link8265 link8266 link8267 link8268 link8269 link8270 link8271 link8272 link8273 link8274 link8275 link8276 link8277 link8278 link8279 link8280 link8281 link8282 link8283 link8284 link8285 link8286 link8287 link8288 link8289 link8290 link8291 link8292 link8293 link8294 link8295 link8296 link8297 link8298 link8299 link8300 link8301 link8302 link8303 link8304 link8305 link8306 link8307 link8308 link8309 link8310 link8311 link8312 link8313 link8314 link8315 link8316 link8317 link8318 link8319 link8320 link8321 link8322 link8323 link8324 link8325 link8326 link8327 link8328 link8329 link8330 link8331 link8332 link8333 link8334 link8335 link8336 link8337 link8338 link8339 link8340 link8341 link8342 link8343 link8344 link8345 link8346 link8347 link8348 link8349 link8350 link8351 link8352 link8353 link8354 link8355 link8356 link8357 link8358 link8359 link8360 link8361 link8362 link8363 link8364 link8365 link8366 link8367 link8368 link8369 link8370 link8371 link8372 link8373 link8374 link8375 link8376 link8377 link8378 link8379 link8380 link8381 link8382 link8383 link8384 link8385 link8386 link8387 link8388 link8389 link8390 link8391 link8392 link8393 link8394 link8395 link8396 link8397 link8398 link8399 link8400 link8401 link8402 link8403 link8404 link8405 link8406 link8407 link8408 link8409

Архиереи



Арсений (Брянцев)

