Архиереи



Иоанн (Максимович), св.

  
Ф.И.О.:  Максимович Иоанн Максимович
  
Сан:  митрополит
Дата рождения:  1651 г. 17 век
Дата смерти:  1715 г. 18 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Иоанн (Максимович Иоанн Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири.
Родился в декабре 1651 г. в г. Нежине, происходил из знатного дворянского рода, от благочестивых и преданных церкви родителей. Благодаря этому он еще в детстве смог получить воспитание, отвечавшее его природным душевным склонностям и направившее его впоследствии на путь служения Господу Богу в святительском сане.
Обладал особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению, он был отправлен для образования в Киевскую духовную академию, где обогатился добрыми познаниями в религиозной области, а также воспитывал в себе горячую любовь к Церкви и родине.
В 1668 г. он закончил академию, и как наиболее способный и умный питомец, был оставлен при ней наставником; находился в этом звании около 8 лет (с 1668 по 1676 гг.).
Несмотря на пользу своей деятельности в академии, он жаждал более высоких подвигов. Часто посещая Печерскую Лавру, Иоанн пленился высокими иноческими подвигами, и сам пожелал оставить мир и вступить на путь иночества.
Священно-архимандрит Лавры Иннокентий Гизель принял его под свое духовное попечение и приобщил к сонму иноков. Вскоре же архиеп. Черниговский Лазарь Баранович посвятил его в сан иеромонаха.
Обладая выдающимся проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала на ответственную должность эконома Киево-Печерской Лавры.
В 1677 г. (по другим источникам с 1684 г.) иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ города Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской Лавры.
После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважением руководимых им иноков.
Архиеп. Черниговский Феодосий незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 г. назначил управляющим Черниговским Елецким (Успенским) монастырем с возведением его в сан архимандрита.
10 января 1697 г. после кончины епископа Феодосия архим. Иоанн был хиротонисан в Москве патр. Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.
С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвящ. Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой достойный пример подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое достояние. Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиеп. Иоанн находился с ним в духовной связи и близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиеп. Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиеп. Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился к молитве за помощью к своему предшественнику святителю Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвящ. Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после явления свят. Феодосия Иоанн, к удивлению всех окружающих его, встал с одра болезни и смог служить божественную литургию.
Будучи сам замечательным по своему времени богословом и писателем, архиеп. Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей своей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум, по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.
В начале 1711 г. архиеп. Иоанн в Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 г.
Здесь он продолжал с прежней ревностью и любовию нести свое высокое послушание.
Он вложил много труда, жертвовал свои личные средства, чтобы улучшить обучение будущих церковно-служителей в славяно-латинской школе.
В период своего служения в г. Тобольске митр. Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню.
Служение митр. Иоанна на Тобольской кафедре продолжалось в течение 4 лет.
Перед своей кончиной 10 июля он отслужил последнюю божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом.
11 июля 1715 г. митр. Иоанн скончался, находясь в молитвенном положении на коленях перед иконой Божией Матери.
Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным.
В 1916 г. во блаженной памяти почивший митр. Тобольский и всея Сибири Иоанн был причтен к лику святых, и его мощи были оставлены в гробнице для поклонения.

Труды:
Нравоучительное зерцало. Чернигов, 1703 и 1707.
Алфавит святых (стихотворение). Чернигов, 1705.
Богородице Дево. Ижига наречена от Троицы Пресватыя пред веки сложена Иоанном Максимовичем, архиеп. Черниговским. Чернигов, 1707.
Толкование на 50 псалом.
Феатрон или позор нравоучительный с изложением обязанностей начальников. Чернигов, 1708.
Размышление о молитве "Отче наш" (стихи). Чернигов, 1709.
Осьм Евангельских блаженств (стихи). Чернигов, 1709.
Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный: Пер. с лат. Чернигов, 1709; 2-е изд. М., 1880. CVIII,273 с.; В русском переводе. 5-е изд. Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1904.
Богомыслие, "в пользу правоверных, трудолюбием Иоанна, архиеп. Черниговского". Чернигов, 1710.
Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей. / Пер. с лат. соч. Дрекселлия. Чернигов, 1714; Переложено с церковно-славянского на русский И. Максимовичем. Киев, 1908.
Духовные мысли и рассуждения о спасительном пути, и о великодушном ношении креста и о том, что за терпеливое и неропотное ношение оного человек себе получает от Бога. М., 1782, 1847.
Божественный Промысел. Сергиев Посад, 1916.

Литература:
Поселянин Е. Рус. церковь и рус. подв. XVIII в. СПб, 1905, ч. II, с. 166-181.
Сулоцкий Жизнь Иоанна Максимовича.
Восторгов, прот. Тобольские торжества. М., 1916.
Новоявленный угодник Божий Святитель Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири (1715-1915 гг.). Пг., 1916.
Попов М.С., свящ. Св. Дим. Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 17, 110, 113, 114.
Ефимов А., свящ. Чернигов. Елецкий м-рь. Чернигов, 1903, с. 75, 76, 99, 100, 102, 103, 106, 107.
Добровольский П. Черниговский Елецк. Успенский м-рь. Чернигов, с. 56, 58, 59.
Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 165, 166.
Филарет Ист.-стат. описание Черниговской епархии, с. 52-62.
Благовещенский И., прот. Архим. Евгений Казанцев (биограф. очерк). М., 1875, ч. 1, с. 80, 81; ч. III, с. 3.
Пекарский Наука и литература при Петре Великом, ч. II, с. 115, 118.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
Филарет Обзор рус. дух. лит., с. 211-213.
Шляпкин Св. Димитрий Ростовский, с. 283 и др.
Денисов, с. 633, 904.
Строев П., с. 318, 510, 514, 907.
Булгаков, с. 1415, 1417.
Н. Д., с. 25, 54.
Летопись Е. А., с. 688.
Холмский народный календарь, 1917, с. 98-104.
Тобольск. губ. вед., 1857, № 20.
Тобольск. еп. вед. , 1888, № 18-20.
Чернигов. еп. вед., 1892, № 12 и 17.
Странник, 1864, январь, с. 5-37.
Прав. собес., 1909, январь, с. 82-83, 1911, март, с. 82, 1913, февраль, с. 122, 1915, март, с. 205; июль-август, с. 401.
Рус. палом., 1915, № 23, с. 363-364; № 26, с. 412-414; № 28, с. 446-447, 1916, № 25, с. 370-372; № 30, с. 422-425; 430-432; № 31, с. 436-437, 440-442; № 33, с. 466-468; № 37, с. 515.
Церков. вестн., 1891, № 33, с. 517.
Истор. вестн., 1894, сентябрь, с. 861, 1908, октябрь, с. 238.
Рус. старина, 1886, март, с. 589-592.
Душеп. чтение, 1916, № 2, с. 13-28; 56-60; № 4, с. 49-54.
Новый мир, 1938, № 10, с. 206.
Журнал минист. народного просвещ., 1850, № 10.
Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 3, с. 422-423.
Ж. П. Б., т. VI, с. 65, 67, 68; т. доп. II, с. 573; т. IX, с. 550, 552.
Ж. М. П., 1948, № 3, с. 30-33.
БЭЛ, т. VII, с. 137-138.
БЭС, т. I, с. 1102.
РБС, т. VIII, с. 279.
ЭС, т. XIII-а, с. 674.
Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.

 
Должности и места служения

игумен
Монастырь Успенский в честь иконы Божией Матери "Свенская" (мужской)

17 век   —  
1695 г. 17 век
  
  

архимандрит
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Елецкий (женский)

1695 г. 17 век     
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–