|
Афанасий (Протопопов)
|
Ф.И.О.: Протопопов Александр Федорович |
|
|
Сан:
архиепископ
|
Место:
рождения: г. Любим, Ярославской губ.
погребения: Тобольский Софийский собор
|
Дата рождения:
1783 г.
18 век
|
Дата пострига:
1814 г.
19 век
|
Дата хиротонии:
29.07.
1823 г.
19 век
|
Дата смерти:
21.09.
1841 или 1842
19 век
|
Церковная принадлежность
|
Образование
|
Биография
Афанасий (Протопопов Александр Федорович), архиеп. Тобольский и Сибирский.
Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника.
В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем.
В 1809 году поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра.
В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором С.-Петербургской духовной академии.
С 18 марта 1816 года — ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря.
28 июля 1817 года переведен ректором Тверской семинарии и настоятелем Калязинского [Троицкого] монастыря.
29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.
С 13 октября 1826 года — епископ Нижегородский.
С 24 января 1832 года — архиепископ Тобольский и Сибирский.
Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС, с. 373 — 21 сентября 1841 года).
Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиеп. Амвросием II. [Рождественским-Вещезеровым, но он нигде в тексте не назывался II ]
С юных лет преосв. Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество.
Имея прекрасное образование, преосв. Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанником и возбуждать у них ревность к занятиям.
Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским.
Его познания в области Св. Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосв. Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения. Рассеять их преосвященному помог декабрист М.А. Фонвизин, прямая, твердая вера которого раскрыла архиепископу ложь философских взглядов относительно Божества. Преосвященный до конца жизни был благодарен Фонвизину, уничтожившему мрак лживой философии и укрепившему его в основах Божественных истин.
Архиеп. Афанасий заботился о просвещении духовенства своей епархии. От священнослужителей он требовал благоговейного усердия в выполнении своих обязанностей. Строго преследовал корыстолюбие, нетрезвость, ссоры. Суд его в епархиальных делах был беспристрастен и справедлив.
Паству свою преосв. Афанасий воспитывал в духе благочестия и твердой веры, искореняя пороки и суеверные обычаи.
Много уделял он внимания семинарии, устройству библиотек, которые обогащал своими пожертвованиями.
Преосвященный возглавил миссионерскую деятельность в епархии. В 1836 году Тобольский Кондинский монастырь был обращен в миссионерский с учреждением при нем училища для инородческих детей. Под его руководством тобольские и пермские миссионеры обратили к православию несколько тысяч человек.
Преосв. Афанасий отличался любовью к храмозданию. Он употреблял все средства на строительство церквей. В Нижегородской епархии им построен Спасо-Преображенский собор; в Тобольске перестроены Крестовая церковь и архиерейский дом.
Богослужения архиеп. Афанасия отличались торжественностью и величественностью и вызывали у молящихся чувство благоговения.
Преосв. Афанасий занимался и литературной деятельностью, но печататься не любил, и некоторые его проповеди вышли в свет без его ведома.
Труды:
Опыты упражнений воспитанников 2-го класса С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1817.
Слово при избрании судей петербургским дворянством. // Христианское чтение. 1829.
Слово в день Преображения Господня (в рукописи).
Записки по каноническому праву (составлены по поручению академии).
Материалы по церковным древностям.
Исправления и очищения от неологических заблуждений пер. для него из немецких обширных археологий Яна и Розенмиллера.
Экзегетич. труд: "Толкование Евангелия Иоанна", (1-14).
Описание качеств и действий Иисуса яко Христа и Сына Божия (рукопись).
Литература:
Макарий, архим. История Нижегородской иерархии, (1672-1850). СПб., 1857. с. 228-244.
Филарет, митр. Собрание мнений и отзывов. ч. I. с. 391, прим. 2, с. 394, прим. 1, с. 441; ч. II. с. 266, прим. 2.
Родосский А. с. 25.
Венгеров. т. I. с. 25.
Булгаков. с. 1403, 1406, 1415.
Толстой Ю. № 247.
Строев. стб. 10, 295, 319, 451, 607.
Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. с. 367.
Обзор русской духовной литературы. с. 457.
Энциклопедический словарь, изд. рус. учен. и литерат. т. V.
Труды КДА. 1888. окт. с. 131.
Письма Иннокентия митр. Московского и Коломенского. СПб., 1897. кн. 1. с. 17.
Москвитянин. 1843. № 11. с. 144-160.
Странник. 1867. № 1-2. с. 82.
Русская старина. 1881. июль. с. 485.
Исторический вестник. 1888. май. с. 403.
Русский архив. 1899. кн. 2. № 6. с. 212 п/с. 1.
-"- -"- 1904. кн. 1. № 2. с. 241 п/с.
-"- -"- 1881. нояб. с. 389.
Юбилейный сборник. с. 281.
ЖПБ. т. I. с. 85.
БЭС. т. II. с. 2168, 1634.
БЭЛ. т. X. с. 619.
БЭЮ. т. II. с. 343.
ЭС. т. I, доп. с. 189.
РБС. т. II. с. 373.
Н.Д. с. 17, 54, 58.
|
Должности и места служения
Сан
епископ
|
29.07.
1823 г.
19 век
—
24.01.
1832 г.
19 век
|
|
|
архиепископ
|
24.01.
1832 г.
19 век
—
21.09.
|
|
|
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|