  
Ф.И.О.:  Брянцев Александр Дмитриевич
  
Сан:  архиепископ
Дата рождения:  27.08. 1839 г. 19 век
Дата смерти:  1914 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Арсений (Брянцев Александр Димитриевич), архиепископ Харьковский и Ахтырский
Родился 27 августа 1839 г. в семье дьячка Смоленской епархии, с. Волсты-Пятницы, Юхновского уезда. День Ангела 8 мая. Детство его и годы учения протекли в крайней бедности и нужде и навсегда оставили в душе его заметный след, научили понимать впоследствии, когда он был уже совершенно обеспечен, чужую нужду, чужую бедность. Дело в том, что отец его был в очень бедном приходе, семья же была большая. Два старших брата были отвезены в Вяземское духовное училище и воспитывались там на средства отца; когда же настало время везти в училище третьего сына Александра, то средств уже не хватало совсем, и потому решено было, чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить в какой-либо монастырь, где бы он мог хотя практически только путем обучаться пению и вообще церковному обиходу.
Но к счастью, как раз в это время старший брат, только что перешедший в семинарию, ввиду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой — хороших успехов, был принят, хотя и не был сиротой, на казенное содержание. Обрадованный отец тотчас же отправил Александра в Вязьму в духовное училище, где и поместил на свой счет на частную квартиру — с платой — 50 копеек в месяц! Более или менее благополучно, при 50-копеечной плате, протекли годы ученья в духовном училище, но затем, по переходе в семинарию, положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, было невозможно; между тем, отцу необходимо было везти еще и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, устроился такой почивший архиепископ поселился, как он сам впоследствии всегда любил вспоминать, в семинарском корпусе, в качестве "зайца". Начальство делало вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь чем случится также от товарищей и т.п. Собственной койки или прибора за столом ему, конечно, не полагалось. Однако через год начальство, видя его прилежание и любовь к учению и входя в крайне бедственное положение, нашло возможным принять его "вне правил" на полуказенное содержание.
В 1863 году он окончил семинарию. В этом же году он поступил в Киевскую Духовную Академию, которую окончил со степенью магистра богословия в 1867 году. По окончании Академии женился и был определен законоучителем гимназии в м. Белая Церковь Киевской епархии.
4 февраля 1868 г. рукоположен во священника.
В 1869 году был перемещен в Киев настоятелем Киево-Печерской Воскресенской церкви и вместе законоучителем Киево-Подольской гимназии и Киевского военного училища.
С 1872 года — настоятель церкви Киевского института благородных девиц и законоучитель института.
19 марта 1873 г., по рекомендации митрополита Киевского Арсения, назначен ректором Таврической духовной семинарии и 9 апреля возведен в сан протоиерея. Вскоре он овдовел.
26 апреля 1875 г. пострижен в монашество с именем Арсения, а 27 апреля возведен в сан архимандрита.
17 мая 1882 г. хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской митрополии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Хиротонию совершали: митр. СПБ Исидор; Архп. Холмско-Варшавский Леонтий и архп. Казанский Сергий и др.
В этом же году по совместительству назначен наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских мужских и женских учебных заведениях г. С.-Петербурга и его окрестностей и, кроме того, определен председателем Историко-Статистического Комитета и первенствующим членом Синодальной Конторы.
22 октября 1883 г. назначен в сане епископа ректором и профессором С.-Петербургской Духовной Академии. Это назначение преосвященному приходилось принимать при довольно трудных условиях. В Петербургской Академии давно уже не было ректора из монашествующего духовенства: перед наречением Преосвященного Арсения ректорство долго занимал о. Иоанн Леонтьевич Янышев, пользовавшийся, ввиду известной учености, выдающимся авторитетом. Студентами, отчасти и корпораций, назначение монашествующего лица, притом не бывшего прежде профессором, было встречено не особенно благоприятно. Однако, благодаря тактичности, простоте обращения и благодушию владыки, не произошло не только никаких эксцессов, но все устроилось к лучшему. В академии заметно поднялся и окреп дух церковности; затем начались