Биография
Архиепископ Серафим (Иванов) родился 1 августа 1897 года в г. Курске; при крещении назван Леонидом. После окончания Курской классической гимназии в 1915 году, поступил в Московский университет на философский факультет.
После этого он был направлен в Сергиевскую артиллерийскую школу в Одессе, и 15 августа 1917 г. был снова отправлен на фронт. После развала Русской армии, осенью 1918 г. он ненадолго приезжал в Курск на похороны матери. Затем он вступил в Добровольческую (белую) армию, где служил в Марковской бригаде Корниловского Полка, и участвовал в наступлениях на Курск и Харьков. Во время отступления Белой армии к Крыму он заболел тифом и оказался в госпитале в Феодосии. Эвакуировавшись в 1920 г. из Крыма вместе с Белой армией, эмигрировал в Югославию.
В Югославии продолжил образование в Белградском университете, куда он поступил сначала на философский факультет, но вскоре перешел на богословский. Закончив обучение, преподавал Закон Божий в сербской гимназии в Скопье. В 1926 г., во время летних каникул, совершил паломничество на Святую гору Афон. До этого он слышал рассказы о подвижнической жизни русских отшельников на Святой горе, и отправился туда в поисках духовного окормления и наставления на будущее от святых старцев.
Он приехал на Святую гору в конце июня 1926 г. и поселился со старцем Феодосием Карулийским чтобы подготовиться к монашескому постригу. Старец Феодосий сказал молодому учителю, что если он примет монашеский постриг от него, то ему придется остаться в Карулии до конца дней; будущий Владыка Серафим согласился. Тогда старец Феодосий послал его к исповеднику, слепому иеросхимонаху старцу Игнатию.
Молодой Леонид отправился по крутому горному склону к старцу Игнатию. Слепой старец дважды обращался к молодому учителю, как к монаху. Когда тот объяснил, что он не монах, старец ответил: "Говорю тебе, ты монах..." Пссле того как Леонид исповедался, рассказав старцу о всей своей жизни и намерении стать монахом и остаться навсегда в Карулии, старец сказал: "Давай помолимся Богу".
После того, как старец прочитал разрешительную молитву, он сказал Леониду: "Отправляйся назад туда, откуда приехал; там ты нужен. Молись Великомученику Пантелеимону. Ты найдешь старца в другой стране".
Леонид вернулся к старцу Феодосию и рассказал ему о словах старца Игнатия. Старец Феодосий сказал ему, что то, что старец Игнатий настойчиво называл его монахом, означает его благословение на монашеский путь, а наказ вернуться в Югославию и молиться Св. Пантелеимону означает, что ему не следует принимать постриг от старца Феодосия, но постричься в монахи в Свято-Пантелеймоновском монастыре. Предсказание о старце в другой стране означает, что молодой Леонид не останется в Югославии долго, но будет трудиться в какой-то другой стране. Через многие годы Владыка говорил: "Как старец сказал — так все и произошло. Я принял постриг в Свято-Пантелеймоновском монастыре, провел еще два года в Скопье, а потом отправился в Карпато-Россию, во Владимирово, к архимандриту Виталию, впоследствии Архиепископу, в лице которого я обрел старца".
Был пострижен в монахи в Свято-Пантелеймоновском монастыре на горе Афон 1 августа 1926 г. (ст.ст.), в день, когда Святая Церковь вспоминает открытие мощей Преподобного Серафима Саровского. Поэтому при постриге ему было дано имя Серафим.
В 1926 году возвращается в Скопле, где митрополитом Варнавой, будущим Патриархом, был рукоположен во иеромонаха. Служит приходским священником и становится законоучителем в гимназии г. Скопле. В 1934 (в 1928?) году вступил Братство св. Иова Почаевского в Ладомирове в Чехословакии и вскоре стал душой этого миссионерского братства. В 1934 г. настоятель монастыря, архимандрит Виталий (Максименко), был возведен в епископский сан для служения в Америке. В это же время Митрополит Антоний (Храповицкий) дал будущему Владыке Серафиму сан архимандрита и назначил его в 1935 г. настоятелем монастыря Св. Иова Почаевского.
