link19221 link19222 link19223 link19224 link19225 link19226 link19227 link19228 link19229 link19230 link19231 link19232 link19233 link19234 link19235 link19236 link19237 link19238 link19239 link19240 link19241 link19242 link19243 link19244 link19245 link19246 link19247 link19248 link19249 link19250 link19251 link19252 link19253 link19254 link19255 link19256 link19257 link19258 link19259 link19260 link19261 link19262 link19263 link19264 link19265 link19266 link19267 link19268 link19269 link19270 link19271 link19272 link19273 link19274 link19275 link19276 link19277 link19278 link19279 link19280 link19281 link19282 link19283 link19284 link19285 link19286 link19287 link19288 link19289 link19290 link19291 link19292 link19293 link19294 link19295 link19296 link19297 link19298 link19299 link19300 link19301 link19302 link19303 link19304 link19305 link19306 link19307 link19308 link19309 link19310 link19311 link19312 link19313 link19314 link19315 link19316 link19317 link19318 link19319 link19320 link19321 link19322 link19323 link19324 link19325 link19326 link19327 link19328 link19329 link19330 link19331 link19332 link19333 link19334 link19335 link19336 link19337 link19338 link19339 link19340 link19341 link19342 link19343 link19344 link19345 link19346 link19347 link19348 link19349 link19350 link19351 link19352 link19353 link19354 link19355 link19356 link19357 link19358 link19359 link19360 link19361 link19362 link19363 link19364 link19365 link19366 link19367 link19368 link19369

Архиереи



Гурий (Буртасовский)

