Архиереи



Гурий (Степанов)

  
Ф.И.О.:  Степанов Алексей Иванович
  
Сан:  архиепископ
Дата рождения:  3.10. 1880 г. 19 век
Дата пострига:  1905 г. 20 век
Дата хиротонии:  26.01. 1920 г. 20 век
Дата смерти:  1938 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Гурий (Степанов), архиепископ Суздальский.
Родился в 1880 году.
Окончил Чебоксарское городское училище и духовное училище.
Среднее образование получил в Казанской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1902 году поступил в Казанскую духовную академию. Еще будучи студентом, в апреле 1905 года пострижен в монашество, а в марте 1906 года возведен в сан иеромонаха.
В 1906 году окончил академию. За все 4 года пребывания в академии о. Гурий зарекомендовал себя выдающимися способностями и блестящими успехами по всем предметам академического курса, благодаря чему всегда сохранял за собою место первого студента. Сочинения его носили печать талантливости и учености. К этим качествам еще надо присовокупить его апологетическую ревность и дар проповедничества, растворенный силой убедительности. Склонность и способность его к ученым занятиям проглядывает в его сочинениях — семестровых и курсовых. За время академического курса он изучил языки английский и немецкий, столь необходимые для изучения буддизма. По специальным предметам монгольского отдела приобрел настолько достаточные познания, что по окончании академии без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам академии. Курсовое сочинение его на тему: "Буддизм и христианство в их учении о спасении", оказалось настолько хорошим, что ему была присуждена полная студенческая премия митр. Макария и признано заслуживающим степени магистра.
Бывший доцент академии архимандрит Иннокентий (Ястребов) сказал об о. Гурии, что "в лице его академия приобрела свежую талантливую силу о светлой головой и чистым сердцем. Появление такого произведения в печати должно приветствовать как одно из лучших учено-апологетических исследований; автору же его мы со своей стороны считаем вполне возможным и справедливым присудить за такой труд степень магистра богословия."
Иеромонах Гурий в течение академического курса учения состоял на монгольском отделении миссионерской группы. Принимая во внимание вышеизложенную рекомендацию, совет академии единогласно постановил избрать иеромонаха Гурия кандидатом на замещение освободившейся в академии кафедры калмыцкого языка с соединенными с ним предметами и утвердить его в звании и.д. доцента. После утверждения ему была дана командировка на годичный срок в С-Петербург для ученых занятий по своей специальности.
29 сентября 1910 года иеромонах Гурий утвержден в звании экстраординарного профессора академии. Указом Св. Синода от 26 мая 1912 года иеромонах Гурий был назначен на должность инспектора Казанской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита.
С 22 сентября 1912 года архимандрит Гурий был назначен временно преподавателем миссионерских предметов на миссионерских курсах.
В 1915 году архимандриту Гурию определением Совета присвоено звание доктора церковной истории за сочинение: "Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен".
Еще будучи студентом академии, архимандрит Гурий выступил уже на литературном поприще и к окончанию академии имел целый ряд трудов, отпечатанных в различных журналах.
До закрытия Казанской академии занимал должность ректора. В 1918 году был участником Св. Собора Российской Православной Церкви.
В 1919 г. управляющий Сретенским монастырем.
26 января 1920 года хиротонисан во епископа Алатырского. Перед арестом проживал в Даниловом монастыре. 1920 арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским) в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа.
Далее упоминается как настоятель Московского Покровского монастыря, затем как противомусульманский миссионер.
С 1921 по июль 1923 года епархией не управлял.
В июле 1923 года назначен Св. Патриархом Тихоном управляющим Петроградской епархией.
Ознакомившись на месте с тяжелым положением РПЦ в этой епархии от засилья обновленцев, он тотчас же покинул Ленинград и уехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии.
В 1924 году возведен в сан архиепископа и в феврале этого же года назначен архиепископом Иркутским.
19 ноября 1925 г. арестован. Приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край.
25 июня 1930 года назначен архиепископом Костромским, но от управления епархией отказался.
С 13 августа 1930 года — архиепископ Суздальский.
С 8 мая 1931 года отстранился от церковной жизни. Был духовным писателем. Сотрудничал в журнале "Жизнь Востока". Мы делали неоднократные попытки узнать в б. редакции журнала "Жизнь Востока", под каким псевдонимом писал он свои статьи в этом журнале, он они не к чему не привели.
Дальнейших сведений о нем не имеем.
Скончался в 1938 году в лагере возле Новосибирска. Расстрелян.