между студентами дебаты о церкви, о духовной жизни, о подвижничестве, пробудился интерес, а затем постепенно и стремление к иноческой жизни, к монашеству. После 20-летнего перерыва начались в академии пострижения в монашество. Первым постриженником был студент 4-го курса Михаил Грибановский, впоследствии инспектор этой же академии и епископ Таврический. Всего же Преосвященным Арсением пострижено было в академии за четыре годы девять студентов, в том числе другой выдающийся архипастырь — Преосвященный Антоний Волынский. Всего викарием Петербургской митрополии Преосвященный Арсений пробыл около пяти лет. В это время при его непосредственном участии и под личным его наблюдением выстроено было, между прочим, "Исидоровское", тогда 6-классное женское епархиальное училище. Немало потрудился над изданием описания С.-Петербургской епархии.
28 марта 1887 г. назначен епископом Рижским.
За десятилетнее пребывание на Рижской кафедре он приобрел средства для постройки храмов, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки и издал много брошюр духовного содержания. Его усердием создан Пюхтицкий женский монастырь, а в Риге основана Свято-Троицкая женская община и устроены почти во всех значительных городах епархии церковные склады книг религиозно-нравственного содержания. При всех церквах завел библиотеки, широко развернул миссионерские беседы, учредил при духовной семинарии Историко-статистический Комитет по описанию церквей и приходов Рижской епархии. Преобразовал Рижские Епархиальные Ведомости и на небывалую высоту поднял распространение популярных книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. Был некоторое время редактором "Таврических Епархиальных Ведомостей" и кроме того, издал "Путеводитель по святым местам Киево-Печерской Лавры". Владыка часто посещал учебные заведения вверенной ему епархии и с большой любовью относился к учащимся.
Считаю не лишним поместить здесь некоторые воспоминания об архп. Арсении и на примере показать его отеческую заботу об учениках и его тесное соприкосновение с душами тех, кого десница Божия избрала на свещницу высшего служения Церкви. В годы своего детства и отрочества я проживал в г. Либаве (ныне Лиепая Латвийской ССР). Я обучался тогда в Николаевской классической гимназии. В один из учебных дней с утра нам, школьникам, стало известно, что днем, после окончания обедни в Свято-Троицкой церкви, к нам должен приехать наш архиерей. Был погожий осенний день. Среди учеников старших классов было несколько товарищей, побывавших на архиерейской службе, которые поделились своими впечатлениями об архиерее. Называли его строгим, суровым, молчаливым. После часа дня, всех нас попросили пройти из классов в актовый зал, где надзиратели расставляли всех школьников по линейке, не по росту, а по классам. Первый класс от входа стоял с левой стороны. В числе первоклассников в первом ряду стоял и я. Приготовления, связанные со встречей владыки были закончены, ученики и учителя стояли в томительном ожидании. Наконец, двери в коридор с лестницами открылись и все услышали громкий голос швейцара:
- Приехали! — Слышно было как подкатила карета и через несколько минут стал тихо подыматься по главной лестнице величавый, плотный старец в клобуке и во всех своих регалиях. Он ласково кланялся всем стоящим. Вот он взошел в актовый зал. Почему-то он обернулся к малышам и близко подошел к ученикам первого класса. Он стал внимательно всматриваться в лица школьников. Взор его почему-то остановился на мне. Он подошел вплотную и, нагнувшись, взял меня за подлокотники и стал поднимать. При его тучности поднимать меня ему было тяжело. Но, я хорошо помню, что он поднял меня до крайнего предела своих сил и возможности.
Подержав меня некоторое время в руках, он молча стал тихо опускать меня на пол и, улыбнувшись, спросил меня:
- А что ты хочешь, малыш, учиться или гулять?
Я ответил не обинуясь:
- Хочу гулять.
И владыка, обернувшись к директору гимназии А.К. Вольгекуту (немец прибалтийский), сказал:
- Отпустите, господин директор, учеников на три дня. Поговорив еще несколько минут с персоналом учащих, он сел в кресло и стал каждого ученика благословлять и вручать ему Евангелие в 16-ю долю листа с крестиком. И иноверцы, и даже евреи, все получили по этой святой книжице с крестиком.
При пении всеми учащимися "Достойно есть", епископ Арсений величественно проследовал к выходу.
