Архиереи



Игнатий (Семенов)

  
Ф.И.О.:  Семенов Матфей Афанасьевич
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Игнатий (Семенов Матфей Афанасьевич), архиепископ Воронежский.
Родился 5 августа 1791 г. в с. Покшеньге, Пинегского уезда, Архангельской губернии в семье бедного пономаря.
Детство его проходило в постоянной нужде и лишениях. Однако бедные материально родители его были богаты духовно и воспитывали своего сына в духе благочестия. Уже в младенческом возрасте в нем была замечена особая любовь к храму Божию. Как рассказывал впоследствии сам преосвященный, "мать при всех недосугах принуждаема была плачем дитяти нести его в церковь, когда там совершалась служба, и держать на руках до тех пор, пока она кончится".
Вместе с отцем он проводил в церкви целые дни, часто там и засыпал.
Мальчиком он читал и пел на клиросе и даже иногда по поручению своего деда-священника читал поучения.
Когда пришло время поступать ему в училище, родители не хотели расставаться с сыном и ввиду крайней нужды просили местного преосвященного епископа Парфения определить их сына в соседний приход причетником. Но преосвящ. Парфений, взглянув на мальчика, сказал: "Я вижу, что мальчик с дарованиями и хочет учиться". Так, юный Матфей был определен в семинарию. Вскоре Матфей Семенов стал одним из лучших ее воспитанников.
Кроме обязательных уроков в семинарии, он занимался самообразованием, читал много книг, писал сочинения и с одним из лучших своих товарищей критически их разбирал.
Начальство семинарии обратило внимание на талантливого ученика. В 1808 г., когда он был еще в философском классе, его назначили лектором, а затем учителем французского языка в семинарии.
В 1811 г. Матфей Семенов окончил семинарию и был назначен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище, а с 1814 г. начал преподавать еще священную историю, географию и катихизис.
В 1815 г. Матфей Афанасьевич Семенов был назначен инспектором уездного и приходского училищ. Ревностно принялся он за порученное ему дело и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Он был строгим воспитателем, но воспитанники уважали и любили его.
14 июля 1816 г. последовало повышение Матфея Семенова по службе — он был переведен в Архангельскую духовную семинарию и назначен профессором греческого и французского языков. Преподавая иностранные языки, он не довольствовался своими знаниями, но все время совершенствовался путем самообразования.
Помимо занятия иностранными языками, Семенов в свободное время основательно изучал Священное Писание, свято-отеческие творения, археологию, составлял трактаты по разным богословским вопросам, писал проповеди, исполнял должность секретаря Архангельского отделения Российского Библейского общества. У него не проходило даром ни одной минуты. Усидчивость и усердие к занятиям были так велики, что семинарский врач, наблюдавший за его здоровьем вынужден был силой отвлекать его от занятий.
В сентябре 1817 г. Семенов был назначен экономом семинарии с той лишь целью, чтобы он больше находился в движении.
15 июля 1820 г. Матфей Семенов, согласно прошению, был пострижен в монашество с именем Игнатия; 20 июля рукоположен во иеродиакона, а 15 августа — во иеромонаха.
3 февраля 1821 г. иером. Игнатий был возведен в сан игумена и назначен настоятелем третьеклассного Николаевского Корельского монастыря.
Отличавшийся особыми достоинствами, игумен Игнатий 6 марта 1821 г. назначен преподавателем греческого языка С.-Петербургской духовной академии.
Поскольку новый преподаватель академии окончил только семинарию и не имел ученой степени, а это противоречило академическому уставу, то начальством академии было решено устроить ему экзамен. Этот экзамен состоялся 12 июля 1821 г. в присутствии всех членов академической конференции. Экзаменующийся блестяще ответил на все вопросы по предметам богословия, философским и историческим. После такого испытания игумену Игнатию была присвоена степень магистра богословия и представлена ему кафедра богословских наук.
Вскоре он был избран действительным членом академической конференции и ему поручили должность библиотекаря академии. Библиотеку изучил он в самое короткое время, так что напамять знал, где какая книга находится, какое ее содержание.
Своей неутомимой деятельностью игумен Игнатий обращал на себя внимание начальства. Особо покровительствовал ему сам С.-Петербургский митр. Серафим, по ходатайству которого Игнатий 8 ноября 1822 г. был возведен в сан архимандрита, а в июле 1823 г. назначен ректором Новгородской духовной семинарии. Назначение архим. Игнатия ректором имело своей целью наладить дело в Новгородской семинарии, находившейся в то время из-за отсутствия достойного руководителя в состоянии упадка.