Труды:
К статье Воробьева "Вениамин Цуцек-Григорович".
"Русская Старина". 1900.
"Христианский взгляд на собственность".
"Деятель". 1904.
"Религиозное верование корейцев".
"Прав. Благовестник" 1905.
"К вопросу о панмонголизме".
"Прав. Собес" 1905.
"Государство и Церковь"
"Тамбов. ЕВ"
"О митр. Вениамине Цуцек-Григоровиче"".
"Изв. Каз. Еп." 1905.
"Христианство пустоты".
"Вера и Церковь" 1906.
"Учение древнего буддизма".
"Вера и Церковь" 1906.
"Неоидеализм и христианство".
"Возрождение" 1906.
"Философия буддизма".
"Прав. Собес." 19008, январь-февраль, с. 336-354, 124-134.
"Похвальное слово в честь и память Св. Патриарха Гермогена".
"Изв. Каз. Еп." 1908.
"Тайна христианской жизни". 1908.
"Блаженная кончина архиеп. Дмитрия".
"Изв. Каз. Еп." 1908.
"Философия сметри и религия истиной жизни".
"Христианин" 1908.
"Слово на день св. Архистратига Божия Михаила", сказанное в церкви Казанской духовной академии.
"Прав. Собес." 1911, декабрь, с. 732-742.
"Буддизм и христианство в их учении о спасении".
Казань, 1908.
"Калмыки".
"Прав. Богосл. Энциклопедия"
"Нигилистический принцип буддийской философии".
"Прав. Собес." 1909, апрель, с. 508-513.
"О крещеных калмыках в станицах астраханского казачьего войска".
"Прав. Собес." 1910, март, с. 402.
"Православная миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке".
"Прав. Собес." 1911, январь-март, с. 95-133, 322-243.
"Православная миссия среди калмыков".
"Прав. Собес."1911, июль-август, с. 3-97.
"Донские калмыки и история их христианского просвещения". СПб, 1911.
Работа по дневнику о. Иоанна Кронштадтского: "Моя жизнь во Христе".
"Прав. Собес." 1912, апрель.
"Кончина и погребение воспитанника Пятого класса Казанской духовной семинарии".
"Богослужебные и религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык".
"Первая православная миссия калмыков и ее историческая жизнь".
"Прав. Собес." 1914, февраль-апрель, с. 27, 434-493, 626-698.
"Забытая жатва". Миссионерская деятельность сред приволжских калмыков.
"Прав. Собес." 1915, январь, с. 3-49.
"Православная миссия ламаитов и меры к ее наилучшей постановке".
Казань, 1915.
Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен.
Т. 1, часть 1 и 2. Казань 1915.
"Богозданный человек". Рукопись Московской д. а.
Отзывы:
Данные доцентом Казанской духовной академии Гурием (Степановым) на кандидатское сочинение студентов Казанской духовной академии.
О сочинении А. Житова: "Православное пастырство по примеру и учению о. Иоанна Кронштадтского".
"Прав. Собес." 1912, февраль, с. 152-154.
О курсовом сочинении священника Леонида (Салацкого): "Святой Иоанн Дамаскин как догматист". Догматическое учение Православной Греко-Восточной Церкви и разности в вероучениях католиков и протестантов".
"Прав. Собес." 1914, июль-август, с. 424-428.
На сочинение студента Покровского Митрофана: "Сибирская миссия в первой половине XVIII века ее выдающиеся деятели".
"Прав. Собес." 1915, март, с. 207-209.
О сочинении студента Виноградова Виктора: "Основные черты жизни Будды, по текстам буддийских религиозных книг в сравнении с евангельскими повествованиями".
"Прав. Собес." 1916, февраль, март, апрель, с. 82.
О сочинении студента диакона Вениамина: "Разбор буддийской книги".
"Прав. Собес."1916, февраль, март, апрель, с. 76.
О сочинении студента Дмитриевского Александра: "Мероприятия русского правительства в отношении крещеных и некрещеных калмыков".
"Прав. Собес."1916, май-июнь, с. 120.
О сочинении студента Иванова Владимира: "Воззрения ламаитов на посмертное существование души, по рукописи: "Чойджид дохиншн туджи арошиба" и критический разбор их".
"Прав. Собес."1916, май-июнь, с. 154.
О сочинении студента иеромонаха Гарвасия Малинина: "Смысл и значение страданий о буддизме и христианстве".
"Прав. Собес."1916, май-июнь, с. 235-238.
О сочинении студента Николаева Николая: "Исторический очерк русского законодательства в отношении крещеных и некрещеных бурят, его значение в деле Православной миссии."
"Прав. Собес."1916, май-июнь, с. 269.
О сочинении заведующего канцелярией Училищного совета при Св. Синоде Павла Николаевича Лупова: "Христианство у востяков в первой половине XIX века".
"Прав. Собес."1916, июль-август, с. 388-410.
О сочинении студента Трофименко Михаила: "Буддизм Махаяны" и критический разбор его с христианской точки зрения".
"Прав. Собес."1914, июль-август, с. 430-434.
О сочинении студента Сердюкова Николая: "Шаманизм сибирских инородцев и влияние на него христианства".
"Прав. Собес."1916, июль-август, с. 299.