В первый момент я не мог растолковать значение этого возвышения меня кверху. А затем эта встреча с епископом Арсением в 1894 году постепенно стала исчезать из памяти и вновь всколыхнула меня весной 1898 года, когда наш город посетил епископ Рижский и Митавский Агафангел, впоследствии митрополит Ростовский и Ярославский. Я тогда учился в третьем классе, но и после этого воспоминания об Арсении невольно стали забываться.
В 1923 году Святейший Патриарх Тихон рукоположил меня во епископа. И тогда воочию вдруг стал предо мной образ покойного Архиепископа Харьковского и Сумского (б. Рижского) Арсения.
Как толковать этот необычайный случай со мной и Владыкой Арсением — сам не берусь...
Все происшедшее осенью 1894 года подтвердилось через тридцать лет также осенью.
15 мая 1893 г. за выдающиеся заслуги для Церкви возведен в сан архиепископа.
4 октября 1897 г. назначен архиепископом Казанским и Свияжским.
На Казанской кафедре особенной его заботой была миссионерская деятельность. Много магометан и язычников было крещено, а также и отпавших от Церкви (разных сектантов и раскольников) возвращено в православие.
Был утвержден почетным членом Казанской Духовной Академии.
В 1901 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
8 февраля 1903 г. — архиепископ Харьковский.
На этой кафедре, сравнительно с Казанской и Рижской более спокойной и легкой (нет академии, менее инородцев) хотя и почетной, Владыка Арсений надеялся было на склоне лет несколько отдохнуть. Но здесь его захватили смутные годы русской жизни: сначала русско-японская война, требовавшая и от духовенства особого напряжения, а затем с осени 1905 года первая русская революция, бурно разразившаяся в Харькове.
Будучи по самой природе, характеру и воспитанию человеком истинно русским, Владыка Арсений непоколебимо стоял в эти смутные годы на своем высоком посту стражем православия и законности и твердо, словом и делом, призывал к тому же духовенство и паству.
В последовавшие затем годы успокоения Владыка Арсений, несмотря на свой преклонный возраст и частое недомогание, все-таки немало заботился о благоустроении Харьковской епархии и религиозно-нравственном просвещении паствы. С этой целью им было открыто в Харькове братство Озерянской иконы Божией Матери, с отделениями во всех городах епархии, а при братстве обширная миссионерская библиотека, в которую лично им пожертвовано более тысячи томов; расширена деятельность миссионерского совета, учреждены должности уездных и окружных миссионеров; выстроен епархиальный дом, и при нем открыта епархиальная библиотека, учреждено церковно-археологическое общество и музей, епархиальная типография; устроено второе женское епархиальное училище, расширены некоторые мужские училища; даже низшие чиновники консистории обеспечены приличными бесплатными квартирами, для чего выстроен прекрасный каменный дом; для вдов и сирот духовенства значительно расширена деятельность епархиального попечительства, учреждена вспомогательная похоронная касса, и, главное, почти при всех монастырях епархии устроены приюты для сирот духовенства.
Скончался 28 апреля 1914 г. после непродолжительной болезни в Харькове.
По личным качествам он отличался своей глубокой христианской верой, доброжелательством ко всем, особенно к людям бедным и любовью к народу.
Отличительной чертой характера владыки была простота обращения. Это был человек старого закала, старой школы, который любил действовать напрямик, апеллировать прямо к совести, к человеческому сознанию своего собеседника, безо всякой официальности. На подчиненных, на духовенство, особенно на студентов, когда был ректором, он любил покричать, "постращать" как следует. Редко к кому обращался официально на "Вы", обычная манера его была говорить всем, особенно своим ученикам "ты"; но это не было у него ни грубо, ни оскорбительно, а выходило как-то, хотя подчас и ворчливо, но по-отечески, по-стариковски. В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников и т.п., владыка также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о. ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, но умел быть строгим. Особенно строг и требователен всегда был владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководясь, очевидно, в этом случае правилом: "кому много дано, с того много и взыщется".
Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной жизни прихожан. В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей.

