Архиереи



Феоктист (Мочульский)

  
Ф.И.О.:  Мочульский Иоанн
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Феоктист (Мочульский Иоанн), архиепископ Белгородский и Курский.
Родился в 1729 г. в Заднепровской Украине в дворянской семье.
Образование получил в Переяславской семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха.
В 1761 г. вызван в С.-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение 6 лет.
Возведенный в сан архимандрита, в течение 17 лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 г. — в Петропавловском Глуховском Черниговской епархии; с 1768 г. — в Рождество-Богородицком Гамалеевском той же епархии; с 1769 г. — в Киево-Михайловском Златоверхом; с 16 июля 1775 г. — в Ростовском Яковлевском. После учреждения в 1775 г. Славянской и Херсонской епархии и назначения в ее архиеп. Булгариса назначен, как знаток греческого языка, к нему коадъютором и помогал ему управлять епархией.
С 28 июля 1776 г. — настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, а 4 марта 1779 г. уволен из этого монастыря.
4 марта 1781 г. назначен настоятелем Макариева Колязинского монастыря Тверской епархии.
7 января 1784 г. хиротонисан во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии.
9 февраля 1787 г. перемещен на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия прекратила свое существование.
С 16 октября 1799 г. с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским.
15 сентября 1801 г. возведен в сан архиепископа.
Скончался 30 апреля 1818 г. на 90-м году жизни. Погребен в Троицком соборе.
Преосвящ. Феоктист — выдающийся иерарх Русской Церкви по просветительной деятельности. Этому архипастырю российское монашество обязано вечной признательностью за его истинно отеческое попечение о благосостоянии и поддержании одних и заведении других общежительных порядков.
В Севской епархии преосвящ. Феоктист заботился о благоустройстве духовных школ.
Белгородско-Курская обширная епархия представляла собой широкое поле для деятельности. Главное внимание преосвященный обратил на образование духовного юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела в Харьковском коллегиуме. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская, семинария — его любимое детище.
Преосвящ. Феоктист написал много учебников. Он был выдающийся педагог-писатель и даже ученый своего времени. Архиеп. Феоктист был почетным членом Харьковского университета (с 1815 г.) и членом Академии Наук.
В 1817 г. открыл в Курске Библейское общество и был его вице-президентом.
Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в гг. Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Это был поистине просветитель Курского края. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии по разным случаям.
Заботился он о поднятии нравственного уровня как белого, так и черного монашествующего духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений.
Известен преосвящ. Феоктист и как проповедник.
Около 1800 г. организовал кружок ученых мужей, которые занимались переводом сочинений св. Амвросия Медиоланского. Немало потрудился он и в деле присоединения к Православной Церкви сектантов-старообрядцев и духоборов, а также и иноверных.
Энергичная, многосторонняя деятельность подтачивала силы преосвященного. С 1810 г. он начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но был удержан на епархии до самой кончины.

Т р у д ы:
Наставление как обучать детей. Харьков, 1807.
Самократчайшие о логике и риторике правила.

Учебники:
Драхма от сокровища божественных писаний. М., 1809.
Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия. М., 1790.
Краткая логика и риторика для учащихся в рос. дух. училищах. М., 1803. То же для дворян. М., 1789.
Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. М., 1799.
Краткое объяснение церковного устава. М., 1800.
Краткие правила ирмолойного пения. М., 1800.
Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии. М., 1797.
Рассуждение о божественности христианского учений. М., 1801.
Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов).
Многие из своих произведений (особенно учебные) он исправлял и дополнял.

Литература:
Аскоченский. Киев с его древнейшим училищем академией. Киев, 1856, ч. II.
Петров. Акты и документы к ист. Киевской академии, т. II. Киев, 1906.
М. Евгений. Словарь историч. о бывш. в России писат. дух. чина.
Лебедев А.С. Белгородские архиереи и Среда их архипастырской деятельности. Харьков, 1902, с. 225-286.
Титов Ф.И. Феоктист (Мочульский), архиеп. Курский и Белгородский. Киев, 1894.
Булгаков, с. 1404.
Толстой Ю., № 149.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 136.
Денисов, с. 302.
Строев П., с. 16, 133, 366, 450, 524, 635, 931.
Геннади Справочный словарь русск. писат. и ученых.
Обзор рус. дух. лит., с. 422.
Дело коми. дух. училищ, 1809, № 167.
Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов К. Д. А. Киев, 1911, вып. VIII, с. 15-128.
Историч. опис. Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, 5-е изд. М., 1898, с. 12, 15, 18, 29, 87-97.
Русск. старина, 1871, т. III, с. 149.
-"- 1883, апрель, с. 51; июль, с. 559.
Русск. инок, 1911, вып. 9, май, с. 45.
Русск. палом., 1911, № 38, с. 603.
Прав. собес. , 1909, апрель, с. 434; июль-август, с. 210.
-"- 1914, январь, с. 63.
Русск. архив, 1870, № 4 и 5, с. 770.
-"- 1895, кн. 2-я, № 5, с. 13.
-"- 1898, кн. 1-я, с. 426.
-"- 1916, кн. 1-я, с. 181 п/с. 2, 182 п/с 1.
Ж. М. П., 1945, № 3, с. 73.
БЭС, т. 1, с. 420; т. II, с. 1243, 1502.
ЭС, т. 41-а (кн. 82), с. 924-925.
РБС, т. XXV, с. 375.
Н. Д., с. 57, 66.


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–