Архиереи



Исидор (Никольский)

  
Ф.И.О.:  Никольский Иаков Сергеевич
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Исидор (Никольский Иаков Сергеевич), митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский.
Родился 1 октября 1799 г. (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в с. Никольском (от которого получил свою фамилию), Каширского уезда, Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность.
Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям, Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 г. он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 г. — в Тульскую духовную семинарию.
В 1821 г. Иаков окончил семинарию и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при семинарии. Но в это время из С.-Петербурга затребовали выслать 6 человек воспитанников Тульской семинарии для продолжения обучения в С.-Петербургской академии.
В числе 6 лучших оказался и Иаков. В академии он отличался замечательными успехами и примерным поведением.
В 1825 г. Иаков закончил академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено.
22 августа 1825 г. в академической церкви ректором академии еп. Григорием Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора.
29 августа в Казанском соборе митрополитом С.-Петербургским Серафимом инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября — во иеромонаха.
С сентября 1825 г. началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук С.-Петербургской духовной академии.
Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотою и простотою изложения.
Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря академии (1825-1829 гг.); участвовал в академическом журнале "Христианское чтение".
30 октября 1826 г. иеромонаху Исидору было присвоено звание магистра богословия.
В 1827 г. по представлению академической конференции он был утвержден ее действительным членом. В том же году причислен к соборным иеромонахом Александро-Невской Лавры.
14 августа 1829 г. иеромонах Исидор указом Св. Синода был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря, Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии.
За этот непродолжительный период (1829-1833 гг.) он снискал себе всеобщую любовь и уважение за отеческую заботу к своим питомцам, за постоянную помощь сиротам и беднякам.
2 июля 1833 г. по ходатайству Московского митрополита Филарета архим. Исидор был переведен в Московскую духовную семинарию ректором и профессором богословия с назначением его настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря.
В Москве он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Видя выдающиеся способности архим. Исидора, митр. Филарет пожелал иметь его своим ближайшим помощником и в 1834 г. он внес в Св. Синод предложение о назначении архим. Исидора своим викарием.
16 октября 1834 г. архим. Исидор был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.
Хиротония была совершена 11 ноября 1834 г. в Чудовом монастыре высокопреосвящ. Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Одновременно он был назначен управляющим Звенигородским монастырем.
Служение еп. Исидора под руководством митр. Филарета явилось для него хорошей школой, он приобрел богатый опыт и вполне подготовился к самостоятельной архипастырской деятельности.
5 июля 1837 г. преосвящ. Исидор был назначен епископом Полоцким и Виленским. Трудное служение предстояло ему в этой епархии. Вновь образованная в 1833 г., она представляла собой жалкое состояние: храмы были очень бедны, не хватало священников и католиков. Первым, положившим начало присоединения униатов к православию, был предшественник Исидора еп. Смарагд. Преосвящ. Исидор продолжил дело присоединения, но изменил политику предшественника. Он вошел в доверие ко всем гражданским и военным властям, чем значительно облегчил свою работу в епархии. Пользуясь доверием и уважением, еп. Исидор постепенно подготавливал почву для полного и окончательного присоединения униатов к православию.
Акт о добровольном и полном воссоединении униатов с православием был подписан в 1839 г. Теперь еп. Исидор стремился к укреплению и величию православия в своей епархии. Он строил новые храмы, восстанавливал и украшал прежние. Добрую память оставил он о себе в Полоцкой епархии.
6 апреля 1840 г. еп. Исидор был переведен на Могилевскую кафедру.
Состояние Могилевской епархии почти не отличались от Полоцкой, поэтому и характер деятельности епископа был тот же, что и в Полоцке. Проводя мудрую и миролюбивую политику, епископ Исидор добился положительных результатов в деле воссоединения униатов в этой епархии.
В 1841 г. преосвящ. Исидор был возведен в сан архиепископа.
12 ноября 1844 г. архиеп. Исидор назначен в Грузию, в епархию Карталинскую и Кахетинскую со званием члена Св. Синода и экзарха Грузии.
Новое назначение в обширный и своеобразный край требовало от своего правителя опытности и духовной мудрости в делах.
Церковная жизнь в крае, можно сказать, замирала. Храмы были бедные, христианство в некоторых районах приходило в упадок, священники не поучали своей паствы, в большинстве они были необразованными; у экзарха не было канцелярии, не было архиерейского дома.
За 13 лет служения в Грузии, благодаря мудрости и неутомимости в делах, архиеп. Исидор совершенно преобразил и благоустроил Грузинскую церковь. Кавказский период жизни его был одним из плодотворнейших. Труды архиеп. Исидора по преобразованию Грузинского края не остались без награды: в 1845 г. он награжден орденом св. равноапостольного князя Владимира 2 ст. большого креста, а в 1850 г. — орденом св. благоверного кн. Александра Невского; в 1853 г. ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
26 августа 1856 г. архиеп. Исидор был возведен в сан митрополита.
1 марта 1858 г. он был назначен митрополитом Киевским и Галицким. С грустью простилась грузинская паства со своим архипастырем.
Служение митр. Исидора в Киеве было очень непродолжительным, он не успел почти ничего сделать для своей паствы. Начиная с периода назначения в Грузию, преосвящ. Исидор присутствовал в Св. Синоде и вел большую работу в деле высшего церковного управления. При этом он зарекомендовал себя человеком большого ума и замечательного характера, прекрасно разбиравшемся во всех вопросах церковно-государственной жизни.
1 июля 1860 г. преосвящ. Исидор был назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским, а также первым членом Св. Синода.
Новое высокое назначение не обрадовало митр. Исидора, т. к. он хотел остаток дней своих провести в мирной Киевской обители, но свое назначение святитель принял с покорностью, повинуясь воле Божией.
Первые шаги митр. Исидора на новом поприще были освящены участием его в открытии св. мощей святителя Тихона Задонского.
Обширную и разнообразную деятельность вел митр. Исидор в период своего 32-летнего управления С.-Петербургской митрополией. Он принимал участие во всех выдающихся церковных событиях тогдашнего времени.
Под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлен перевод Библии на русский язык. За этот многолетний труд митр. Исидор был награжден митрою, украшенной драгоценными камнями.
Для своей епархии он был заботливым отцом, входившим во все нужды духовенства, а также беспомощных вдов и сирот.
В 1869 г. преосвященный создал "Александроневский дом для призрения бедных духовного звания".
Кроме занятий по епархии и в Св. Синоде митр. Исидор вел обширную благотворительную деятельность.
В 1872 г. он был удостоен еще одной награды — ордена св. Андрея Первозванного.
11 ноября 1884 г. с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства высокопреосвящ. митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд.
Но дни жизни этого выдающегося архипастыря были уже сочтены. С весны 1892 г. здоровье его значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября.
Утром 7 сентября он приобщился Св. Таин. К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь. Около 10 часов вечера преосвящ. Исидор скончался.
11 сентября в Исидоровской церкви при большом стечении народа было совершено отпевание.
Митр. Исидор был замечательный человек своего времени, проживший большую и плодотворную жизнь. Более 100 епископов восприняли рукоположение от прославленного архипастыря. Он был образцом кротости для подчиненных, добрым наставником пасомых. Преосвящ. Исидор состоял членом Эпочетным или действительным многих ученых обществ: Копенгагенск. северн. древностей, Импер. рус. георграфич., Киевской академической конференции, Московской акад. конференции, СПб университета, Медико-хирургич. академии и др.
Митрополит Исидор известен не только в своей стране, его хорошо знали многие церкви других стран.

