Архиереи



Иоасаф (Кроковский)

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский.
До 1670 г. обучался в Киево-Могилянской коллегии в ректорство Варлаама Ясинского, который впоследствии всегда был покровителем Иоасафа.
Около 1673 г. он отправился для завершения образования на запад, где слушал лекции в разных заграничных учебных заведениях.
По возвращении из-за границы в Киев был пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре и вскоре назначен профессором Киево-Могилянской коллегии.
Он обладал выдающимся педагогическим талантом и как преподаватель зарекомендовал себя с хорошей стороны.
В коллегии Иоасаф преподавал риторику (1683 г.), философию (1685-1689 гг.), затем был префектом.
В начале 1689 г., оставаясь префектом коллегии, Иоасаф был избран игуменом Киевского Пустынно-Никольского монастыря, затем определен ректором на 1689-1690 учебный год.
В 1693 г. вторично назначен ректором коллегии и одновременно игуменом Киево-Братского монастыря.
За период своего ректорства (1693-1697 гг.) Иоасаф много сделал для укрепления экономического положения коллегии и добился того, что она была признана высшим учебным заведением.
Добрую память о себе оставил Иоасаф и в управляемых им монастырях (Киево-Братском и Пустынно-Никольском), значительно благоустроив их. В обеих обителях при нем были построены величественные каменные церкви на средства гетмана Мазепы.
С 29 июня 1697 г. Иоасаф был назначен архимандритом Киево-Печерской Лавры, которую за 10 лет пребывания в ней значительно благоустроил.
19 октября 1707 г. Иоасаф собором Киевского духовенства был избран в митрополита Киевского.
15 августа 1708 г. архим. Иоасаф в Москве хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита.
Он управлял Киевской митрополией в трудное время. В своей церковно-общественной деятельности митр. Иоасаф явил себя архипастырем весьма деятельным и ревностным защитником своей православной паствы, находившейся под польским владычеством. Он мудро и тактично умиротворял народ Малороссии.
Конец жизни митрополита был весьма печален. Он был оклеветан царевичем Алексеем Петровичем, который при пытке заявил, что якобы имел переписку с Киевским митрополитом Иоасафом и предлагал последнему поднять народ на восстание, чтобы проложить путь к престолу. Митр. Иосиф был вызван в Петербург на допрос. Его больного успели довезти только до Твери, где он 1 июля 1718 г. скончался в Тверском Архангельском монастыре. Через несколько дней был получен царский указ о возвращении митр. Иоасафа в Киев, т. к. царевич Алексей сознался, что напрасно оговорил митрополита.
Царь Петр I распорядился совершить погребение почившего "как обыкновенно", и погребение было совершено "по чину архиерейскому" преосвящ. Варлаамом, архиеп. Тверским. Погребен он в Тверской соборной церкви 24 августа 1718 г.
Митр. Иоасаф был почитателем св. великомученицы Варвары, он составил ей акафист и установил чтение его по вторникам.

Труды:
Акафист св. великомученице Варваре.
Сказание об обретении мощей св. Юлиании.
Предисловие к служебнику.

Литература:
Сементовский Н. Киев и его святыни, 6-е изд. СПб и Киев, 1881, с. 63.
Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 625, 626.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 199, 226.
Аскоченский Киев с его древнейшим училищем академией.
Барсуков Н. По св. местам Зап. и Вост. (Путешествие Барского). Рус. вестн., 1884.
Петров Л. Словарь, с. 116.
Булгаков, с. 1403.
Денисов, с. 295, 299.
Строев П., с. 7, 13, 18, 21.
Н. Д., с. 16.
Описание Киево-Софийского собора. Киев, 1854, с. 30.
Киево-Златоверхий Мих. м-рь (Исторический очерк). Киев, 1889, с. 69.
Серафим-Диев. лет., с. 25.
Изв. Казан. еп., 1879, № 24, с. 693.
Правос. собес., 1867, ноябрь, с. 183-184, 1907, апрель, с. 537, 1914, май, с. 949.
Труды К. Д. А., 1879, май, с. 120-121.
Душеп. размышл., 1884, с. 393.
Ж. М. П., 1954, № 3, с. 16.
Рус. архив, 1912, № 6, с. 295 п/с. 2.
БЭЛ, т. VII, с. 177-180; т. X, с. 601.
БЭС, т. II, с. 1328.
РБС, т. VIII, с. 289-290.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–