Биография
Св. Тихон (Соколов Тимофей Савельевич), епископ Воронежский и Елецкий.
Родился в 1724 г. в селе Короцке, Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного причетника.
Будущий святитель рано лишился своего отца, после смерти которого семья осталась в самой печальной, почти нищенской обстановке. "Как я начал себя помнить, — рассказывал впоследствии св. Тихон своему келейнику в Задонске, — в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры; отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы все еще малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный. Он часто приходил к нам и полюбил меня. Не раз он просил меня у матушки: "Отдай мне Тиму своего, я воспитаю его вместо сына, и все мое будет принадлежать ему". Жаль было матушке отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил ее согласиться, и она повела меня за руку к ямщику. Старшего брата в то время не было дома, но возвратившись и узнав от сестры, что матушка повела меня к ямщику, он бросился за нами и, став на колени, стал умолять матушку: "Куда Вы ведете брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком, лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику; постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки". Матушка вернулась домой".
Стоя на коленях посреди дороги, проситель и не знал, какую услугу оказывает он русской церкви, сохраняя для нее своего дорогого Тиму.
Бедность в семье была страшная. "Бывало, — продложал святитель, — как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили".
В 1738 г. Тимофея отдали в духовное училище в Новгороде, где около этого времени брат его получил место псаломщика. Жуткая нужда не покадала его и в годы учения. Первые два года он жил на средства своего брата. Затем в числе лучших учеников был принят на казенное содержание, бесплатно получал хлеб и кипяток. "Бывало, как получу хлеб, — говрит он, — половину оставляю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут остатки лаптей моих и начнут смеяться надо мной и лаптями махать на меня говоря: "Величаем тя святителю!".
Успехи его были столь значительны, что в 1750 г., еще до окончания семинарии, он был назначен в этой же семинарии преподавателем греческого языка. По окончании же семинарии в 1754 г. получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие.
10 апреля 1758 г. принял монашество и назначен преподавателем философии.
18 января 1759 г. определен префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского еп. Афанасия назначен архимандритом Желтикова монастыря. В том же году переведен архимандритом Отроча Тверского Успенского монастыря с назначением ректором Тверской семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем управлял Хутынским монастырем.
13 мая 1761 г. в Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии с назначением управляющим Хутынским монастырем. По поводу хиротонии архим. Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария Новгородскому архиепископу, Петербургский митр. Димитрий Сеченов предложил семь кандидатов. В первый день Пасхи митрополит с преосвящ. Епифанием Смоленским должны были метать о них жребий. Епифаний просил включить в число кандидатов и Тверского ректора семинарии, архим. Тихона. "Он еще молод, время не ушло, — заметил митрополит, хотевший сделать Тихона архимандритом Сергиевой Лавры, однако по просьбе Епифания, велел записать и Тихона. В это же время архим. Тихон служил с преосвященным Афанасием пасхальную литургию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни архиерей стоя у жертвенника вынимал части о здравии. В числе прочих сослужащих к нему подошел и архимандрит Тихон с обычным прошением: "Помяни мя Владыка Святый!" — "Епископство твое дя помянет Господь Бог во царствии Своем", — отвечал Афанасий и тут только заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: "Дай Вам Бог быть епископом".
В тот же день в Петербурге трижды метали жребий и трижды выпадал жребий Тихона. Обмолвка Афанасия оказалась пророческим предчуствием.
Новгородским викарием святитель Тихон был недолго. В 1762 г. он временно председательствовал в Петербургской Синодальной конторе, а 3 февраля 1763 г. назначен епископом Воронежским и Елецким.
Воронежская епархия была обширной, неблагоустроенной в церковном отношении, с массой раскольников и слабо просвещенного приходского духовенства.
Вступив в управление епархией, святитель прежде всего обратил внимание на ветхость кафедрального собора и на частные пожертвования заложил новый собор. Затем все свое внимание направил на повышение нравственного уровня духовенства своей епархии, на подготовку новых, достойных пастырей. Чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых им таинствах, епископ Тихон в первый же год своего пребывания в Воронеже написал краткое поучение "О седми св. Тайнах". В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне св. покаяния". В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного споведания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божиим.
Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, свят. Тихон предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви. Он установил в кафедральном соборе (по воскресным дня) проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской Славяно-Греко-Латинской академии И.В. Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города была разослана особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника.