Труды:
Слова и речи, изданные отдельными брошюрами и затем в одном томе в Петербурге в 1876 г.
Слово в день воздвиж. Животворящ. Креста Господня.
Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Рассуждение о вере оправдывающей.
Звезда с Востока (Христ. чтение).
Нравственно-филолог. объяснение текста: "И Аз вам глаголю: сотворите себе други. (Христ. чтен., 1826, ч. 23, с. 58).
Рассуждение о времени преложения Св. Даров (Странник, 1876, ч. II, с. 39).
Речь, сказанная по совершении свящ. коронов. имп. Александра III. (Церк. вест., 1883, № 21).
Перевод на рус. язык ветхозаветных книг Свящ. Писания. (изд. в 4-х томах). СПб, 1874.
Труды по переводу творений св. отцов (Христ. чтен., 1896, № 9-10, с. 350-352).
Сорок девять рукописных томов (пожертвованы в акад. библ.).
Переложение книг Св. Писания на русское наречие (Приб. к Ц. В., 1889, № 41, с. 1228).
Слово в неделю осьмуюнадесять и в день преставления преп. Сергия Радонежского чудотворца. СПб, 1860.
Молитвенные воздыхания души (из рукописи м. Исидора) (Приб. к Ц. В., 1892, № 46, 51, 52).
Из записной книжки митр. Исидора (Приб. к Ц. В., 1892, № 44).