Митр. Серафим не ошибся в своем выборе. Строго исполнял свои обязанности, новый ректор вскоре привел дела в стройный порядок. Обладая глубоким и проницательным умом, он и в своих питомцах пробуждал и развивал умственные силы, внушал им любовь к наукам, желая сделать их людьми достойными своего назначения. Большое значение придавал он сочинениям учащихся, сам просматривал и поправлял работу каждого ученика.
Ректор архим. Игнатий интересовался не только учебным процессом, от строго следил за дисциплиной воспитанников, знал характер и наклонности каждого питомца.
Он значительно улучшил экономическое состояние Новгородской семинарии, заботился и о бывших в ведении семинарии духовных училищах.
Ректор семинарии архим. Игнатий был и членом Новгородской консистории. К этой своей обязанности он также относился с исключительным вниманием, ежедневно посещал консисторию и принимал активное участие в ее делах. Без его подписи сам митрополит считал дело нерешенным и возвращал его назад.
Молодой, энергичный ректор был известен всему Новгороду и как замечательный проповедник.
Недолго пришлось служить архим. Игнатию в Новгороде. Через четыре года ему был предложен высший пост — архипастырский.
26 февраля 1828 г. архим. Игнатий в Казанском соборе С.-Петербурга был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
Хиротонию совершали митрополиты: Серафим Новгородский и Филарет Московский, архиепископ Филарет Рязанский, епископы: Григорий Калужский, Никанор Ревельский и находившийся тогда в С.-Петербурге греческий митрополит Макарий (Сутцо).
Мирно протекала жизнь еп. Игнатия в Новгороде. Но этот период был очень непродолжительным и говорить об архипастырских трудах его за это время нет возможности.
22 мая 1828 г. еп. Игнатий был назначен на самостоятельную, вновь восстановленную Олонецкую кафедру.
Трудный путь предстояло пройти ему в связи с его новым назначением. Еп. Игнатий апостольски трудился на данном поприще в течение 14 лет.
Трудность порученного ему дела заключалась в том, что Олонецкий край был сильно заражен расколом, духовенство края, согласно официальным данным, в большинстве своем было неграмотным, отличалось исключительной бедностью, храмов было очень мало, да и те находились в запущенном состоянии. Протяженность епархии была огромна, но из-за обилия озер, болот и лесов селения находились друг от друга на расстоянии 100-300 км, поэтому добираться до них было очень трудно. Такое положение края значительно способствовало распространению и укоренению раскола.
С чувством и радости и грусти принял преосвящ. Игнатий новое назначение.
Первым шагом в деятельности еп. Игнатия в Петрозаводске было наведение порядка в делах консистории, которая, по его мнению, должна была быть ближайшим помощником архипастыря. В помощники себе он призывал и свою православную паству, стараясь установить с ней тесный духовный контакт.
В основном в Олонии еп. Игнатий трудился как миссионер, просвещая многочисленных раскольников края. "Я нахожу, — говорил он, — что они (старообрядцы) — жребий мой". Все, что он делал сам или делали другие под его руководством, было направлено к одной цели — обращению заблуждающихся к Православию.
Первое, на что обратил внимание архипастырь — это порядок совершения церковного богослужения, так как старообрядцы часто обвиняли православных в небрежности.
Богослужение еп. Игнатия было обставлено весьма торжественно, со строжайшим исполнением всех церковных постановлений. Благодаря этому, служение его производило сильное впечатление на присутствовавших, в том числе и старообрядцев. Он и других учил совершать службу Божию точно, не спеша, со вниманием и благоговением. От приходских священников он требовал, чтобы храмы были открыты и совершались в них службы во все предусмотренные дни независимо от количества людей, присутствовавших в них, а священники не отлучались бы никуда из прихода без ведома архипастыря.
Им даже был составлен "Порядок" совершения богослужения, состоявший из 18 параграфов. Этот "Порядок" доводился до сведения паствы во избежание жалоб на духовенство о неправильном служении.
Почти каждое богослужение еп. Игнатий сопровождал беседою или поучением, что также производило большое впечатление на паству. Говорить, проповедывать было для него любимейшим делом. Прекрасно зная Св. Писание, он никогда не затруднялся в выборе темы беседы. Говорил он всегда с увлечением. Он считал проповедь неотъемлемой частью богослужения и старался, чтобы эта обязанность исполнялась духовенством добросовестно.
Точное и торжественное совершение богослужения и постоянные беседы с паствой — вот первые и основные меры, которые предпринял еп. Игнатий по борьбе с расколом в епархии.