В решении судебных вопросов свят. Тихон являлся не столько судьею, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчиненных и от светских властей.
Воспитание будущих пастырей находилось постоянно в центре внимания преосвящ. Тихона. По прибытии его в Воронеж в епархии находилось всего две школы, да и те пришлось закрыть из-за нерадивости духовных воспитателей и побегов учеников. Он предписал по всем городам открывать славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда были открыты два латинских духовных училища в Острогожске и Ельце. Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, свят. Тихон немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Преосвящ. Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать").
Пораженный дурным состоянием воронежских монастырей, свят. Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам.
Не довольствуясь одною устною проповедью, которую не все могли слышать, еп. Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа, в которых боролся против нехристианских обычаев, распространенных в народе (празднование масляницы, празднование Ярила — пережитки языческой старины).
Настоящий нерукотворный памятник воздвиг себе святитель религиозно-просветительной работой среди паствы. Его современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии св. Тихона на все стороны и проявления воронежской общественной и культурной жизни и быта граждан Воронежа.
От самой юности св. Тихона тянуло к уединенной иноческой жизни. Отдавшись со всем пылом боговдохновенного христианина многосложным и многочисленным епархиальным делам, он расшатал свое физическое здоровье: все чаще стали появляться и нервные и сердечные припадки, самые незначительные простуды давали тяжелые осложнения. В высшей степени требовательный и даже, можно сказать, беспощадный к себе святитель не счел себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения возможности хотя бы малейших упущений по службе, могущих быть вызванными его болезненным состоянием. По его настойчивому и категорическому требованию он 17 декабря 1767 г. получил разрешение удалиться на покой. Святитель сначала поселился в Толгиевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), с марта 1769 г. (из-за неблагоприятных климатических условий) переехал в Задонский монастырь, где и жил до самой смерти.
Живя на покое, свя. Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его, за исключением 4-5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную. Несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами (колол дрова, косил сено и т. д.). Строгий к себе он был любовно снисходителен к другим. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием. Будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Святитель радовался всякому вразумлению, смиряющему его. Однажды, сидя на крыльце своей келии, чувствовал Тихон, что в душе его восстают помыслы высокоумия. В эту минуту подбежал к нему юродивый Каменев, проживающий иногда в Задонском монастыре, и, ударив Тихона по щеке, сказал ему на ухо: "Не высокоумь!". Поражен был святитель прозорливостью убогого и в ту же минуту почувствовал, что дух высокоумия замер в его душе. Юродивому за это врачевство святитель выдавал ежедневно по 3 копейки до самой кончины.
Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил святитель беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, увещевал не роптать, помогал разоренным деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем пред ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его пенсия и все, что он получал в дар от знакомых.
На покое святитель продолжал много писать.
В своей жизни преосвящ. Тихон часто молился из глубины души словами: "Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих". И однажды был ему голос — "в день недельный".
Незадолго до своей кончины он оставил духовное завещание, в котором сделал последние распоряжения о роздаче имущества и простился с братией монастырской.
Скончался святитель 13 августа 1783 г. и погребен в Задонском монастыре.
25 мая 1861 г. совершенно торжественное открытие его мощей. Преосвящ. Тихон был причтен к лику святых. Память его празднуется 13 августа.
Последнее слово свят. Тихона из духовного завещания.
"Слава Богу о всем!
Слава Богу, яко мене создал по образу и по подобию! Слава Богу, яко мене падшего искупил! Слава Богу, яко о мене недостойном промышлял! Слава Богу, яко мене согрешавшего в покаяние призвал! Слава Богу, яко мне подал слово Свое святое, яко светильник, сияющий в темном месте, и тем мене на путь истинный наставил! Слава Богу, яко очи мои сердечные просветил! Слава Богу, яко подал мне в познание святое Имя Свое! Слава Богу, яко банею крещения грехи мои смыл! Слава Богу, яко показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о себе глаголет: "Аз есм путь, истина и живот". Слава Богу, яко согрешающего мене не погубил, но по своей благости потерпел погрешения мои! Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, что при бедственных и смертных случаях мене сохранял! Слава Богу, яко мене от врага диавола защищал! Слава Богу, яко мене лежащего восставлял! Слава Богу, яко мене отечески наказывал! Слава Богу, яко мне объявил страшный свой суд, да того боюся и каюся за грехи мои! Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу! Слава Богу, яко мне недостойному подавал пищу, которою немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось; подал дом, в котором я упокоивался! Слава Богу и о прочих благах, которые мне к содержанию и утешению моему подавал. Столько я от Него получал благодеяний, сколько дыхал! Слава Богу о всем!".
