Архиереи



Гавриил (Городков)

  
Ф.И.О.:  Городков Егор Иванович
  
Сан:  архиепископ
Место:  рождения: с. Городковичи, Спасского уезда, Рязанской губ.
смерти: Ольгов монастырь Рязанской епархии
захоронения: Троицкая церковь, Ольгов монастырь Рязанской епархии
Дата рождения:  17.04. 1785 г. 18 век
Дата пострига:  1815 г. 19 век
Дата хиротонии:  20.05. 1828 г. 19 век
Дата смерти:  07.04. 1862 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Семинария Рязанская духовная

   
  

Академия Санкт-Петербургская духовная

1809 г. 19 век   —  
1814 г. 19 век  

  

 
Биография

Гавриил (Городков Егор Иванович), архиепископ Рязанский и Зарайский.
Родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря.
Обучался в Рязанской семинарии.
В 1809 году был отправлен для продолжения образования в С.-Петербургскую духовную академию.
В 1814 году окончил курс академии со степенью магистра богословия и назначен преподавателем Рязанской семинарии.
В 1815 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
27 февраля 1816 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря.
В 1817 году определен инспектором Рязанской семинарии. В том же году переведен ректором в Орловскую семинарию для преобразования ее согласно с новым положением о духовных школах и назначен архимандритом Успенского монастыря в Орле.
С 1819 года — ректор Нижегородской семинарии и настоятель Макариевского монастыря.
С 1821 года — настоятель Нижегородского Печерского монастыря.
20 мая 1828 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского.
26 августа 1831 года назначен епископом Могилевским и Витебским для подготовки воссоединения западно-русских униатов.
С 30 апреля 1833 года — епископ Могилевский и Мстиславский.
26 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа.
15 апреля 1837 года переведен в Рязань.
В 1841-1843 годах присутствовал в Св. Синоде.
5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем.
Скончался 7 апреля 1862 года. Погребен в Троицкой церкви Ольгова монастыря.
Архиеп. Гавриил — просвещенный и деятельный иерарх своего времени, отличавшийся личной кротостью. Такая характеристика способствовала тому, что после польского мятежа, по рекомендации митр. Московского Филарета, наставника Гавриила по академии, он был назначен епископом Могилевским, "как испытанный в усердии и отличных способностей".
Будучи епископом Могилевским, преосвященный постепенно подготавливал почву для общего воссоединения униатов с Православною Церковью, а частным путем, без огласки, он присоединил таковых до 60000 человек.
Жители Могилева (а впоследствии и Рязани) называли преосв. Гавриила "олицетворенной кротостью", за что уважали его даже католики.
В обращении с людьми, и особенно инославного исповедания, он избегал укорения. Ибо, как говорил сам преосвященный: "Укорять, значит раздражать, а раздражать — значит уменьшать способность к принятию истины".
Сама внешность архиеп. Гавриила — "благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка" — располагали в его пользу всякого.
Служил архиеп. Гавриил всегда благоговейно.
В Рязанской епархии он возобновил и благоукрасил множество храмов и построил новые.
В тяжелые для народа годы (голод 1840 года) проявил отеческое сердоболие. Он оказал пособие голодающему духовенству и тем, кто обращался к его помощи. Архиепископ бесстрашно явился к губернатору и показал ему кусок черного, как торф, "голодного хлеба" и тем самым открыл ему глаза на страшное бедствие и побудил его ходатайствовать у правительства денежной помощи для голодающих бедняков.
В 1848 году во время холеры преосвященный установил особые моления и крестные ходы, в которых принимал и сам личное участие.
Заботился архиеп. Гавриил и о духовном просвещении. В 1853 году он открыл специальное училище в Рязани для девиц духовного звания. Сам же всегда интересовался наукой. Его ученик Иннокентий Херсонский снабжал архиеп. Гавриила всеми новинками богословской литературы.
Не чужд он был и поэзии. Им переложено ряд псалмов и составлены духовные канты.
К современным вопросам Церкви преосвященный подходил путем историческим, "с осторожностью и осведомленностью ученого". С особенной лаской относился преосв. Гавриил к детям. Во времена суровой педагогики он провозглашал, что "дети любят ласковое с ними обхождение, ласковость смягчает сердца и загрубелые".
Бывали случаи, когда преосв. Гавриил допускал мнительность и излишнюю привязанность к родным.
При всяком переводе его "смущало неустройство места", казалась "искушением" разлука с родными; ему казалось, что его переводят в наказание... И такому уравновешенному человеку, как митрополит Московский Филарет, стоило немалого труда успокаивать мятущийся дух Гавриила, ставя ему на вид убедительные истины, вроде того, что "близость родных более стесняет, нежели облегчает архиерея, или, что архиерею брать к себе брата — значит брать искушение".
Уход на покой архиеп. Гавриила был вызван нелепым случаем, имевшим место во время посещения преосвященным Казанского девичьего монастыря.
Во время трапезы у игуменьи монастыря в горницу вошел неизвестный человек (как впоследствии выяснилось, умалишенный). Он направился в сторону владыки, как бы за благословением. Преосвященный сам встал навстречу ему. Как только владыка хотел благословить незнакомца, тот сильно ударил святителя по голове, так что последний упал на пол.
Этот случай оставил у преосв. Гавриила тяжелое впечатление. Московский митр. Филарет, выражая преосвященному свое сочувствие написал: "По рассуждению древнего философа, ударом от осла не должно тревожиться". Однако тяжелое чувство не покидало архиеп. Гавриила. Он ушел на покой и поселился в древнем Ольговом монастыре, в 12 верстах от Рязани, где проводил время в молитве и делах благотворения. При своей телесной немощи владыка собственноручно вырыл себе могилу. В хорошую летнюю пору он подолгу просиживал перед стенами обители, устремив свой взор на любимую Рязань. Здесь в монастыре он скончался и погребен.
Местные жители рассказывали, что по молитвам покойного архипастыря прекратились обвалы берега, и монастырю перестала угрожать опасность разрушения.