Не менее важное значение он придавал и своим поездкам по епархии. Во время их он на месте знакомился с состоянием своей паствы, делал поучения, давал свои советы и наставления духовенству, заходил в часовни, в которых служили старообрядцы. Почти при каждой поездке он посещал раскольнические скиты и вел с руководителями их продолжительные беседы. В связи с обширностью епархии и разбросанностью приходов архипастырь не имел возможности долго задерживаться на одном месте, поэтому собираясь в поездку, он заранее предупреждал те приходы, куда намеревался ехать, чтобы у них были готовы к его приезду все данные, которые ему были необходимы, а также и все нужды прихода.
Возвратившись из поездки, он обобщал весь собранный материал и на основании его собственных наблюдений составлял специальную записку, в которой предусматривал все, что необходимо было сделать для улучшения состояния паствы и духовенства.
Основное внимание в деятельности преосвящ. Игнатия было направлено на искоренение раскола. Кроме устных бесед с раскольниками при поездках по епархии, иногда он рассылал им и свои заочные беседы. Им было написано и несколько работ по борьбе с расколом. Характерной особенностью всех его работ был спокойный, выдержанный тон полемики без всяких грубых выпадов против раскольников.
Работы эти были встречены современниками по-разному. Одни одобряли их, а другие нет. Но положительной особенностью их было то, что составлены они были на основании первоисточников, в частности на архивных материалах Соловецкой обители, на которые обычно ссылались раскольники. Он доказал неопровержимо, что "челобитная Соловецкой обители", которая служила главным козырем в руках раскольников, была составлена вовсе не Соловецким монастырем.
Однако, несмотря на такие усилия, раскольники с трудом поддавались обращению. Еп. Игнатий понимал, что одни его усилия в деле борьбы с расколом недостаточны. Важное место в решении этого вопроса он отводил приходскому духовенству, которое находилось в непосредственном общении с раскольниками и своей примерной жизнью, кротким и участливым обращением со всеми должно было оказывать архипастырю действенную помощь в укреплении Православия.
Однако духовенство епархии еще далеко не отвечало тем требованиям, которые к нему предъявлялись и не могло быть образцом для пасомых. Поэтому еп. Игнатий обратил главное внимание на нравственное состояние духовенства. Основной мерой исправления духовенства от пороков он считал увещевания, но был строг и беспощаден к тем, кто не старался изменить порочной жизни.
Особенно тщательно подбирал архипастырь духовенство в приходы, зараженные расколом.
Заботясь о возвышении нравственной жизни духовенства, еп. Игнатий приложил немало усилий и к повышению их образования. Известно, что большинство духовенства было неграмотным: из 249 священников в епархии только 28 окончили богословский курс.
Для достижения поставленной перед собой задачи еп. Игнатий предпринял ряд мер. Первая из них состояла в том, что каждый желающий занять любое священно-церковно-служительское место должен был выдержать специальный экзамен, который проводился или самим епископом или специальным экзаменатором в присутствии членов консистории.
Для самообразования духовенства он рассылал по приходам книги. Ввиду бедности епархии преосвященный ходатайствовал перед Св. Синодом о выделении средств на книги для духовенства. Он сам намечал список книг, необходимых для приобретения. В основном это были книги обличительного и поучительного характера. Иногда он рассылал книги сельским священникам и из своей собственной библиотеки.
Однако все эти меры еп. Игнатий считал недостаточными. В епархию требовалось образованное духовенство. Поэтому он ходатайствовал перед Св. Синодом об открытии в Петрозаводске своей собственной семинарии. Это желание преосвящ. Игнатия исполнилось. 27 октября 1829 г. состоялось торжественное открытие Олонецкой семинарии.
Будучи первым организатором семинарии и, можно сказать, первым ее руководителем, еп. Игнатий всецело посвятил себя ее благу. Со свойственной ему энергией он вникал во все стороны семинарской жизни. Главное внимание обращал преосвященный Игнатий на педагогическую сторону: вникал в ход учебных занятий, постоянно бывал на уроках, не пропускал почти ни одного экзамена.
Для подготовки священников, способных исполнять пастырское служение в раскольнических корельских приходах, еп. Игнатий учредил в Олонецкой семинарии кафедру корельского языка. При каждом удобном случае он вел беседы с наставниками семинарии, выслушивал их мнения и давал советы.
В отношении к воспитанникам он был очень строг и одновременно отечески заботлив, старался улучшить их материальное положение, жилищные условия, не оставлял без внимания даже внешнего вида воспитанников.
Благодаря таким неустанным заботам архипастыря, Олонецкая семинария с первых же шагов стала на твердую почву.
Немало внимания уделял еп. Игнатий уездным и приходским духовным училищам епархии, которые готовили питомцев для поступления в семинарию.