Т р у д ы:
Собрание сочинений святители Тихона в 15-ти томах, изд. преосвящ. Евгением, СПб, 1825.
Литература:
Чеботарев В.И. Описание жизни преосвящ. Тихона, еп. Воронежского и Елецкого. (Маяк, 1845).
Лебединцев А. Отличительные черты и значение писаний св. отца нашего Тихона, еп. Воронежского. (Дух. христиан, 1861, сентябрь, с. 16).
Михайловский В. Святый Тихон, еп. Воронежский и Задонский. СПб, 1873, 4-е изд., 1889.
Лебедев А. Свят. Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПб, 1896.
Казанский П.С. Труды святителя Тихона, еп. Воронежского, по управлению Воронеж. еп. (Приб. к твор. св. отцов, 1862).
М. Евгений Словарь историч. о бывших в России писателях дух. чина. СПб, 1827, т. II, с. 265.
Его же Описание жизни и подвигов преосвящ. Тихона, еп. Воронежского для любит. и почитателей памяти сего преосвящ." СПб, 1799.
Филарет, архиеп. История Рус. Церкви. Чернигов, 1862, пер. V, с. 8, 9, 36, 45, 50, 128, 133-135.
Его же Обзор рус. дух. лит., кн. 2, с. 353.
Его же Жития святых, чтимых правосл. церковью. СПб, 1900, август, с. 85.
Менсов В.И. Ист. рус. и всеобщей словесности. СПб, 1872, № 546, 8416, 12149, 13293.
Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых правосл. церковью. М., 1885, август, с. 185-235.
Сопиков В. Опыт Рос. библиографии. М., 1824, ч. 1, № 7959, 8158-8159, 8181-8182, 8304, 9109, 10326, 11792-11799.
Самбикин Д. Месяцеслов, 1899, вып. IX, ч. II, май, с. 36-37.
Ровинский Д.А. Подробный словарь рус. гравированных потретов. СПб, 1889, т. II, с. 1743, прил. с. 288.
Игнатий, архим. Краткие описания жизни рус. святых. СПб, 1875, ч. II.
Катаев Н. Очерк истории рус. церк. проповеди. (Херсон. еп. вед., 1824, № 24, прилож.).
Геронтий, иером. Историко-стат. опис. Задонского Богородицкого м-ря. М., 1873.
Бекетов Портреты именитых мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 44.
Здравомыслов К. Иерархи Новгородской еп. Новгород, 1897.
Кратиров П. Святитель Тихон Задонский как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897.
Елагин Е. Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп. Воронежского и всея Руси чудотворца. СПб, 1876.
Ефремов Л. Жизнь и уроки из жизни св. Тихона. Воронеж, 1874.
Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю рус., т. III. СПб, 1903, с. 192-214.
Поторжинский М., прот.История рус. церк. проповеди. Киев, 1891, с. 486-488.
Введенский С. Об изображениях святителя Тихона Задонского. Воронеж, 1911.
Его же Один из почитателей свят. Тихона Задонского (отставной прапорщик Яков Машонов). Воронеж, 1911.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., т. III, с. 126; т. IV, с. 210-390; т. V, с. 170, 492, 578, 649; т. VI, с. 706; т. IX, с. 58, 163, 543.
Воскресенский, свящ. Тихон св. еп. Воронежский и Задонский. М., 1907.
Олейников Т. На родине св. Тихона. Воронеж, 1911.
Макарий, архим. История Нижегородской иерархии. СПб, 1857, с. 123-124.
Поселянин Е. Русские подвижники 19 века. СПб, 1910, с. 392-393.
Его же Русские праведники последних веков. СПб, 1917, с. 120, 121, 123.
Григорий, архим. Сборник для любит. дух. чтен., ч. IV, с. 65.
Геннади, Анонимные книги, с. 39.
Его же Слов. рус. писателей, т. I, с. 98.
Терюхин В. Село Короцко. (Новгород. губ. вед., 1861, № 39).
Плавильщиков В. Роспись Рос. книг для чтения из библиотеки. СПБ, 1820, № 1232, 1327, 1375, 1396, 1430-1431, 1442, 1458.
Сергий Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. II, ч. II, с. 212.