В 1938 г. на втором Всезарубежном соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Белграде, архимандрит Серафим сделал доклад "О монастырях и монашестве", в котором содержалось несколько рекомендаций об учреждении и деятельности монастырей в Зарубежье.
В те годы, что архимандрит Серафим возглавлял братию монастыря Св. Иова Почаевского, монастырская печатня была так усовершенствована, что монастырь стал наиважнейшим печатным центром Зарубежной Церкви в предвоенный период. Во время Второй Мировой войны монастырь играл важную роль, печатая православную литературу для распространения на оккупированных немцами территориях Советского Союза. Братия печатала и распространяла богослужебные Евангелия, Псалтири, Служебники, было напечатано около 200000 Евангелий и апологетических брошюрок небольшого формата. Священный Синод Болгарской Православной Церкви продемонстрировал свою поддержку и благодарность миссионерским трудам братии, пожертвовав миллион левов. В октябре 1943 г. архимандрит предоставил доклад об издательской деятельности братии Архиерейскому Собору РПЦЗ в Вене, Австрия.
В 1944 г. братия была вынуждена бежать из монастыря, чтобы спастись от наступавшей на Чехословакию Красной армии. Братия оказалась сначала в Германии, откуда отправилась в Швейцарию.
В феврале 1946 архимандрит Серафим был возведен в епископа Сантьяго и Чили. Хиротония состоялась в Крестовоздвиженском соборе Женевы, возглавлял ее Митрополит Анастасий (Грибановский), которому сослужили Епископ Монреальский и Канадский (впоследствии Архиепископ Детройтско-Флинтский) Иероним (Чернов) и Епископ Брюссельский и Западноевропейский (впоследствии Архиепископ Венский и Австрийский) Нафанаил (Львов).
После участия в Архиерейском Соборе в Мюнхене в мае (осенью?) 1946 г. Владыка Серафим, ввиду невозможности отправиться на кафедру в Чили, вместе с братией эмигрировал в Соединенные Штаты, где они поселились в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, Нью-Йорк.
В Джорданвилле он принимает на себя руководство монастырем Святой Троицы и начинает издавать газету "Православная Русь" (является также ее главным редактором) и назначается епископом Троицким и викарием Восточно-Американской Епархии. В ноябре 1946 г. Владыка Серафим присутствовал на "Кливлендском соборе", на котором Северо-Американский митрополичий округ отделился от РПЦЗ. Как недавно прибывший в Соединенные Штаты епископ, Владыка Серафим присутствовал на соборе в качестве наблюдателя.
По инициативе Владыки Серафима в Махопаке, Нью-Йорк, в 1948 г. была основана Ново-Коренная пустынь. Пустынь служила домом для Курской Коренной иконы и резиденцией Архиерейского Синода с 1951 по 1958 г., после чего они переехали в нынешнюю резиденцию в дом 75 East по 93-й улице в Нью-Йорке. Владыка Серафим был настоятелем Пустыни с 1951 по 1957 г., в эти годы он также стал постоянным членом Синода.
После кончины архиепископа Чикагско-Детройтского Григория (Боришкевича) в октябре 1957 г., Владыка Серафим был назначен на его кафедру. В 1959 г. он получил сан Архиепископа. В 1960 г., чтобы помочь братской Греческой Старостильной Церкви, Архиепископ Серафим и Епископ Феофил (Ионеску), румынский архиерей, который принадлежал в то время к РПЦЗ, хиротонисали архимандрита Акакия (Паппас). В то время Греческая Старостильная Церковь не имела архиереев и архимандрит Акакий был избран кандидатом в епископы собором 100 старостильных священников в Греции. Эта хиротония не была одобрена Митрополитом Анастасием и Синодом, но впоследствии была подтверждена Митрополитом Филаретом (Вознесенским) и Синодом в конце 1969 г.
С 1976 носит титул архиепископа Чикагско-Детройтского и Среднеамериканского.