Важным средством в борьбе с расколом он считал создание приходских школ, в которых обучались и дети раскольников. Много труда пришлось приложить в этом деле. Первая такая школа была открыта в 1836 г. в Повенецком уезде. В ней обучалось в первое время всего около 10 учеников. Но в 1836-1840 гг. было открыто до 168 школ, в которых обучалось около 1000 учеников.
Повышая образовательный уровень духовенства епархии, епископ Игнатий улучшал и его материальное состояние. Не имея возможности повысить заработок священства за счет епархиальных средств, он ходатайствовал перед Св. Синодом о выделении вспомогательных окладов духовенству.
Св. Синод на запросы преосвящ. Игнатия оказывал необходимую помощь.
Из местных средств помощи главным источником он считал обеспечение духовенства земельными участками.
Сравнивая Олонецкую епархию с другими по протяженности и количеству храмов, можно сказать, что она занимала одно из последних мест. Поэтому преосвящ. Игнатий с величайшим вниманием относился к делу строительства храмов и с неописуемой радостью встречал каждый новый храм. Вместе со строительством новых он тщательно занимался восстановлением и благоустройством старых храмов.
Оценивая миссионерские труды епископа Игнатия по обращению раскольников Олонецкого края, можно утверждать, что он достиг значительных результатов. Хотя число раскольников в епархии было еще довольно значительное, но раскол перестал быть господствующим, основная сила его была почти сломлена. Известный во всем крае своей приверженностью к расколу и оказывавший большое влияние на окружающие селения, Даниловский скит потерял свое значение.
21 апреля 1835 г. еп. Игнатий был возведен в сан архиепископа. Таковы были достижения преосвящ. Игнатия за 14-летний период его архипастырской деятельности в Олонецкой епархии. За это время он сроднился с олонецкой паствой, полюбил ее и, как он говорил, готов был отдать за нее жизнь.
Но в ноябре 1842 г. последовало новое назначение преосвященного Игнатия — в Донскую епархию.
По пути в Новочеркасск он останавливался в С.-Петербурге, Новгороде, Твери, Москве, Воронеже.
Донская епархия была учреждена только в 1829 г. Население этого края состояло в основном из казачества. Все дела в крае решались войсковой властью, которая ограничивала даже распоряжения епархиальной власти.
Население Донской епархии также было заражено расколом, причем пользуясь отдаленностью и богатством этого края, сюда стекались представители самых различных сект.
Поэтому характер деятельности преосвящ. Игнатия имел здесь то же направление, что и в Олонецкой епархии. Он не уставал поучать свою паству. Но, по сравнению с Олонецким, этот край был богат, все храмы здесь были каменные, внутренность их, а также утварь и облачение отличались великолепием и богатством. Поэтому заботиться о благоустройстве храмов не было необходимости. Основное внимание архипастырь обращал на нравственное состояние пасты и, особенно, духовенства. А оно в большинстве своем и в этой епархии было неграмотным. Поэтому преосвящ. Игнатий постоянно поучал его, устраивал экзамены.
По инициативе преосвященного в этой епархии также были открыты начальные школы. Казачество края охотно приняло это начинание, так что в первый же год число учеников в школах достигло более двух с половиной тысяч.
Служение преосвящ. Игнатия в Донской епархии продолжалось более 4-х лет.
13 января 1847 г. он был назначен на новую кафедру — Воронежскую.
По сравнению с двумя предыдущими Воронежская епархия была наиболее благоустроенной и по количеству храмов, и по религиозно-нравственному состоянию паствы и духовенства. Точное и постоянное служение, труды по устройству Митрофановой обители, поездки по епархии, заботы об улучшении административной части — вот направление деятельности преосвященного Игнатия в Воронеже.
С особой строгостью относился архиеп. Игнатий к Воронежской духовной семинарии, что объяснялось неудовлетворительным преподавательским составом семинарии в то время.
В апреле 1848 г. преосвящ. Игнатий был вызван в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде и находился там в течение двух лет, управляя епархией только путем переписки. Вернуться в Воронеж ему уже не удалось. Почти с первых же дней жизни в Петербурге начались его болезни. Усиление болезни наступило в январе 1850 г. Архипастырь чувствовал свою кончину и встречал ее с христианским смирением. Особенно мучительным был для архипастыря Игнатия последний день его земной жизни. Страдания сделались невыносимыми, память помрачалась. "Пора, пора ехать, отправляться в путь", — говорил он несколько раз.
20 января 1850 г. в 4-м часу утра архипастырь Игнатий скончался. Погребение тела его состоялось 23 января в Александро-Невской Лавре.