Дестунис С. Жития святых. СПб, 1891, август, сентябрь, с. 43.
Строев П., с. 39, 51, 453, 457, 836.
Эристов Словарь дух. писателей, с. 229-232.
Булгаков, с. 1398.
Толстой Ю., № 104.
Денисов, с. 175, 818, 820.
М-ский О. Предание о св. Тихоне Задонском. (Душеп. чтен., 1865, № 7, с. 113).
Списки архиеерев, № 104.
Летопись Е. А., с. 740, 833.
Любопытный месяцеслов. СПб 1794.
Москвитянин, 1843, № 4.
Благодатная помощь св. Тихона. СПб 1874.
Угодник Божий свят. Тихон Задонский как наставник и руководитель в делах вспомоществования бедным. СПб 1876.
Жизнь почившего в Задонске Тихона, еп. Воронежского. СПб 1861.
Жизнь святителя Христова Тихона, еп. Воронежского с присовокуплением избранных мест из его творения. М., 1861.
Полный христиански месяцеслов. Киев, 1839 и 1868.
Житие свят. Тихона Задонского. М., 1894.
Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп. Вронежского и всея Руси чудотворца. СПб 1861.
Жизнеописание Тихона Задонского в прилож. к I т. Собрания сочинений. СПб 1825.
Верный месяцеслов, с. 27.
Ж. П. Б., апрель, с. 251; июнь, с. 83-87, 104; август, с. 238-239.
Приб. к Херсон. еп. вед., 1861, № 17-19, т. IV, с. 30-36, 92-100, 136-159.
Воронеж. еп. вед., 1860, № 19.
Воронеж. еп. вед., 1883, № 15.
Воронеж. губ. вед., 1856, № 38.
Христ. чтение, 1856, ч. I, с. 461.
Моск. еп. вед., 1871, № 30, с. 282, № 31, с. 294.
Херсон. губ. вед., 1861, № 32.
Душеп. чтение, 1872, ч. 3, № 9, с. 33 и 76.
Домашн. беседа, 1859, № 42, с. 397.
Воскресн. чтени., 1838, № 37.
Ярослав. еп. вед., 1861, № 34.
Киев. еп. вед., 1861, № 11 и 13.
Странник, 1872, сентябрь, с. 203.
Церк. вестник, 1891, № 30, с. 480; № 33, с. 517; № 34, с. 532.
Кормчий, 1907, № 39, с. 465.
Изв. Казан. еп., 1878, № 3, с. 79-80.
-"- 1884, № 6, с. 221-222.
-"- 1897, № 5, с. 137.
Прав. собес., 1875, ноябрь-декабрь, с. 354-411.
-"- 1897, январь, с. 105-117; февраль, с. 202-212; март, с. 344-356; апрель, с. 548-560; август, с. 217; декабрь, с. 687-697.
Прав. собес., 1900, январь, с. 20.
-"- 1905, май, с. 97.
-"- 1907, январь, с. 18.
-"- 1909, апрель, с. 434; июль, с. 219.
Рус. палом., 1886, № 20, с. 237-239.
-"- 1905, № 35, с. 542.
-"- 1911, № 31, с. 497; № 32, с. 499-503; № 33, с. 519; № 34, с. 531-534.
Истор. вестн., 1884, кот., с. 123.
-"- 1893, июль, с. 152.
-"- 1894, апрель, с. 131-132.
-"- 1895, сентябрь.
-"- 1896, март, с. 921-922.
Рус. старина, 1876, апрель, с. 756.
-"- 1880, январь, с. 125.
-"- 1911, апрель, с. 212, 230.
Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 830.
-"- 1872, № 1, с. 98-99.
-"- 1899, кн. 3-я, № 11, с. 450.
-"- 1900, кн. 3-я, № 11, с. 422-425.
-"- 1905, кн. 1-я, № 1, с. 114-116.
-"- 1904, кн. 3-я, № 10, с. 217; № 11, с. 383.
Ж. М. П., 1946, № 8, с. 38-49.
-"- 1952, № 2, с. 48-50.
-"- 1955, № 8, с. 18-22.
-"- 1957, № 5, с. 47-57.
БЭЮ, т. 18, с. 449.
БЭЛ, т. III, с. 841.
БЭС, т. II, с. 1246, 2165-2166.
ЭС, т. XXXIII, (кн. 65), с. 299-300.
РБС, т. XX, с. 583-589.
|