Литература:
Каргопольцев Альбом в Бозе почивших иерархов, вып. I. СПб, 1894 (О митр. Новгородском Исидоре Никольском).
Лебедев А., прот. Исидор, высокопреосвящ. митр. СПб и Ладо. СПб, 1902.
Здравомыслов К. Новгородская иерархия, с. 214-224.
Милетий, архим. Историч. опис. Ставропиг. первокл. Соловецкого м-ря. М., 1881, с. 177, 178.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни (автобиограф. записки). Серг.-Троиц. Лавра, 1901, т. II и III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI.
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 106, 231.
Корсунский И. Н. Высокопреосвящ. Исидор, митр. Новгор. и С.-Петербургский. М., 1893.
Бертенсон В. Б. За тридцать лет.
Строев П., с. 9, 38, 134, 161, 267, 495, 498, 917.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 13, 173-176.
Булгаков, с. 1399, 1403, 1407, 1409, 1412.
Денисов, с. 403, 479, 610.
Толстой Ю., № 284.
Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 45, 48.
Летопись Е. А., с. 854, 868.
Письма Филарета митр. Московского к высоч. особам. Тверь, 1888, ч. I, с. 21-27, 160, пр. 3; ч. II, с. 36, пр. I, с. 82, пр. 2, с. 122, пр. 4, 143, 218-219.
Истор.-стат. свед. о СПб епархии, VIII, с. 74-80.
Столетний юбилей со дня рождения Новгород. м-та Исидора (Никольского) СПб Духовный вестник, 1899, № 34.
Юбилейный сборник, с. 516, 580, 591, 616, 751.
Историч. опис. Иоанно-Пердтеч. м-ря. СПб, 1907, с. 21.
Юбилейное торжество в память пятидесятилетнего служения в еп. сане высокопреосвящ. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. Сборник СПб, 1885.
Списки архиереев, № 284.
Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913, с. 909, 910-915.
Его же Русская церковь в XIX в. См. История христианской церкви в XIX в. Изд. Лопухина А. П. Петроград, 1901, т. II, ч. I, с. 647, 672.
Труды К. Д. А., 1870, июнь, с. 15; август, с. 4; сентябрь, с. 4, 1872, ноябрь, с. 45, 1873, февраль, с. 119, 1874, январь, с. 8, 17; август, с. 424-425, 1875, май, с. 176, 1877, февраль, с. 7-8; август, с. 118, 1878, апрель, с. 44-45, 1882, июнь, с. 181, 1886, апрель, с. 17-21, 1888, февраль, с. 255-256.
Прав. собес., 1866, январь, с. 50, 1867, март, с. 198-200, 1898, январь, с. 51, 1899, январь, с. 10, 1904, сентябрь, с. 398, 1907, март, с. 367.
Церк. ведомости, 1892, № 37, с. 383-384.
Приб. к Ц. В., 1890, № 28, с. 901, 1891, № 41, с. 1425, 1892, № 37, с. 1267-1281; № 38, с. 1307-1310; 1323-1325, № 39, с. 1357, 1892, № 8, с. 282.
Церковн. вестн., 1891, № 3, с. 90; № 5, с. 77; № 9, с. 142; № 16, с. 255; № 30, с. 474; № 35, с. 553; № 36, с. 572; № 50, с. 795, 1895, № 33, с. 1062-1063.
Ж. М. П., 1952, № 6, с. 34-40, 1958, № 9, с. 13, 1959, № 11, с. 39.
Рус. палом., 1889, № 43, с. 517, 1895, № 18, с. 285.
Вестник Европы, 1873, т. 6, с. 235.
Странник, 1872, май, с. 72.
Руков. для сельских пастырей, 1866, I, с. 2.
Изв. Казан. еп., 1870, № 3, с. 71, 1872, № 5, с. 129, 1873, № 16, с. 491, 1883, № 12, с. 363, 1884, № 22, с. 721; № 23, с. 725, 746-750, 1885, № 18, с. 595-596; № 21, с. 790-797, 1894, № 19, с. 596.
