Биография
Родился 27 декабря 1897 года в с. Николаевке, Путивльского уезда, Курской губернии.
Происходил он из старинного священнического рода: его отец, дед, прадед служили в Курской епархии. Отец его, священник Димитрий Григорьевич Воскресенский, на 45 году жизни, в апреле 1918 года, был хиротонисан с именем Дамиан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии, а закончил свое архипастырское служение архиепископом Курским.
Обучался Михаил в Обоянском духовном училище и Смоленской духовной семинарии, где его отец архим. Дамиан был ректором.
В 1915-1916 гг. состоял студентом историко-филологического факультета Петроградского университета.
С сентября 1916 по декабрь 1917 г. — на военной службе.
1918-1919 г. продолжал образование на историко-филологическом факультете Киевского университета.
С июня 1919 года по сентябрь 1922 года — в рядах Сов. Армии.
С 1923 года — на гражданской службе в Средней Азии, а с 1926 года — в Москве.
С июля 1941 года по 20 мая 1946 года в звании офицера служил в рядах Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. Не раз был ранен и контужен. Имел боевые правительственные награды.
В годы военной службы Михаил Воскресенский подружился с Владимиром Елховским, также офицером наших вооруженных сил. Впоследствии архиеп. Михаил вспоминал, как они вдвоем после демобилизации, при всех наградах, направились в Патриархию к Свят. Патриарху Алексию. Святейший очень тепло их принял и удовлетворил их просьбу, дав свое благословение на их хиротонию во диакона и во пресвитера. Первую свою службу после архиерейской хиротонии Владыка Михаил совершил в московском храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (ныне улица Неждановой), где тогда уже служил отец Владимир Елховский.
24 ноября 1946 года епископом Можайским Макарием (Даевым) Михаил был рукоположен во священника к Богородице-Рождественской церкви г. Москвы.
С 30 декабря 1948 года — священник Антиохийского подворья г. Москвы (служить начал 3 янв. 1949 года).
21 ноября 1953 года был пострижен в монашество с именем Михаил (в честь Архистратига Михаила; мирское имя было дано в честь преп. Михаила Исповедника).
1 декабря 1953 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры было совершено наречение его во епископа, а 4 декабря в Богоявленском патриаршем соборе — хиротония его во епископа Чкаловского и Бузулукского. Хиротонию совершали: Свят. Патриарх Алексий, митр. Крутицкий и Коломенский Николай, архиеп. Одесский и Херсонский Никон и еп. Костромской и Галичский Иоанн.
С 7 дек. 1957 года стал именоваться Оренбургским и Бузулукским.
С 15 авг. 1959 года по 1960 год временно управлял Челябинской епархией.
С июня 1960 года — временно управляющий Казанской епархией.
23 ноября того же года утвержден епископом Казанским и Марийским.
С июня 1961 года — управляющий Ижевской епархией.
25 февр. 1963 года возведен в сан архиепископа, а 11 мая того же года награжден правом ношения креста на клобуке.
С 7 окт. 1967 года — архиепископ Уфимский и Стерлитамакский.
23 октября того же года назначен вторично архиепископом Казанским и Марийским и временно управляющим Ижевской епархией.
25 июля 1975 года уволен на покой, согласно прошению.
И в Оренбурге и в Казани Владыка Михаил много сил и времени отдавал приходским храмам, заботился об их украшении в православном духе. Он собрал большую коллекцию высокохудожественных церковных орнаментов, которые использовал при сооружении, восстановлении или ремонте храмов.
Преосв. Михаил заботился о сохранении исконных церковных традиций, о чистоте Православия, об уставности богослужений. Многие духовные чада архиеп. Михаила были рукоположены им в священный сан и служат во многих епархиях.
В Казани архиеп. Михаила хорошо знали и уважали за высоко-добродетельную жизнь, эрудицию и культуру не только православные, но и татары-мусульмане. Он отличался открытым, общительным, жизнерадостным характером и остроумием.
Замечательную характеристику дал почившему архипастырю в надгробном слове высокопреосвященнейший архиепископ Волоколамский Питирим. "Архиепископа Михаила, — говорил Владыка Питирим, — я знал не многим менее половины его земной жизни. Я помню его мирским человеком. Поражало в нем сочетание выправки офицера и глубокой мягкости души, высокой внутренней культуры. Уже тогда это был необычайный человек. Он был монахом прежде монашества, он был священником прежде священства.
Он прекрасно знал православное богословие, русскую духовную литературу, у него был превосходная библиотека. С ним было легко и радостно общаться. В нем не было суеты, не было кичливости, присущей некоторым носящим высокие человеческие звания. Он был прост и одновременно величествен.
Помню, когда я уже работал в редакции нашего журнала, я рад был получать от него конверты, открывать их, чтобы найти всего одну страничку проповеди; и его проповедь всегда появлялась в нашем журнале".
Архиепископа Михаила отличали незлобие, доброта, милосердие, евагельски детское восприятие духовного мира. К людям, которые причиняли ему неприятности, он никогда не терял благорасположения. То, что другого могло задеть или даже оскорбить, он сносил благодушно, кротко, как бы не замечая обиды. Общение с Владыкой приносило человеку духовное обновление, снимало с него греховную тяжесть, мир воспринимался по-другому — глазами Владыки. Он обладал даром духовно воздействовать на другие сердца, возгревать евангельское настроение духа, зажигать огонь Христовой веры.
Как архипастырь и духовный наставник архиеп. Михаил имел постоянную молитвенную настроенность. Горячая молитва была делом всей его жизни и определяла строй и характер всех совершавшихся им богослужений.