Труды:
"Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви". Магистерская диссертация, издана отдельной книгой. СПБ и в "Страннике", 1868.
"Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев". Изд. Лавры, 1870.
Много статей и проповедей за 1874-1882 гг. напечатано в Таврическ. Епарх. Ведом., когда он состоял редактором эти ведомостей.
О святой православной вере. Рига, 1894.
О миссионерстве вообще и в Рижской епархии — особенно. "Приб. к "ЦВ" 1867, № 3, с. 77-90 (Рига, 1897).
"Путешествие на богомолье в Киев 6-21 сентября 1898 года". Путевые заметки. Казань, 1898. .
Путевые заметки во время его путешествия на богомолье в августе-сентябре 1902 года. "Изд. Каз. еп." 1902, № 20, с. 911-927.
Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Харьков, 1903.
Слово при служении в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской инородческой семинарии 22 марта 1898 года. "Изв. Каз. еп." 1898, № 9, с. 353-360.
Статьи, проповеди. "Рижские Епарх. Вед." 1887-1897 гг.
Слова и речи, говоренные в разных местах служения. Рига, 1889.
Слова и речи, говоренные рижской пастве. Рига, 1894.
Собрание слов и речей высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения. Т. 2, кн. 1: 1887-1894 гг. Харьков, 1908.
Собрание слов и речей, говоренных в разных местах его служения. Т. 3, кн. 1-2: 1897-1903 гг. Харьков.
Речь наблюдателю миссионерских курсов архимандриту Андрею при вручении жезла. "Прав. Собес." 1899, октябрь, с. 321-324.
Речь студентам Казанской духовной академии перед началом учения. "Прав. Собес." 1899, октябрь, с. 319-320.
Речь новоназначенному ректору Казанской семинарии архимандриту Алексию при вручении жезла. "Прав. Собес." 1899, ноябрь, с. 455-456.
Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения при прощании с Рижской паствой 2 ноября 1897 года. "Прав. Собес." 1897, ноябрь, с. 513-517.
"Мое участие на юбилейном торжестве Рижской епархии". "Прав. Собес." 1909, ноябрь, с. 473-482.
Слово при первом служении его в кафедральном Казанском соборе, 14 ноября 1897 года. "Прав. Собес." 1897, декабрь, с. 665-668.
Слово при втором служении в Казанском соборе пред панихидой об усопших архиереях Казанских. 16 ноября 1897 года. "Прав. Собес." 1897, декабрь, с. 669-673.
Речь на погребение архиепископа Владимира Казанского. "Прав. Собес." 1897, октябрь, с. 360-361.
Беседа с о.о. благочинным Рижской епархии. "Церк. Вед." 1888, № 48, с. 1330.
Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чебоксарскому Иоанну, второму вик. Казанскому. "Прав. Собес." 1899, апрель, с. 3-6.
Слово к студентам духовной академии. "Прав. Собес." 1899, май, с. 527-528.
Речь настоятелю Свияжского Успенского монастыря архм. Афанасию после возведения его в сан архимандрита, при вручении жезла. "Прав. Собес." 1899, июль-август, с. 3-6.
Речь при вручении посоха настоятелю Михаило-Архангельского монастыря, игумену Аркадию. "Прав. Собес." 1899, сентябрь, с. 177-178, "Изв. Каз. еп." 1899, № 14, с. 634-636.
Речь при освящении здания Промышленного училища и при начале учебных занятий сказана 1 сентября 1899 года. "Изв. Казан. еп." 1899, № 18, с. 789-790.
Слово, сказанное в селе Ишаках, Козьмодемьянского уезда. "Изв. Каз. еп." 1898, № 12, с. 503-508.
Речь пред вручением жезла епископу Алексию, вик. Казанской епархии, после его хиротонии. "Прав. Собес." 1900, октябрь, с. 325-329.
С о.о. законоучителями светских средне-учебных заведений г. Харькова. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 17, с. 717.