В том же 1960 г. Владыка Серафим основал Организацию Русских Православных Разведчиков (ОРПР), нашел и приобрел участок земли в 100 милях к западу от Чикаго для устройства детского летнего лагеря ОРПР. Это место было названо "Владимирово" и сегодня там находятся не только летний лагерь ОРПР, но и Свято-Владимирский храм и "Русская деревня" с дачами и домами для пенсионеров.
Владыка Серафим очень любил молодежь и основанный им летний лагерь. Со своим келейником, архимандритом Феофаном (Шишмановым), Владыка Серафим каждое лето проводил во Владимирово, совершая богослужения и наставляя детей в Святой Православной Вере. Синод, учитывая любовь Владыки Серафима к молодежи и его опыт по работе с ней, назначил его ответственным за работу с молодежью во всей Зарубежной Церкви. Владыка Серафим продолжал участвовать в работе летнего лагеря ОРПР до тех пор, пока слабое здоровье и преклонный возраст позволяли ему это.
В 1974 г. по просьбе Владыки Серафима игумен Свято-Троицкого монастыря Алипий (Гаманович) был возведен в епископы в качестве викария Чикагско-Детройтской епархии и епископа Кливлендского, для помощи в управлении епархией. Хиротония состоялась в Покровском кафедральном соборе Чикаго в октябре 1974 г.
С 1976 года почетный член Св. Синода и Первый заместитель первого иерарха, митрополита Филарета.
В середине 80-х годов Владыка Серафим и архимандрит Феофан переселились в Ново-Коренную пустынь в Махопаке, Нью-Йорк. Несмотря на телесную немощь, Владыка Серафим сохранял ясность ума до самой смерти. Почил о Господе в Ново-Коренной пустыни в Махопаке (в Чикаго?) 12/25 июля 1987 г., и был похоронен на тамошнем кладбище. Рядом с ним погребен архимандрит Феофан, который лишь ненадолго пережил своего Владыку.
Автор множества статей, которые публиковались в различных церковных изданиях. Написал несколько книг, среди которых "Паломничество в Святую Землю" и "Одигитрия Русского Зарубежья" (полная и детальная история Курско-Коренной иконы). Владыка часто обращался к своей пастве в русской радиопрограмме "Заря". Две книги радиопередач Владыки были изданы в Чикаго в 1968 и 1972 г.
Труды:
Детские летние лагеря, "Церков. Жизнь, 1985, 11/12, 324-326.
Odigitrija Russkago Zarubezja.
Литература:
"ЖМП" 1960, № 12, с. 68.
ФАМ.
Православная Русь 1976, 21, 7-8.
Н. Рклинский. Жизнеописание викария, 124.
К юбилею преосвященного Серафима, архиепископа Чикаго-Детройтского и Среднеамериканского, Православная Русь 1986, 14, 3-4 (подробное жизнеописание).
Вестник Германской епархии (Русская православная Церковь заграницей) 1987, 4, 14; немецкий 1987, 4, 14.
Иреникон 19(1946) 364.
Seide Georg, Fr. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland von der Grundung bis in die Gegenwart. Wiesbaden (Germany): Otto Harrassowitz, 1983.
Seide Georg, Fr. Monasteries and Convents of the Russian Orthodox Church Abroad / Translated by Theophilos Lasswell. Munich (Germany): Monastery of Saint Job of Pochaev, 1990.
Совещание Архиереев в Вене // Православная Русь. 1943. № 366/367 (17/30.10).
Алексеева Людмила. Жизненный путь Архиепископа Серафима. ОРПР: 1960-1985. ORPR. Minnesota: Minneapolis Chapter Minneapolis, 1985.
A History of the Russian Church Abroad: 1917-1967. Washington: Saint Nectarios Press Seattle, 1972.
Cherubim(Karambalas), Archimandrite
Contemporary Ascetics of Mount Athos: Vol. 2. California: Saint Herman of Alaska Brotherhood Press (Platina), 1997.
Псарев Андрей. Жизнеописание Архиепископа Леонтия Чилийского. // Православная Жизнь. 1996. № 555 (март), 556 (апрель.), 557 (май).
(См. также: http://www.roca.org/chicagoanddetroit/Seraphim_ru.htm)
|