Архиереи



Мелетий (Леонтович)

  
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский.
Родился 6 ноября 1784 г. в с. Старые Сенжары, Полтавской губернии в семье духовного звания.
Окончил Екатеринославскую духовную семинарию.
В 1814 г. окончил Петербургскую академию со степенью магистра.
В 1817 г. назначен инспектором Киевской академии.
В 1820 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской семинарии.
С 1821 г. — настоятель Кутеенского Оршанского монастыря, Могилевской епархии.
В 1823 г. переведен ректором Псковской семинарии и возведен в сан архимандрита Псковского Спасо-Елеазарова монастыря.
С 1824 г. — ректор Киевской академии и настоятель Киевского Братского Богоявленского монастыря.
21 ноября 1826 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.
С 21 апреля 1828 г. — епископ Пермский и Екатеринбургский.
18 июля 1831 г. возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Иркутскую и Нерчинскую.
С 22 июля 1835 г. — архиепископ Харьковский и Ахтырский.
Скончался 29 февраля 1840 г. Погребен в Пещерской церкви Харьковского Покровского монастыря. Тело его покоится нетленным.
Преосвящ. Мелетий — истинный светильник веры и благочестия. Великий постник и молитвенник. Творец Иисусовой молитвы. Отличался кротостью и благочестием, ревностью к богослужениям. Во время богослужений благоговение его достигало высшей степени и проявлялось в слезах. Святитель Мелетий был смиренномудрен, милосерд к бедным, всегда заступался за сирых и обижаемых. Старался поддержать дух истинного монашества, являя собою образец чистоты монашеской жизни. Он обладал даром прозорливости и исцеления. Еще при жизни в нем проявились особые дары благодати Божией и уже в Перми его считали святым. Он вел жизнь строгого аскета, но свои подвиги тщательно скрывал. Сколь велики были эти подвиги открыл один случай. Ректор семинарии архим. Иоанн Оболенский пожаловался в Св. Синод на бездеятельность святителя. Эта жалоба из Синода была направлена к преосвященному. Владыка вызвал к себе жалобщика и сказал: "Ты думаешь, что я провожу время в праздности, так посмотри же на то, чего никто из людей здесь не видал". С этими словами Владыка поднял одежду. Архимандрит с ужасом увидел перед собой скелет, обтянутый кожей, страшное исхудание было сокрыто от людей несколькими одеждами. Еще более ужаснуло архимандрита то, что на лопатках у преосвященного кожа вовсе слезла и виднелись обнаженные кости. Сразу поняв, что это явление произошло от чрезмерного поста и бесчисленных поклонов, архимандрит уразумел, что он оклеветал великого подвижника и, пав к ногам его, просил прощения. "Я тебя от души прощаю, — ответил Владыка, — но знай, что за свою клевету ты никогда не удостоишься быть епископом". Это пророчество святителя сбылось. Несмотря на видимую близость епископского сана, ему однако не пришлось стать епископом.
Ежедневно святитель Мелетий придерживался такого правила: одевшись в черную рясу, становился на молитву в 9 часов вечера и совершал молитвословие до 3-х часов ночи. Затем 4 часа проводил в отдыхе, потом слушал утреню и раннюю обедню.
Перед кончиной святителя его келейник однажды улегшись на полу, задремал. И видится ему, что в комнате открылся потолок и светлые облака наполнили ее. Святителю Мелетию предстали два светоносных юноши в белых одеждах и поместились у его изголовья. За ними следовал свят. Митрофан, который поместился у ног святителя. Вдруг комната наполнилась чудным ослепительным светом и вошел муж в одежде, сиявшей красотою и величием. Муж этот повелел юношам вскрыть перси свят. Мелетия до самого сердца, из которого высоко поднялся светлый пламень. "Довольно, — вещал старец, — пора упокоить". Юноши отвечали: "Повели, Владыко". Святитель же Митрофан концом своей схимы покрыл перси свят. Мелетия. На этом келейник проснулся и поспешил к святителю. "Через три дня будет кончина", — чуть слышно произнес тот. Так, святитель заранее предсказал свою кончину. После кончины восемь дней стояло тело святителя до погребения и не только не было признаков тления, но оно издавало благоухание. После смерти пальцы правой руки святителя постоянно были сложены как бы для благословения. Несмотря на приведение руки в надлежащее положение, она снова принимала благословляющий вид, пока не вложили в нее разрешительную молитву.
Память о нем надолго сохранилась в сердцах людей. Его ежедневно поминали в молитвах и просили его молитвенной помощи. Известны многие случаи явлений его во сне и помощи людям.
Вопрос о канонизации святителя Мелетия был уже предрешен высшей церковной властью, но события 1917 г. помешали этому.

Литература:
Поселянин Е. Русские подвижники XVIII-XIX вв., с. 70-80.
Его же На молитве. Петроград, 1916, с. 471.
Его же Идеалы христианской жизни, с. 202.
Шестаков И. Преосвящ. Мелетий Леонтович, еп. Пермский и Екатеринбургский. СПб, 1907.
Его же Краткий историч. очерк 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899, с. 118-123.
Чистович Ист. СПб дух. акад., с. 266, 351.
Кульнинский Г. Свят. Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881.
Ковалевский А. Из воспоминаний о почившем архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче (Афонские листки, № 192, с. 1071-1074).
Аскоченский История Киевской академии. Киев, 1889.
Н. Д., с. 17, 63, 70, 71.
Ефимов А., свящ. Архим. Сергий, настоят. Ахтырского Свято-Тр. м-ря, 2-е изд. Одесса, 1907, с. 6, 7, 33.
Строев П., с. 10, 20, 388, 503, 556, 941, 965.
Булгаков, с. 1401, 1403, 1408, 1416.
Толстой Ю., № 257.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 270, 271.
Голубинский, с. 335.
Святогор. Успен. пустынь Харьковской епархии. Одесса, 1898, с. 71, 72, 73.
Святогор. общежит. Успенская пустырь, с. 13.
Киев. Златоверхий Мих. м-рь. Киев, 1889, с. 136.
Летопись Е. А., с. 799-800.
Истор.-стат. опис. Харьковской еп., отд. I. М., 1852, с. 27, 48.
Благодат. исцеление у гроба святителя. Душеп. собе., 1917, с. 127-128.
Екатерин. еп. вед., 1876, № 34.
Воронеж. еп. вед., 1876, № 13, с. 254.
Труды К. Д. А., 1888, ноябрь, с. 119-121.
Церк. вестн., 1891, № 33, с. 517.
Самар. еп. вед., 1879, № 11, с. 209.
Рус. старина, 1878, февраль, с. 198, 1879, февраль, с. 362-366, 1882, сентябрь, с. 564, 1883, сентябрь, с. 582.
Рус. архив, 1893, кн. I-я, с. 130, 223 (Письма митр. Филарета к С. Д. Нечаеву); кн. 2-я, с. 141, 142, 147 (Из писем А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву).
Ж. М. П., 1945, № 1, с. 45, 1948, № 11, с. 60, 1956, № 5, с. 11, 12.
Церковн. вед., 1918, № 19, 20, с. 110.
Приб. к Ц. В., 1918, № 7, 8, с. 327, 328.
Ж. П. Б., февраль, с. 324-329; ноябрь, с. 304-306.
БЭС, т. I, с. 955; т. II, с. 1795, 2271.
БЭЛ, т. V, с. 1029; т. X, с. 619.

 
Должности и места служения

Пермская епархия

21.04/03.05. 1828 г. 19 век   —  
18/30.07. 1831 г. 19 век
  
  

Иркутская епархия

1831 г. 19 век   —  
1835 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–