Отзывы о нем:
Отзыв проф. В.А. Никольского о сочинении иеромонаха Гурия на тему: "Буддизм и христианство в их учении о спасении".
"Прав. Собес."1911, март, с. 70-77.
Отзыв проф. И.В. Попова о сочинении и.д. доцента Казанской духовной академии иеромонаха Гурия под заглавием: "Буддизм и христианство в их учении о спасении".
"Прав. Собес."1911, март, с. 61-69.

Литература:
"ЦВ" 1910, № 48, с. 443.
"Прав. Собес." 1907, январь, с. 11 (отчет).
- " - 1907, октябрь, с. 58.
- " - 1908, январь, с. 16 (отчет).
- " - 1909, февраль, с. 97 (отчет) и 101.
- " - 1909, апрель, с. 514-518.
- " - 1909, июнь, с. 783-789.
- " - 1909, декабрь, с. 17.
- " - 1911, март, с. 322-345.
- " - 1911, апрель, с. 20 (отчет).
- " - 1911, июль-август, с. 238, 239, 3-97.
- " - 1911, декабрь, с. 18 (отчет).
- " - 1912, октябрь, с. 255.
- " - 1912, декабрь, с. 47 (отчет).
- " - 1913, апрель, с. 150, 166, 167, 168, 177.
- " - 1914, июль-август, с. 77 (отчет).
- " - 1915, июль-август, с. 1.
- " - 1915, сентябрь, с. 106.
- " - 1916, январь, с. 17 (отчет).
"ЖМП" 1931, № 5, с. 5.
"Сибирс. Церк." 1922, № 2, с. 5.
"Изв. Каз. Еп." 1913, № 23-24, с. 724.
ФПС , № 89, с. 4.
ФПС , № 2.
ФПС , с. 3.
ФПС , № 65.
ФАМ , № 81, с. 7.
"Именной список ректор. и инспектор. д. а. и семинар. 1917 год", с. 27.
Заметки и дополнения Е. М. № 65.
М. Польский Новые мученики 11, 129, 319.
Регельсон 346, 390, 527.
А. Левитин — В. Шавров, очерки по истории 11, 215.
Осипова.

 
Должности и места служения

член Собора
Собор Поместный 1917-1918 гг.

1917 г. 20 век   —  
1918 г. 20 век
  
  

настоятель
Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (ставропигиальный) (женский)

1920 г. 20 век   —  
1920 г. 20 век
  
  

Алатырское викариатство

26.01/08.02. 1920 г. 20 век   —  
07. 1923 г. 20 век
  
  

Санкт-Петербургская епархия

07. 1923 г. 20 век   —  
07 (?). 1923 г. 20 век
   в/у
  

Иркутская епархия

1924 г. 20 век   —  
1925 г. 20 век
  
  

Владимирская епархия

31.07/13.08. 1930 г. 20 век   —  
25.04/08.05. 1931 г. 20 век
   в/у
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–