|
Анастасий (Братановский-Романенко)
|
Ф.И.О.: Братановский-Романенко Андрей Семенович |
|
|
Сан:
епископ
|
Место:
рождения: Барышевка, Переяславского уезда, Полтавской губ.
смерти: Астрахань
|
Дата рождения:
16.10.
1761 г.
18 век
|
Дата пострига:
26.06.
1790 г.
18 век
|
Дата хиротонии:
20.12.
1797 г.
18 век
|
Дата смерти:
09.12.
1806 г.
19 век
|
Церковная принадлежность
|
Образование
|
Биография
Анастасий (Братановский-Романенко Андрей Семенович), епископ Астраханский.
Родился 16 октября 1761 года в м. Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье священника.
В 1782 году окончил Переяславскую семинарию и поступил преподавателем в Севскую семинарию, через год перешел в Вологодскую, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря.
В 1790 году был вызван в С.-Петербург в качестве учителя красноречия в Александро-Невскую семинарию.
26 июня 1790 года принял монашество.
В 1792 году исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя кадетского шляхетского корпуса.
8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Зеленецкого [Троицкого] монастыря [С.-Петербургской губернии].
В 1793 году назначен придворным проповедником.
В 1794 году избран членом Российской Академии.
В 1795 году назначен настоятелем Сергиевской пустыни [в Петергофе ?].
С 1796 года — архимандрит Московского Новоспасского монастыря, член Св. Синода и законоучитель кадетского корпуса.
20 декабря 1797 года хиротонисан во епископа Белорусского.
15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа.
4 декабря 1803 года переведен в Могилев.
20 декабря 1805 года по болезни назначен в Астрахань.
Скончался 9 декабря 1806 года.
Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества. Его проповеди имели своеобразное достоинство и оказали немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества.
Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном. Он имел титул "русского массильйона".
По своему направлению Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов. Он проповедывал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия.
Будучи в С.-Петербурге присутствующим в Св. Синоде, он составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазной панагией.
Преосв. Анастасий был знатоком и любителем церковного пения. Ему принадлежит известный гимн "Коль славен наш Господь во Сионе".
В 1801 году по поручению императора Павла он исправил и размножил Гиббона "История упадка и разрушения Римской империи".
Труды:
Классическая книжка. / Трактат о расположении проповедей. М., 1806.
Переводы:
Предохранение от неверия и нечестия, здоровым рассудком, совестью и опытом доказанное. СПб., 1794.
Арнод. Плач Иеремии. / пер. [Анастасий Братановский-Романенко]. СПб., 1797.
Истинный Мессия. М., 1801 и 1851.
Опыт о совершенстве. / Из Формея; пер. [Анастасий Братановский-Романенко]. СПб, 1805.
Не издано:
Толкование на Евангелие от Иоанна. (рукопись).
Слова и речи:
При вступлении в должность законоучителя при кадетском корпусе. СПб., 1792.
В день рождения Екатерины II. СПб., 1792.
В день Преображения Господня. СПб., 1792.
В кавалерийский праздник св. Георгия. СПб., 1792.
В день тезоименитства великой княгини Елизаветы Алексеевны. СПб., 1793.
На погребении гр. Остермановой. СПб., 1793.
При выпуске кадетов. СПб., 1793.
На новый 1794 год. СПб., 1794.
В день рождения великой княгини Марии Федоровны. СПб., 1794.
На погребении д. т. с. И.И. Бецкого. СПб., 1795.
На погребении сен. А.А. Нарышкина. СПб., 1795.
На погребении Шувалова.
В день тезоименитства великой княгини Анны Павловны. СПб., 1795.
При выборе судей. М., 1802.
При восстановлении в Белоруссии Могилевской губернии. СПб., 1802.
Поучительные слова, в 2-х част. СПб., 1796.
3-я ч., 1806.
4-я ч., 1807.
Литература:
Сухомлинов М.И. История Российской Академии. т. 1. с. 245-257.
Порфирьев. История русской словесности. т. II. с. 400, 405.
Горючко П. Анастасий Братановский архиеп. Астраханский и Кавказский. Астрахань, 1902.
Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. с. 5.
П.М. Из прошлого. // Русский вестник. 1868. № 4.
Заведеев. История русского проповедничества.
Хмыров М. Энциклопедический словарь, изд. рус. пис. и учит., т. IV.
Венгеров. с. 529-533.
Бантыш-Каменский. Словарь.
Евгений (Болховитинов), митр. Словарь духовных писателей.
Булгаков. с. 1395, 1404.
Толстой Ю. № 176.
Обзор русской духовной литературы. с. 394-396.
Энциклопедический лексикон. Плюшара. т. 7.
Письма и записки разных лиц к гр. Хвостову.
Русский проповедник. СПб., 1871.
Православный собеседник. 1898. окт. с. 423.
-"- -"- 1899. янв. с. 112, 114.
Странник. 1887. авг. с. 500.
Труды КДА. 1868. июль. с. 109-146.
Русская старина. 1885. июль. с. 168.
-"- -"- 1873. янв. с. 110; апр. с. 498.
-"- -"- 1880. янв. с. 125.
-"- -"- 1910. май. с. 289-296; июнь. с. 407-409, 414.
Исторический вестник. 1881. март. с. 500.
-"- -"- 1885. июль. с. 528.
-"- -"- 1890. авг. с. 408.
Цесаревич Николай в Астрахани. // Русский архив. 1898. кн. 3.
Русский архив. 1904. кн. 2. № 8. с. 598-602, 601 п/с. 1, 2.
Могилевские губернские ведомости. 1846. № 49.
Известия Казанской епархии. 1903. № 13. с. 65 п/с.
БЭЛ. т. I. с. 670-671; т. II. с. 107.
БЭС. т. I. с. 154; т. II. с. 1582.
БЭЮ. т. I. с. 570.
ЭС. т. II. с. 514.
РБС. т. II. с. 102.
Н.Д. с. 52, 55.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|