Биография
Родился 12 апреля 1929 года в с. Иване-Пусте, ныне Борщевского р-на Тернопольской области в семье униатского псаломщика-регента.
По окончании средней школы был псаломщиком в храме во имя св. ап. Иоанна Богослова в родном селе, затем псаломщиком и регентом в хр. св. Параскевы в с. Ключив Великий Коломыйского района Ивано-Франковской обл.
[В 1949 г. арестован и получил 20 лет каторжных работ в Степлаге, в медных рудниках Караганды. Освобожден в 1953 г. по амнистии. По другим сведениям: в 1949 г. депортирован с семьей в Казахстан, где проживал до 1953 г.].
В 1956 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
25 января 1958 года (во втором классе семинарии) рукоположен в сан диакона епископом Ивановским Романом (Тангом).
В 1960 году окончил Ленинградскую духовную семинарию и поступил в Ленинградскую духовную академию.
21 мая 1961 года на первом курсе академии митрополитом Ленинградским и Ладожским Пименом рукоположен во иерея в Св.Николаевском соборе г. Ленинграда. В период учебы в семинарии и академии управлял академическим хором и руководил духовными концертами.
В 1964 году окончил ЛДА со степенью кандидата богословия и направлен на пастырское служение в Львово-Тернопольскую епархию. По приезде в Львовскую епархию сначала служил в селе Стриивка Збаражского района Тернопольской области.
С 12 апр. 1968 года служил в храме г. Трускавец Дрогобычского р-на Львовской обл., где трудился около 10 лет.
11 октября 1977 года в Почаевской Лавре пострижен в монашество.
14 октября того же года митрополитом Киевским и Галицким Филаретом в Покровском женском монастыре возведен в сан архимандрита.
23 октября 1977 года во Владимирском кафедральном соборе г. Киева хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского. Хиротонию совершали: митрополиты: Киевский и Галицкий Филарет, Львовский и Тернопольский Николай, архиепископ Симферопольский и Крымский Леонтий, епископы: Мукачевский и Ужгородский Савва, Кировоградский и Николаевский Севастиан.
23 июня 1988 года сообщает Священному Синоду РПЦ о том, что здоровье его ухудшилось и просит перевести на кафедру в Западной Украине (у него в Дрогобыче был собственный дом). "Состояние моего здоровья постоянно ухудшается", — пишет он. О "постоянно ухудшающемся здоровье" сообщает в прошениях от 23.11.88, 10.07.89, 25.07.89. В прошении от 23.08.89 пишет: "не допустите, чтобы я скоропостижно умер". А 23.08.89 сообщает, что перевод ему необходим не для того, "чтобы поправить свое здоровье, а чтобы сберечь свою жизнь". Вообще-то, страх смерти не должен быть столь фатально присущ христианину, тем более — епископу. Ссыльное прошлое не очень впечатляло, поскольку старшее поколение епископов РПЦ, включая самого патриарха Пимена, прошло не менее суровые испытания арестами, заключениями и ссылками. Тем более, что взять отпуск и подлечиться в любом санатории епископу никто не мешал. Поэтому Святейший патриарх Пимен на одном из прошений Боднарчука наложил резолюцию: "Епархии не выбирают, и даются они архипастырю не для поддержания здоровья. Надо положить душу за овцы своя".
Тем не менее Иоанн присылает медицинское заключение о своей болезни (болезнь почек) и свою фотографию в обнаженном виде с припиской "снимок, который, как мне кажется, исчерпывает все вопросы". Это обстоятельство, видимо, привело в недоумение Священный Синод, и он 13 сентября 1989 года выносит постановление: освободить от управления Житомирской епархией, уволить епископа Иоанна на покой с определением ему персональной пенсии на лечение и по выздоровлении его иметь суждение о назначению на кафедру. Однако, уже через пять дней Иоанн отправляет письмо, в котором уверяет, что "полон сил и энергии" и готов служить. 3 октября Священный Синод предлагает ему предоставить все медицинские документы, чтобы определиться по его вопросу. 9 октября Иоанн представляет прошение "определить его на архиерейское служение" и прилагает медицинское заключение о том, что "вполне работоспособен". Но уже 22 октября в нарушение церковных канонов, запрещающих епископу, находящемуся на покое, рукополагать без позволения местного епископа Иоанн совершает Божественную литургию в храме св. апп. Петра и Павла во Львове и рукополагает диакона, себя же именует "первоиерархом" "Украинской Автокефальной апостольской, православной Церкви греко-украинского обряда".
1 октября 1989 г. объявляет о выходе из Московской Патриархии.
Определением Св. Синода от 14 ноября 1989 г. епископ Иоанн, как сотворивший церковный раскол лишен священного сана и монашества.
22 октября 1989 — 18 ноября 1990 гг. — первоиерарх УАПЦ. В июне 1990 г. — блаженнейший митрополит Львовский и Галицкий, Местоблюститель Киевского Патриаршего Престола.
29 февраля 1992 г. Первоиерарх УАПЦ Иоанн (Боднарчук) изгоняется из нее собором автокефальных епископов за то, что запретил в священнослужении Владимира Ярему и некоторых других священников.
29 апреля 1992 г. в Киеве состоялся Синод епископов УАПЦ во главе с патриархом Мстиславом (Скрыпником), принявший решение об исключении митрополита Иоанна (Боднарчука) из состава епископата УАПЦ.
В апреле-мае 1992 г. принес покаяние и подал прошение Архиерейскому Собору о возвращении в Московскую Патриархию. Пытался вести переговоры с митрополитом Владимиром (Сабоданом) и Патриархом Алексием II о возвращении в лоно УПЦ-МП.
18 августа 1992 г. Иоанн (Боднарчук) обращается с покаянием к Священному Синоду Русской Православной Церкви. Свои раскольничьи действия он объясняет преследованиями его со стороны Филарета (Денисенко) и его супруги Евгении Петровны Родионовой.
11 июня 1993 г. Священный Синод Русской Православной Церкви выносит постановление, в котором указывается, что просьба Иоанна Боднарчука о снятии с него запрета будет рассматриваться на Поместном Соборе. Однако Боднарчук не стал ждать Собора и перешел в УПЦ-КП в качестве митрополита и члена Синода.
Назначен митрополитом Дрогобычским и Самборским, а затем — Луцким и Волынским.
Погиб в автомобильной катастрофе 9 ноября 1994 года.
Погребен рядом с церковью Иоанна Богослова в селе Иване-Пусте Борщевского р-на Тернопольской области.
Т р у д ы:
"Князь Константин Константинович Острожский, его просветительная деятельность и борьба с католицизмом и унией". (Кандидатское сочинение).
Речь при наречении во епископа Житомирского и Овручского (22 окт. 1977 г.).
ЖМП. 1978, № 2, с. 15-17.
Литература:
Автобиография от 23 октября 1977 года.
ЖМП. 1977, № 12, с. 6.
-"-, 1978, № 2, с. 14-19.
-"-, 1979, № 7, с. 15; № 8, с. 6; № 9, с. 8; № 12, с. 6, 9.
-"-, 1980, № 1, с. 17; № 5, с. 18, 20; № 7, с. 32, 35; № 9, с. 13; № 12, с. 30.
-"-, 1981, № 7, с. 27.
-"-, 1982, № 7, с. 28.
-"-, 1983, № 6, с. 28; № 12, с. 9.
-"-, 1984, № 1, с. 5; № 5, с. 9, 22; № 7, с. 6.
|