link13320 link13321 link13322 link13323 link13324 link13325 link13326 link13327 link13328 link13329 link13330 link13331 link13332 link13333 link13334 link13335 link13336 link13337 link13338 link13339 link13340 link13341 link13342 link13343 link13344 link13345 link13346 link13347 link13348 link13349 link13350 link13351 link13352 link13353 link13354 link13355 link13356 link13357 link13358 link13359 link13360 link13361 link13362 link13363 link13364 link13365 link13366 link13367 link13368 link13369 link13370 link13371 link13372 link13373 link13374 link13375 link13376 link13377 link13378 link13379 link13380 link13381 link13382 link13383 link13384 link13385 link13386 link13387 link13388 link13389 link13390 link13391 link13392 link13393 link13394 link13395 link13396 link13397 link13398 link13399 link13400 link13401 link13402 link13403 link13404 link13405 link13406 link13407 link13408 link13409 link13410 link13411 link13412 link13413 link13414 link13415 link13416 link13417 link13418 link13419 link13420 link13421 link13422 link13423 link13424 link13425 link13426 link13427 link13428 link13429 link13430 link13431 link13432 link13433 link13434 link13435 link13436 link13437 link13438 link13439 link13440 link13441 link13442 link13443 link13444 link13445 link13446 link13447 link13448 link13449 link13450 link13451 link13452 link13453 link13454 link13455 link13456 link13457 link13458 link13459 link13460 link13461 link13462 link13463 link13464 link13465 link13466 link13467

Архиереи



Матфей

  
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Матфей, митрополит Казанский и Свияжский.
В истории Матфей известен со 2 июля 1606 г., когда он был назначен игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. Он управлял названным монастырем в тревожное, смутное время (1606-1615 гг.). При этом проявил незаурядные администраторские способности и мудрую распорядительность. Организовал защиту монастыря от натиска литовцев и поляков. Своими патриотическими действиями он завоевал большое доверие со стороны духовной и светской власти.
В 1613 г. его пригласили в Москву для избрания нового царя, где он был видным деятелем на состоявшемся 21 февраля 1613 г. Великом земском соборе.
Патриотическая и общественная деятельность игум. Матфея выдвинула его из ряда других духовных лиц, он был избран кандидатом на Казанскую митрополию.
7 февраля 1615 г. состоялась хиротония Матфея во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита.
В Казанском крае было в то время очень неспокойно. Отголоски смутного времени прокатывались по всему Поволжью. Поэтому на Казанскую кафедру требовался архипастырь деятельный и твердый. Этими качествами и отличался преосвящ. Матфей.
Деятельность митр. Матфея в Казанской епархии была обширна и разнообразна. В первую очередь ему пришлось усмирять взбунтовавшихся иноверцев, часто приходилось разбирать спорные дела казанских воевод, мирить их между собой. С ним советовались по всем житейским вопросам, он мог ответить и как организовать оборону города, и какое оружие применить, и где его достать. Он пользовался доверием царя и патриарха, которые прислушивались к мнению Казанского архипастыря, как человека объективного в своих суждениях.
Митр. Матфей, являясь мужем государственным, в сане иерарха, по прибытии в Казань, проявил себя как церковный деятель и радетель о своей разноплеменной пастве и как печальник о разных нуждах своей епархии. Он стремился укрепить православие в епархии. С этой целью осуществил перенесение почитаемых в Казани мощей св. Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор (20 июня 1630 г.).
Большое значение в деле укрепления православия в крае имела миссионерская деятельность митр. Матфея. Однако напряженная обстановка среди новокрещеных, сложившаяся в период смутного времени, не давала возможности широко развернуть миссионерское дело. Поэтому святитель Матфей стремился, в первую очередь, удержать в православии тех, кто принял уже крещение раньше, защищая их от некрещеных соплеменников.
Большое внимание уделял митр. Матфей строительству монастырей в крае, справедливо считая их опорой православия. При нем возникла знаменитая Седмиозерная пустынь в 18 км от Казани. Этой обители преосвящ. Матфей уделял много внимания. Почти одновременно с Седмиозерной была устроена по благословению владыки и другая славная Казанская пустынь — Раифская. К первым годам его управления Казанской епархией относят устройство Троицкой Ураевской пустыни.
В 1625 г. возникла четвертая православная обитель при митрополите Матфее — Спасо-Юнгинский монастырь. Через три года в нем было построено две церкви — одна в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, другая — в честь Казанской иконы Божией Матери. Много внимания уделял благоустройству архиерейского дома. Святитель Матфей плодотворно управлял Казанской епархией в течение 31 года.
Скончался он 13 января 1646 г. Погребен в кафедральном соборе, у северной стены.

Литература:
Никанор (Каменский) Казанский сборник статей. Казань, 1909, с. 479.
Булгаков, с. 1401.
Строев П., с. 56, 288.
Н. Д., с. 49.
Приб. к Ц. В., 1915, № 3-8.
Прав. собес., 1901, январь, с. 17.
Изв. Казан. еп., 1885, № 17, с. 577, 1902, № 4, с. 161-174, 1907, № 42, с. 1310 п/с.
Самар. еп. вед., 1878, № 22, с. 454.
Рус. архив, 1901, кн. I-я, № 2, с. 195.
БЭЛ, т. VII, с. 705.
БЭС, т. II, с. 1138.

 
Должности и места служения

Казанская епархия

1615 г. 17 век   —  
1646 г. 17 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–