Биография
Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии.
Родился 26 августа 1882 года.
В 1902 году поступил в Московскую духовную академию, где был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
В 1906 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Новгородской семинарии.
С 1907 года — помощник синодального ризничего.
С 1908 года — преподаватель Вифанской семинарии.
С 28 июля 1911 года — смотритель Петровского училища.
С 10 августа 1912 года — инспектор Вифанской духовной семинарии.
С 22 июня 1913 года — ректор Новгородской духовной семинарии в сане архимандрита.
22 марта 1920 года хиротонисан во епископа Череповецкого, вик. Новгородской епархии.
С 1924 по 1927 гг. — епископ Кирилловский, викарий той же епархии.
После 1927 года пребывал на покое.
О нем известно, что он, проживая много лет в Москве, был близок к монахолюбцам архим. Арсению (Чудовскому) и Серафиму (Звездинскому), что он был сотрудником журнала "Голос Церкви", был членом редколлегии этого журнала. Сам в печати выступал не часто. Известные нам труды его носят на себе особый отпечаток. Тематология его специфически монашеская: он написал Монашеский акафист по "Пиру 10 дев" Мефодия Патарского.
Как знаток древних языков перевел с греческого на славянский язык кондаки Романа Сладкопевца. В журнале "Голос Церкви" в 1915 году поместил статью "Аскетизм, как основа русской культуры".
По отзывам близко его знавших, он был молитвенник, молчальник, истинный стяжатель непрестанной Иисусовой молитвы. Молился он по ночам. Спал мало и только сидя. Епископ Николай (Парфенов), по прозванию "горбатенький", лично знавший его хорошо, рассказывал о нем со слов самого владыки Тихона, епископу Мануилу в двух встречах 12 октября 1931 года и 7 июля 1932 года нижеследующее: в эти годы ему было около пятидесяти лет. Крещен он был семи лет от роду (т.е. в 1889 году) епископом Мисаилом (Крыловым), впоследствии епископом Олонецким. Вскоре после крещения заболел воспалением легких и в храме получил исцеление. С того времени прошло много, много лет. И мальчик этот стал сам епископом. В двадцатых годах умирает на покое епископ Мисаил. И Господу Богу было угодно сочетать внутреннее родство с умершим его наставником. Владыка Тихон сам отпел его. В дальнейшем он недолго проживал на покое в гор. Ярославле. Последние годы своей жизни мало с кем разговаривал и неохотно отвечал даже на вопросы. Жил уединенно.
В академические годы в нем наблюдалась повышенная экзальтированность, были случаи, когда он входил в экстаз на молитве. Он никогда не досыпал. Раз ночью на этой почве произошел в его келии пожар. Усталый, изнуренный он совершил обычное келейное молитвенное правило и задремал. Через несколько минут проходивший по коридору монашеского общежития студент, почувствовал запах гари и быстро открыл дверь его келии. Отец Тихон лежал на полу, уткнувшись к аналою. Его тут же разбудили. С тех пор он стал "высыпаться" из боязни, что повторится это несчастье.
Из рассказов его сотоварщией по Московской академии Арсения (Жадановского), епископа Серпуховского и епископа Серафима (Звездинского) известно, что он еще тогда поражал своих товарищей своей нелюдимостью, своими странностями.
Скончался 26 марта 1955 года в г. Ярославле.
Труды:
"Аскетизм, как основа русской культуры". "Голос Церкви", 1915, апрель, с. 45-47.
Литература:
"Церк. Вед." 1911, № 33, с. 278, 1912, № 34, с. 334, 1913, № 26, с. 370.
ФПС I, № 94, с. 4, III, с. 7.
ФАМ I, № 254, с. 20.
"Журнал Зас. Св. Син." № 9, от 4 апреля 1955 года.
"Именной список ректор. и инспектор. дух. акад. и семинар. на 1917 год", с. 96.
"Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", с. 18. ("Воспоминания Льва Тихомирова", М., 1928).
|