Казанская паства, как клирики так и прихожане, уважали и любили своего Владыку. Со слезами они смотрели на него, когда он в последние годы пребывания на Казанской кафедре, несмотря на недуг, немощный телом, но крепкий духом, часто посещал храм и неопустительно совершал богослужения в каждый воскресный и праздничный день. Особо благоговел Архиеп. Михаил перед Казанской иконой Божией Матери и казанскими святителями. Казанский образ Владыка глубоко чтил еще до архиерейства и всегда с любовью и радостью читал перед ним акафист.
Нельзя не помянуть добрым словом проповеднических и богословских трудов почившего архипастыря. Его краткие, но глубоко назидательные поучения всегда доходили до сердец всех слушавших его.
Обширные познания из области отечественной истории и словесности Владыка впоследствии дополнил хорошим знанием истории Русской Православной Церкви. Он был тонким и глубоким знатоком русской поэзии. В библиотеке Московской духовной академии хранится большая его работа "Духовная тема в русской поэзии".
Владыка Михаил ревностно исполнял уставы и каноны Православной Церкви. Он неопустительно совершал молитвенное правило до последних дней своей жизни, а когда силы оставляли его, то просил близких читать ему молитвы вслух. (Многие прихожане московских храмов, где Владыка служил, будучи священником, не порывали с ним духовной связи до конца дней его).
Когда Владыка Михаил летом 1975 года приехал в Москву, то однажды побывал на Пятницком кладбище, сравнительно недалеко от которого находится дом, где жил Владыка. Обходя храм, он остановился у могилы архиеп. Бориса (Соколова). Думал ли в ту минуту преосв. Михаил, что ему суждено будет именно здесь обрести вечный покой? Тогда он лишь заметил: "Я знал Владыку Бориса. Он вместе с моим отцом оканчивал Петербургскую духовную академию. В Москве мне часто приходилось с ним встречаться и беседовать. Прекрасный был человек и великий архипастырь".
Владыка Михаил отличался нестяжательностью и умер в глубокой нищете.
17 октября 1976 года в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Обретения мощей святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского, архиепископ Михаил причастился последний раз.
Скончался 21 октября 1976 года. Отпевание было совершено архиепископом Волоколамским Питиримом. Погребен на Пятницком кладбище г. Москвы, по правую сторону алтаря.
Т р у д ы:
"Религиозные мотивы в русской поэзии".
Речь при наречении во епископа Чкаловского и Бузулукского.
ЖМП. 1954, № 1, с. 24-25.
Пребывание в СССР делегации Финляндской Православной Церкви.
ЖМП. 1957, № 8, с. 25-32.
"На служении слова". (Сборник проповедей).
ЖМП. Чкалов, 1956 г. (машинопись).
"Мысли на праздник Заступницы Усердной" (Казанская Матерь Божия).
ЖМП. 1958, № 11, с. 37-38.
Слово на вечерне в прощенное воскресенье.
ЖМП. 1962, № 2, с. 19-20.
Поучение на праздник Входа Господня в Иерусалим.
ЖМП. 1967, № 4, с. 24.
Поучение в неделю 2-ю Великого Поста.
ЖМП. 1968, № 3, с. 24-25.
Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице.
ЖМП. 1968, № 10, с. 22-23.
В неделю 13-ю по Пятидесятнице.
ЖМП. 1969, № 10, с. 31-32.
В неделю сыропустную.
ЖМП. 1970, № 2, с. 54.
Поучение в неделю вторую Великого Поста.
ЖМП. 1971, № 3, с. 27-28.
В неделю Крестопоклонную.
ЖМП. 1972, № 4, с. 35.
Поучение в неделю св. отцов.
ЖМП. 1972, № 12, с. 36.
В неделю 6-ю по Пятидесятнице.
ЖМП. 1973, № 7, с. 36.
Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице.
ЖМП. 1973, № 10, с. 37.
Поучение в субботу недели сыропустной.
ЖМП. 1977, № 2, с. 34.
В неделю сыропустную. ЖМП. 1977, № 2, с. 34.
В неделю Крестопоклонную.
ЖМП. 1977, № 3, с. 28.
"О любви" (Поучение в Неделю 25-ю по Пятидесятнице).
ЖМП. 1977, № 10, с. 30.
"Плод веры". ЖМП. 1980, № 11, с. 31.
Литература:
Журнал заседаний Св. Синода № 11 от 16/XI-1953 г.
ЖМП. 1954, № 1, с. 8, 24-25.
-"-, 1957, № 8, с. 25-32.
-"-, 1959, № 3, с. 17; № 4, с. 68-69; № 5, с. 9.
-"-, 1960, № 4, с. 26-28; № 5, с. 30, 33; № 7, с. 5; № 8, с. 6, 7; № 12, с. 4.
-"-, 1961, № 8, с. 3.
-"-, 1963, № 3, с. 3-10; № 6, с. 10.
-"-, 1966, № 1, с. 33; № 8, с. 22.
-"-, 1967, № 4, с. 24; № 11, с. 5, 10.
-"-, 1968, № 3, с. 24-25; № 10, с. 22-23.
-"-, 1969, № 10, с. 31-32.
-"-, 1970, № 2, с. 54; № 11, с. 2.
-"-, 1971, № 3, с. 22, 27-28; № 6, с. 2; № 8, с. 46.
-"-, 1972, № 4, с. 35; № 12, с. 36.
-"-, 1973, № 7, с. 36; № 10, с. 37.
-"-, 1975, № 9, с. 3.
-"-, 1976, № 12, с. 7.
-"-, 1977, № 2, с. 22-24, 34; № 3, с. 28; № 10, с. 30.
-"-, 1980, № 11, с. 31.
|