Самар. еп. вед., 1867, № 17, с. 57, 1869, № 18, с. 426, 1892, № 19, с. 826.
Русская старина, 1874, октябрь, с. 111, 1880, июль, с. 608; ноябрь, с. 703, 1881, декабрь, с. 704, 1886, июль, с. 64, 1888, январь, с. 7; март, с. 716; апрель, с. 292, 1904, сентябрь, с. 485, 489.
Прав. обозрен., 1863, январь, с. 50; март, с. 117-120, 1864, январь, с. 43; сентябрь, с. 625-631, 1865, декабрь, с. 129-136, 1866, февраль, с. 93; ноябрь, с. 143-144, 1870, январь-декабрь, с. 20, 395-398, 1871, январь-декабрь, с. 572, 1873, январь, с. 65, 1874, январь-декабрь, с. 229-230; 578-579, 1875, сентябрь, с. 140, 145-155, 1876, январь-апрель, с. 588-589, 1877, сентябрь-декабрь, с. 372-376, 1878, май-август, с. 385; сентябрь-декабрь, с. 655, 1884, февраль, с. 396; май-август, с. 774-778; ноябрь, с. 625, 1885, ноябрь, с. 417-425, 1886, январь-апрель, с. 637-640.
Н. Д., с. 15, 16, 19, 21, 31, 55, 84.
Христ. чтение, 1868, май, с. 728, 1870, январь-февраль, с. 34-36, 60-73; март, с. 195-201; август, с. 71, 76-77, 1871, сентябрь, с. 52, 1872, апрель, с. 157; октябрь, с. 46, 49, 63, 1873, февраль, с. 209; апрель, с. 243, 1874, февраль, с. 240; сентябрь, с. 67, 81, 1875, сентябрь-декабрь, с. 489-556, 1876, ноябрь-декабрь, с. 130-131; 203, 529, 1879, январь, с. 24; июль-декабрь, с. 67, 92-94, 1881, июль-декабрь, с. 90-91, 97; сентябрь-декабрь, с. 140-141, 177, 182, 187, 199-201, 207-208, 267, 1884, июнь, с. 41-42; июль-декабрь, с. 479-530, 1885, январь-июнь, с. 149, 1890, январь, с. 190; май-июнь, с. 288.
Истор. вестник, 1882, март, с. 700, 1884, декабрь, с. 561, 1893, май, с. 465, 1894, ноябрь, с. 514, 1896, апрель, с. 157, 159; июнь, с. 801, 1908, январь, с. 271.
Русский архив, 1887, кн. 3-я, с. 198-199 (О памятниках на Бородинском поле), 1889, кн. 1-я, с. 326 (Фельдмаршал князь А. И. Барятинский); кн. 2-я, с. 51, 483 (Письма митр. Евгения Болховитянова к В. Г. Анастасевичу), 1893, кн. 1-я, с. 400-413 (Письма митр. Исидора к кн. А. И. Барятинскому), 1895, кн. 1-я, № 4, с. 545; кн. 2-я, № 6, с. 141, 142, 153, 158, 1897, кн. 1-я, с. 45 (Из дневных записок В. А. Муханова), 1899, кн. 3-я, № 12, с. 549 п/с. 1, 1903, кн. 1-я, № 2, с. 230, кн. 2-я, № 5, с. 95, 1904, кн. 2-я, № 7, с. 443, 444; кн. 3-я, № 9, с. 69; № 10, с. 215; № 11, с. 219, 383, 1905, кн. 1-я, № 1, с. 114, 116-117, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 101, 104, 107, 1912, № 5, с. 140; № 12, с. 550, 1916, кн. 1-я, с. 150 (Письмо К. П. Победоносцева архиеп. Полтавскому Илариону 5 октября 1892 г.).
БЭЛ, т. IV, с. 728-729; т. V, с. 1071; т. X, с. 609.
БЭС, т. I, с. 686, 965-966; т. II, с. 1582, 1676, 1836, 2108.
ЭС, т. XIII (кн. 25), с. 365.
РБС, т. VIII, с. 145-147.

 
Должности и места служения

Полоцкая епархия

15/27.06. 1837 г. 19 век   —  
19.04/01.05. 1840 г. 19 век
  
  

Санкт-Петербургская епархия

01/13.07. 1860 г. 19 век   —  
07/19.09. 1892 г. 19 век
  
  

Американская епархия

1882 г. 19 век   —  
1887 г. 19 век
   в/у
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–