август, с. 157-158, 1868, март, с. 135, 1873, январь-декабрь, с. 122-125, 207, 1876, май-август, с. 203, 1877, январь, с. 231, 1878, сентябрь-декабрь, с. 187, 1879, т. III, с. 783-797.
Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 55-56 (Н. Миловский, Моск. дух. акад. в 1838-1842 гг.), 1895, кн. 2-я, ? 5, с. 64, 65, 69, 78, 160-162, 1898, кн. 2-я, с. 317, 390, 396-399, 402, 405; кн. 3-я, с. 73, 74, 76, 77, 105 (Памятн. записки игум. Евгении Озеровой), 1900, кн. 2-я, № 8, с. 415, 1901, кн. 2-я, № 8, с. 452, 514-530, 1903, кн. 2-я, № 6, с. 230; № 7, с. 463, 1904, кн. 2-я, № 5, с. 38; № 8, с. 566, 569, 572; кн. 3-я, № 9, с. 61, 65-70; № 11, с. 205, 207, 209, 214, 218, 384, 385, 1905, кн. 1-я, № 1, с. 113, 116, 129, 1912, № 7, с. 442-443.
Списки архиереев, № 357.
Строев П., с. 134, 161-162, 194, 197.
БЭС, т. II, с. 2404.
РБС, т. X, с. 206-208.
Н. Д., с. 15, 24.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–