Архиереи



Иоанн (Соколов)

  
Ф.И.О.:  Соколов Владимир Сергеевич
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иоанн (Соколов Владимир Сергеевич), епископ Смоленский.
Родился 5 июня 1818 г. в Москве, в семье священника.
Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 г. — в Московской семинарии.
В 1838 г. поступил в Московскую духовную академию.
29 августа 1842 г. пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона.
С 22 сентября 1842 г. — бакалавр при Московской академии по классу нравственного богословия.
5 октября 1842 г. рукоположен во иеромонаха.
27 декабря 1843 г. удостоен степени магистра.
22 декабря 1844 г. переведен бакалавром в Петербургскую академию на кафедру канонического права, которую занимал 10 лет.
С 9 января 1848 г. — член конференции Петербургской духовной академии.
8 сентября 1848 г. возведен в сан архимандрита.
С 27 января 1849 г. член духовного цензурного комитета.
С 17 июля 1850 г. — член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях.
8 января 1851 г. назначен инспектором С.-Петербургской академии.
26 сентября 1852 г. — профессор, а с 19 декабря того же года — ординарный профессор.
8 октября 1853 г. за сочинение "Опыт церковного законоведения" получил редкую в то время степень доктора богословия.
16 января 1855 г. назначен ректором Петербургской семинарии.
С 17 марта 1857 г. — ректор и профессор Казанской академии.
31 марта 1864 г. перемещен ректором в Петербургскую академию.
17 января 1865 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии.
13 ноября 1866 г. переведен на Смоленскую кафедру.
Скончался 17 марта 1869 г. Погребен в Смоленском кафедральном соборе.
Еп. Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.
Ученый и талантливый духовный писатель еп. Иоанн был очень любим Московским митр. Филаретом и за ученость сем был прозван "Филаретик".
Преосвященный вел аскетический образ жизни, был строг к себе и другим.
В епархиальных делах еп. Иоанн не отличался практичностью. Но он недолго и пробыл епископом (несколько более 4-х лет). Раз утром нашли его мертвым на полу среди спальни; одна нога была босая, а другая — в туфле, как будто перед неожиданной кончиной он побежал звать кого-либо на помощь, но упал бездыханный.

Труды:
Опыт курса церковного законоведения (два выпуска).
Догмат о Пресвятой Троице (богословские академические чтения преосвящ. Иоанна, еп. Смоленского). СПб, 1897 (Прав. собес., 1911, апрель, с. 142).
Беседа в день явления Смоленской Божией Матери — Одигитрии. (Рус. палом., 1893, № 31, с. 489).
О свободе совести (Прав. собес., 1905, январь, с. 84).
К вопросу о церковном суде. (Прав. собес., 1896, январь, с. 388).
Беседы, поучения и речи. (Изв. Казан. еп., 1876, № 12, с. 384).
О монашестве епископов (Прав. собес., 1907, октябрь, с. 64).
Общество и духовенство.
О преподавании богословия в наших университетах.
Слово об освобождении крестьян.
Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге и др.
Ряд статей по церковному законоведению.

Литература:
Романский Преосвящ. Иоанн, еп. Смоленский, его жизнь и проповеднические труда. М., 1877.
Санковский А. Кратк. опис. церквей Смол. еп. Смоленск, 1898, с. 16.
Прокошев П. Канонические труды Иоанна, еп. Смоленского. Казань, 1896.
Никанор (Бровкович), архип. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 121, 178-179, 189, 191.
Покровский С. Преосвящ. Иоанн, еп. Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых. Петрозаводск, 1902.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 17, 18, 21.
Знаменский Ист. Казанской дух. акад., т. I.
Булгаков, с. 1413.
Толстой Ю., № 383.
Строев П., с. 268, 593.
Списки архиереев, № 383.
Летопись Е. А., с. 841.
Н. Д., с. 21, 33.
Богослов. академ. чтен. СПб, 1897, с. 379.
Прав. собес., 1897, июнь, с. 242, 1898, январь, с. 16, 1899, январь, с. 39, 1900, январь, с. 22, 1907, март, с. 11; октябрь, с. 523, 1915, май, с. 162.
Странник, 1869, апрель, с. 43-49.
Приб. к Ц. В., 1897, № 8, с. 299.
Миссион. обозрен., 1898, июль-август, с. 1091.
Прав. обозрен., 1868, март, с. 127-128, 1875, май, с. 40, 1876, январь-февраль, с. 3.
Христ. чтен., 1866, февраль, с. 192-198; декабрь, с. 174, 1869, март, с. 501-503; апрель, с. 639-654; июнь, с. 995-997, 1870, февраль, с. 354, 1872, ноябрь, с. 420, 1875, июль-август, с. 103-185, 1876, январь, февраль, с. 3; сентябрь-декабрь, с. 266-289.
Самар. еп. вед., 1869, № 9, с. 197; № 16, с. 309.
Смол. еп. вед., 1869, № 6 и 7 (Статья Духонина).
Рус. старина, 1880, январь, с. 126, 1881, январь, с. 90.
Рус. архив, 1871, № 3, с. 490-491, 1893, кн. 3-я, с. 55 (Миловский, свящ. "Моск. дух. акад. в 1838-1842 гг."), 1895, кн. 1-я, № 3, с. 297, 1898, кн. 1-я, с. 309 ("Письмо В. В. Гречулевича к архип. Могилевскому Анатолию Мартыновскому").
Истор. вестн., 1880, т. III, с. 786-795, 1884, ноябрь, с. 499, 1891, сентябрь, с. 639, 1893, май, с. 465, 1896, июль, с. 168.
Ж. М. П., 1959, № 11, с. 39.
Современ. извест., № 83.
Газета "Голос", 1869, № 79.
Современ. листок, № 23, 24.
Биржевые ведомости, 1869, № 78.
Чистович История СПб дух. акад., с. 340, 398.
БЭЛ, т. VII, с. 141-156.
БЭС, т. I, с. 1102-1103; т. II, с. 2082.
РБС, т. VIII, с. 282.
ЭС, т. доп. I-а, с. 851.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–