Труды:
1. Слово в Комитете Библейского Общества. П., 1822.
2. Слово покаянное, говоренное в кафедральном Калужском соборе. М., 1830.
3. Слово, говоренное в Могилевском кафедральном соборе епископом Гавриилом 4 окт. 1831 г. при вступлении в управление Могилевской епархией. СПб., 1831.
4. Беседа на Рождество Христово. СПб., 1844.
5. Слова и речи. М., 1860.
6. Слова и речи на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. М., 1860.
7. Собственноручные автобиографические записки преосв. Гавриила. // Странник. 1864.
8. Послания и надписи. // Странник. 1864.
9. Шесть писем к обер-прокурору С.Д. Нечаеву. // Старина и новизна. 1905. кн. 9. с. 239.
Речь в Библейском обществе. Отчет общ. за 1821 г.
10. Переложение 29-го псалма (в рукописи).

Литература:
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. I. с. 86, 106, 231-233.
Титов А.А. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. М., 1910.
Леонид, иером. История церкви Калужской губернии и Калужской иерархии. Калуга, 1876.
Родосский А. с. 93-95.
Никанор, архиеп. Биографические материалы. т. I. с. 293.
Булгаков. с. 1401, 1405, 1411.
Толстой Ю. № 261.
Строев. стб. 417, 495, 569, 612, 613, 911.
Юбилейный сборник. с. 38.
Письма к Гавриилу архиеп. Рязанскому и Зарайскому. М., 1869.
Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18-19 веков. июль. с. 223-264.
Сборник имп. Рус. истор. общ. ч. I. с. 84-85.
Чтен. общ. истории и древн. Рос., отдел "смесь". 1863. кн. I. с. 215; кн. III. с. 188-192;
-"- -"- 1868. кн. II. с. 114-207.
-"- -"- 1869. кн. I. с. 57-158; кн. III. с. 223-235.
-"- -"- 1870. кн. II. с. 211, 213-218; кн. III. с. 150-157.
-"- -"- 1873. кн. III. с. 165-168.
-"- -"- 1875. кн. III. с. 160, 169-179.
Обзор русской духовной литературы. ч. II. с. 297.
Нижегородские епархиальные ведомости. 1905. № 1.
Странник. 1862. № 2 (биография)
-"- 1863. № 2 и 3.
Приб. к "ЦВ". 1889. № 17. с. 457.
Православный собеседник. 1901. март. с. 320.
Исторический вестник. 1885. февр. с. 467.
-"- -"- 1889. авг. с. 446.
-"- -"- 1869. апр. с. 182.
-"- -"- 1905. апр. с. 101, п/с. 1.
Русская старина. 1881. авг. с. 578, 586.
-"- -"- 1885. окт. с. 159 п/с.
-"- -"- 1907. июль. с. 119.
Записки гр. М.Д. Бутурлина. // Русский архив. 1898. кн. 1. с. 13, 392-393; кн. 2. с. 563-564.
Русский архив. 1900. кн. 3. № 11. с. 426-428.
-"- -"- 1904. кн. 2. № 5. с. 49.
Н.Д. с. 36, 55, 69.
ЖПБ. т. IV. с. 126-160.
БЭЛ. т. IV. с. 13-15; т. VIII. с. 112.
БЭС. т. I. с. 602; т. II. с. 1164, 1582, 1974.
РБС. т. IV. с. 36.
Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.

 
Должности и места служения

преподаватель
Семинария Рязанская духовная

1814 г. 19 век   —  
1817 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы (мужской)

27.02. 1816 г. 19 век   —  
1817 г. 19 век
  
  

инспектор
Семинария Рязанская духовная

1817 г. 19 век   —  
1817 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Орловская духовная

1817 г. 19 век   —  
1819 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Нижегородская духовная

1819 г. 19 век   —  
20.05. 1828 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь в честь Вознесения Господня Печерский (мужской)

1821 г. 19 век   —  
1828 г. 19 век
  
  

 
Сан

магистр богословия

1814 г. 19 век     
  

магистр богословия

1815 г. 19 век   —  
27.02. 1816 г. 19 век
  
  

архимандрит

27.02. 1816 г. 19 век   —  
20.05. 1828 г. 19 век
  
  

епископ

20.05. 1828 г. 19 век   —  
26.12. 1833 г. 19 век
  
  

архиепископ

26.12. 1833 г. 19 век   —  
07.04.
  
  

 
Библиография

   1   Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп.. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись).. Куйбышев. 1971 . 5 ч..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–