Труды:
Беседы о мнимом старообрядстве, 2-е изд., 1846.
Слова в воспоминание воскресения, кончины и скончавшихся в вере, 1845.
Беседы из псалма "На реках Вавилонских", 2-е изд., 1849.
Церковные слова о вере и средствах к ее познанию, исполнению и охранению.
Речи воинству донскому, 1846.
Краткое сказание о Климецком монастыре.
Слова относительно обязанностей христиан друг к другу.
Рождество И. Христа по изображению в Евангелии, пророчествах и церкви, 1846.
Беседы: О покаянии, О вере и благочестии в жизни общественной, О мнимом старообрядстве и поповщине, 1847.
Слова во время губительной болезни, 1848.
Поучения при мощах святителя Митрофана Воронежского, 1848.
О православном богослужении, 1848.
Вечер Пасхи (в собеседованиях из св. Евангелия).
О таинствах церкви (археологический опыт), 1849. Чтения о св. ап. Петре, 1849.
История о расколах в Церкви Российской. СПб, 1862, ч. 1.
Воспоминания о пришествиях имп. Петра I в Олонец.

Артоболевский С., свящ. Игнатий, архип. Воронежский и его пастырско-миссионерская деятельность. Уфа, 1904.
Никанор (Бровкович), архип. Минувшая жизнь. Одесса, 1913, т. I, с. 116.
Попов М.С., свящ. Свят. Димитрий Рост. и его труды. СПб, 1910, с. 121, 122, 127, 131, 135.
Ириней, архим. Воспоминания о преосвящ. Игнатии, архип. Воронежском и Задонском. СПб, 1851.
Чистович И.А. История СПб дух. акад. СПб, 1857.
Кириллов, прот. М-рь св. арх. Михаила в Архангельске. Архангельск, 1914, с. 54-56.
Строев П., с. 40, 61, 839, 991, 1015.
Денисов, с. 3, 613.
Булгаков, с. 1398, 1400, 1407.
Толстой Ю., № 259.
Н. Д., с. 20, 62, 73.
Списки архиереев, № 259.
Летопись Е. А., с. 807.
Краткое истор. опис. м-рей Арханг. еп. Архангельск, 1902, с. 272-275.
Старч. советы отеч. подв. благоч. М., 1913, с. 242.
П. Некр., т. II, с. 252.
Рус. инок, 1911, октябрь, вып. 43, с. 64.
Рус. палом., 1904, № 48, с. 835.
Церк. вестн., 1904, № 44, с. 1396.
Прав. собес., 1912, апрель, с. 174 (отчет).
Изв. Казан. еп., 1884, № 6, с. 220.
Христ. чтен., 1850, март, с. 137-150.
Мисс. обозрен., 1904, декабрь, с. 1572.
Рус. старина, 1876, октябрь, с. 302.
-"- 1879, апрель, с. 723.
-"- 1881, апрель, с. 781.
Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 362 (Филарет, архиеп. Черниг.).
Ж. П. Б., т. XI, с. 513-523.
Письма митр. Филарета к С.Д. Нечаеву. СПб, 1895, с. 145, пр. 294; с. 215, пр. 439.
БЭЛ, т. II, с. 159-160; т. III, с. 844; т. V, с. 793.
БЭС, т. I, с. 552, 767; т. II, с. 1698.
РБС, т. VIII, с. 49-51.

 
Должности и места служения

профессор
Семинария Архангельская духовная

14.07. 1816 г. 19 век   —  
1821 г. 19 век
  
  

преподаватель
Академия Санкт-Петербургская духовная

6.03. 1821 г. 19 век   —  
1823 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Новгородская духовная

07. 1823 г. 19 век   —  
1828 г. 19 век
  
  

Петрозаводская епархия

22.05/03.06. 1828 г. 19 век   —  
17/29.10. 1841 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–