Литература:
"Церк. Вед." 1883, № 45, 48, 1887, № 16, 1891, № 1, с. 11, 1891, № 9, с. 142, 143, № 32, с. 508, № 36, с. 572, № 47, с. 746, № 50, с. 796, 1893, № 20, с. 152, 1897, № 42, с. 387, № 44, с. 401, 1899, № 48, с. 361, 1900, № 22, с 217, 1901, № 18, с. 107-108, 1902, № 20, с. 171, 190, 1903, № 7, с. 43, 1906, № 21, с. 303.
"Приб. к "ЦВ" 1889, № 2, с. 39, 1897, № 3, с. 77, 1901, № 29, с. 1031, 1903, № 7, с. 249, 1914, № 18-19, с. 872-876.
"Рус. Палом." 1912, № 30, с. 463, 1914, № 24, с. 388.
"Прав. Собес." 1897, октябрь, с. 355, ноябрь, с. 3-10, декабрь, с. 674, 682-686, 4 отчет, 1898, март, с. 283-301, май, с. 513, октябрь, с. 494, 1899, январь, с. 7, 1901, май, с. 493-494, 1904, декабрь, с. 1156, 1905, июль-август, с. 59, 1907, октябрь, с. 544, 1909, март, с. 1, отчет, 1914, февраль, с. 1-3, отчет, ноябрь, с. 8, 11-12.
"Христ. Чтен." 1885, январь, июнь, с. 149-150, 155, 157, 160, 1890, май-июнь, с. 278, 280 281, 1891, май-июнь, с. 3, 16-17, 20-21, 32, 38-48, 370-371, 373, 1894, декабрь, с. 135.
"Изв. Каз. еп." 1883, № 23, 24, с. 717, 1887, № 9, с. 205, 1889, № 2, с. 23, 1895, № 9, с. 292, 1897, № 18, с. 485, 486, 487, 488, № 21, с. 571, № 22, с. 595-599, 599-609, 626, № 23, с. 644-651, № 24, с. 660-664, 669-670, 679-689, 1898, № 1, с. 15-18, 18-30, № 2, с. 41-48, № 3, с. 70-91, № 4, № 4, с. 113 подстр. 109-116, № 5, с. 147-148, 159-171, № 6, с. 200-203, № 7-8, с. 294-301, № 9, с. 347-360, № 12, с. 488-518, № 13-14, с. 560-593, № 15, с. 601-616, № 16, с. 669-671, № 17, с. 711-729, № 18, с. 744-765, 766-689, № 19, с. 799-838, № 20, с. 852-873, № 21, с. 902-934, № 22, с. 948-970, № 23, с. 998-1027, 1899, № 1, с. 24-26, 30-33, № 2, с. 105-120, № 4, с. 162-186, № 5, с. 204-218, № 6, с. 248-272, № 7, с. 312-315, № 8, с. 249-352, № 12, с. 530-532, 535-538, № 17, с. 737-740, 742-767, № 18, с. 788-789, 791-803, № 20, с. 886-905, № 21, с. 933-952, № 22, с. 981-996, 997-1006, № 23, с. 1041-1054, 1061-1063, № 24, с. 1079-1091, 1901, № 24, 1902, № 1, с. 10-26, № 2, с. 54-68, № 3, с. 100-115, № 5, с. 197-215, № 6, с. 247-259, № 8, с. 345-351, № 9, с. 389-390, № 10, с. 438-439, № 11, с. 488-495, № 13, с. 582-587, № 14, с. 632-636, № 17, с. 759-769, № 22, с. 998-1004, № 23, с. 1048-1054, № 24, с. 1102-1106, 1903, № 1, с. 17, № 3, с. 20-21, № 4, с. 113-118, № 5, с. 33, 163-168, № 6, с. 404-408, № 16, с. 18 отчет, 1908, № 4, с. 2, отчет попечительства, 1908, № за 1907 год , с. 4, 1911, № 2, с. 64, подстрочн., 1914, № 17, с. 505, № 19-20, с. 598, 601, 626, № 21, с. 641-644.
"Отдых христ." 1908, август-сентябрь, с. 59.
"Прав. Обозр." 1889, январь-апрель, с. 213-214.
"Русск. Архив" 1912, № 3, с. 381.
"Ж.М.П." 1961, № 3, с. 31.
Труды К.Д.А." 1914, т. III, отчет, с. 538.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии" на 1894 г., с. 44, на 1903 г., с. 44, на 1905 г., с. 38, на 1906 г., с. 42, на 1910 г., с. 46-47.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ 1896, № 46, с. 69.
"Мисс. Календарь" 1907, с. 130.
Подробные биографические сведения об архиепископе Арсении (Брянцеве). "Рижские Епарх. Вед." 1895.
Подробные биографические сведения об архиепископе Арсении (Брянцеве). Историко-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии, 1895 год.
"Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архп. Казанский и Свияжский". Первые дни архипастырского служения в Казани. Казань, 1897.
"Чествование Высокопреосв. Арсения(Брянцева), архиепископа Казанского и Свияжского паствой 4 февраля 1898 г. Казань, 1898.
Венгеров. Критич. биограф. словарь, с. 752-753, том первый.
Булгаков, с. 1401, 1410, 1416.
БЭС т. I, стб. 232, 233, т. II, стб. 1140, 1955, 2272.
БЭЛ, т. I, стб. 1064-1068, т. 2, стб. 96, т. 7, стб. 723.
НЭС, т. 3, стб. 726, 727 и доп. т. I, с. 155.

 
Должности и места служения

ректор
Академия Санкт-Петербургская духовная

22.10. 1883 г. 19 век   —  
1887 г. 19 век
  
  

Рижская епархия

28.03/09.04. 1887 г. 19 век   —  
04/16.10. 1897 г. 19 век
  
  

Казанская епархия

1897 г. 19 век   —  
1903 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–