Биография
Родился 7 апреля 1883 года в семье священника. С двух лет лишился матери. При рождении наречен именем Николай Его отец был священником единоверческой церкви Святой Троицы, уклонившемся в беспоповство и увлекший за собой много верующих.
После окончания народной школы вблизи единоверческой церкви поступил в Заиконоспасскую школу на Никольской улице в Москве. Затем поступил в духовную семинарию. В 18 лет тяжело заболел воспалением лимфатических желез (12 янв. 1902 года) и чудесно выздоровел (28 янв. 1902 года) после того, как приложился к иконе святого Серафима Саровского. Теперь он твердо уверовал в Бога.
После смерти отца 6 января 1908 года, он ушел к отцу Алексию в Зосимову Пустынь.
26 сентября пострижен в монахи, а летом 1909 года рукоположен в священника.
Осенью 1910 года оканчивает духовную академию со степенью кандидата богословия и направляется в Вифанскую духовную семинарию преподавателем.
21 сентября 1912 года перемещен на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Московскую духовную семинарию.
13 июня 1914 года посвящен в архимандрита и 27 мая назначается помощником наместника Чудова монастыря. Наблюдатель церковных школ г. Москвы. В августе 1918 года он со своим другом епископом Арсением (Жадановским) должны были покинуть монастырь и перебраться в маленький женский монастырь, Серафимо — Знаменский скит.
В октябре должен был назначен епископом Арзамасским, однако патриарх Тихон задерживает его еще при себе, но 21 декабря 1919 года посвящает во епископа Дмитровского.
В конце ноября 1922 года арестовывают и отправляют в тюрьму. Девять дней его и других священников содержат без питания и света, потом переводят на пять месяцев в Бутырскую тюрьму. Вследствие перенесенных пыток у него резко ухудшилось состояние здоровья и он был видимо помещен в больницу. Затем сослан на два года в Зырянский край (ныне автономная обл. Коми).
16 мая 1922 года он прибывает в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар, автономной обл. Коми, и вскоре его направляют в далекую деревню Визича, где он и жил со своими двумя спутницами. Они смогли быстро устроить домашнюю часовню, где он проводил богослужения.
4 мая 1925 года он опять в Москве. Митрополит Петр поручил епископам Московской епархии позаботиться о нем. Он жил на хуторе Аносина Пустынь, в двадцати верстах от станции Кубинка, в районе Звенигорода. Вскоре его переселяют в Дивеево, так как изменяется церковная политика наследников митрополита Петра. Переехал он 5 июля 1926 года. 9 сентября 1926 года его и других местных жителей лишают свободы и помещают в тюрьму города Арзамаса, оттуда переводят в Нижний Новгород, затем опять в Москву, где он смог сообщить о себе митрополиту Сергию. Он сообщает, что не признает декларацию Сергия и просит уволить его в отставку. Митрополит Сергий переводит его в Мелькни (в 30-е годы (райцентр Ивановской обл.). Пять лет он не выходит из дома. На Вербное Воскресение он опять в Московской тюрьме, где заболел и три месяца тяжело проболел. На праздник святого Серафима Саровского его из Бутырской тюрьмы переправляют в Алма-Ату на три года. Здесь он живет два месяца без одной недели, несчастный, бедный человек. Затем его переводят Сызрань, Пензу, Саратов, Уральск близ Гурьева у Каспийского моря. Семь месяцев тянулось его дело в Уральске. Он заболел малярией. После выздоровления его направляют в Сибирь, в гор. Изим. Через два года его отправляют в неизвестное место. В 1937 году он через своего друга передает письмо, в котором сообщает, что получил 10 лет дальневосточных лагерей "без права переписки". В то время это означало, что в этом году он должен быть расстрелян.
Из Определения Св. Синода от 31 марта 1999 г.:
СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Серафима (Звездинского; 1883-1937), епископа Дмитровского, викария Московской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы.
2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников Российских Преосвященного епископа Серафима (Звездинского; 1883-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора.
Труды:
"Ангелы" "Душеп. Чт." 1915, янв., февр., с. 36-44; март-апр., с. 46-52; ноябрь- дек. с. 32-53.
"Покаянный плач" по руководству богослужебных книг.
"Душеп. Чт." 1916, ноябрь- дек. С.59-69.
"Иноческий быт в описании преподобного Нила Синайского"
"Голос Церкви" 1915, янв. с. 45-75.
"Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете"
"Голос Церкви" 1916, июнь-июль с. 22-24.
"Благочестивые сказания о последних днях земной жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа"
"Душеп. Чт." 1917, янв., февр. с.62.-68; март-апр. с.43-53; нояб.- дек. с. 23-33.
"Составил канон Богоматери"
О сборнике проповедей, Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 133 (1981) 201-206.
Слово о хиротонии во епископа, edba 207-213.
Письма и проповеди, Надежда 4 (1980) 206-244; немецкий яз.: T. Goritschewa, (Hg), Nadjeschda hеist Hoffnung. Freiburg 1987, s. 31-35.
Литература:
"Церк. Ведом." 1912, № 39 с. 370.
"Церк. Ведом." 1914, № 22 с. 261.
"Церк. Ведом." 1914, № 34 с. 409.
"Списки архиереев 1897 (1944 гг. Патр. Алексия", с. 18.
ФПС I № 86 с. 10.
ФПС III с. 6.
ФАМ I № 223, с. 18.
Заметки и дополнения Е.М.
Жизненный путь Владыки Серафима (Звездинского) (1883 (1937), в:
Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 134 (1981) 288-298.
Епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), в: Надежда 4 (1981) 205.
Joh Chrysostomus, Kirchegeschichte II, 63, 182.
I.M. Аndreyev, Russia's Catacomb Saints 135, 506.
Regel'son. Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 535, 566.
Осипова.
|