  
Ф.И.О.:  Буртасовский Сергей
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Гурий (Буртасовский Сергей), епископ Симбирский и Сызранский.
Родился в 1845 году 30 июня в семье диакона г. Казани.
В 1868 году по окончании духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию.
16 марта 1871 года пострижен в монашество, будучи студентом академии.
4 июня 1872 года рукоположен в сан иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия 16 июня того же года назначен на должность преподавателя иркутской духовной семинарии.
23 ноября 1877 года переведен на должность смотрителя Иркутского духовного училища.
14 января 1879 года возведен в сан архимандрита.
12 сентября 1880 года назначен начальником Иркутской духовной Миссии и настоятелем Ниловой пустыни.
30 декабря этого же года, как опытный в духовно-просветительской деятельности, переводится на должность и.о. ректора Благовещенской духовной семинарии.
С 8 февраля 1885 г. — ректор той же семинарии.
22 июля 1885 года хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. На этой кафедре он пробыл до 1892 года, когда получил назначение на кафедру епископа Самарского и Ставропольского.
Характеристика и критика работы Преосв. Гурия на Дальневосточной кафедре дана в письмах Н.И. Ильминского к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву, печатавшихся в журнале "Православный собеседник" за 1897 год. Он пишет, что проводя на Дальнем Востоке большую миссионерскую работу среди местного населения Преосв. Гурий находил неудовлетворительными существующие миссионерские школы при станах и вместо них предлагал устроить одну общую школу для детей вообще всех национальностей с пансионом 50 человек, при двухгодичном курсе по программе школ церковно-приходских. Она должна быть устроена в Хабаровске и состоять под покровительством гражданского начальства, которое примет на себя заботу доставлять в нее детей. Приходится удивляться, как Преосв. Гурий, обучавшийся в Казанской духовной академии, тогда когда уже вполне устроилась и развилась Казанская крещено-татарская школа, процветало братство св. Гурия, выяснились и определились основы и способы инородческого просвещения и устройства миссионерских школ, мог придумать меры и способы далеко не согласные с Казанскими, уже на опыте оправдавшимися порядками. Его мысль собрать детей разноплеменных в одну центральную школу, по-видимому, без всякой подготовки, на двухлетний курс, не имеет практической целесообразности и основательности. Одного уже этого принудительного или вернее насильственного разлучения на долгое время детей с их родными и родиной достаточно, чтобы возбудить общее неудовольствие против этой школы со стороны детей и всего инородческого населения, а это в самом начале подорвет просветительское действие задуманной школы.
В инородческих миссионерских школах непременным условием поставляется употребление родного языка в учебниках, в преподавании и в богослужении. В Хабаровской школе едва ли будет дано место родным языкам всех ее питомцев. Далее, при школе должна быть церковь, чтобы дети имели возможность практически обучаться в церковному чтению и пению на своем родном языке, а как же получится в данном случае. Так как сразу читать и петь на трех языках невозможно, то придется, очевидно, переключаться на русский язык.
Таким образом, можно сказать, что самая основная черта миссионерского и инороднического воспитательного взгляда Преосв. Гурия, по мнению Н.И. Ильминского, неправильна. Он слишком много значения придает бытовому улучшению и цивилизации.
На кафедре еп. Камчатского Гурий зарекомендовал себя выдающимся духовным администратором.
24 октября 1892 года еп. Гурий получил в управление кафедру Самарской епархии, на которую падает большая часть его служения. Он прослужил на этой кафедре 12 лет. Служба в Сибири, в частности, настоятелем миссии подготовила из него ревностного миссионера среди старообрядцев и особенно инородцев. И тех других было значительное количество среди населения Самарской епархии. Проходя в сей епархии свое служение, еп. Гурий, глубоко религиозный и ревностный миссионер, главное свое внимание и заботы направил именно на развитие миссионерского дела и на увеличение и улучшение церковных школ, как представляющие большое подспорье для целей миссии. прежде всего он ввел употребление инородческих наречий за богослужением в тех приходах, где были инородцы. Поэтому еп. Гурий говорил про себя, "что только при мне начали доходить в св. храмах за богослужением глаголы живота вечного на их родных языках". Он ввел в Самарской епархии должности епархиального и окружных миссионеров. К участию в миссионерской деятельности были привлечены и приходские иереи. Правильно и умело организованная деятельность самарских миссионеров принесла пользу, и раскол значительно ослаб. Это одна из важнейших заслуг Преосв. Гурия. Он придавал большое значение в миссионерском отношении единоверию и первый из самарских епископов стал служить в единоверческих храмах, строго соблюдая уставы и обычая единоверия. Немало заботился он и о богоустроении духовно-учебных заведений в епархии. Для развития эстетических наклонностям воспитанников было введено преподавание рисования и поощрялось преподавание музыки и пения. Для обогащения их полезными знаниями введено было преподавание медицины.
Много забот и сердечного участия оказано было женскому епархиальному училищу. Немало было им положено труда и на борьбу с расколом, который в Самарской епархии был силен своими руководителями.
Во внимание ко всем его миссионерским трудам он в 1902 году был избран почетным членом Казанской духовной академии.
23 апреля 1904 года был назначен епископом Симбирским и Сызранским. На новой кафедре ему пришлось недолго проходить свое служение и здесь он старался проводить в жизнь те же начала, которыми руководствовался в Самарской епархии.
Скончался от сердечных переживаний 5 января 1907 года на 60-ом году от рождения.
Среди старожилов духовенства Симбирской, ныне Ульяновской епархии до сих пор остается осадок горечи от его сумасбродного, вспыльчивого и неуравновешенного характера. Случались вспышки гнева, кончавшиеся мордобитием и личными оскорблениями. Обычно, в конце службы он постепенно "отходил", сознавал свою ошибку, в легкой форме просил прощения у оскорбленного и совал ему в руку 25-ти рублевую бумажку. Одни не принимали такую щедрость, а другие, прощая своего епископа, не стеснялись воспользоваться подаянием владыки. До сего времени сохранились некоторые стишки про епископа Гурина, их обычно духовенство пело, когда узнавало о выезде своего владыки из Симбирска по епархии: "Идет пароход Меркурий, едет на нем Гурий с бурей".

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ ЕПИСКОПЕ ГУРИИ ПРОТ. Г. ЛОГИНОВА
Святитель Гурий был среднего роста, имел хорошие длинные волосы — белые как снег, прекрасный голос (первый тенор). Служение его в храме приводило людей в восхищение. Каждую неделю епископ совершал три обязательных архиерейских служения: в воскресенье литургию, вечером молебное пение святителям — Гурию, Варсонофию и Герману Казанским чудотворцам; в среду литургию с акафистом Успению Божией Матери и в пятницу литургию с акафистом Страстям Христовым. Читая на этой службе положенное Евангелие, он сам плакал вместе с ним и народ. Это был усердный ревностный молитвенник. Ежедневно выслушивал в своей Крестовой церкви Божественную литургию, во время которой в начале часов подходил к жертвеннику, становился на колени и молился о живых и умерших. В это время один из иеромонахов вынимал из служебных просфор частицы за живых и умерших.
В домашнем быту молитва, чтение псалмов наизусть составляли для него отраду и наслаждение. Спать ложился он после совершения полунощницы. Утром в шесть часов он уже совершал утреннюю молитву и всегда вслух, но в полголоса. Церковное пение любил плавное, тихое без всяких выпадов. Чтецов добро настроенных и благоговейных особенно уважал. Церковное пение любил скромное, особенно знаменитого распева. Очень любил певцов с хорошими голосами, которых щедро награждал из своих средств.
Был такой случай. В духовном училище обучались два бедных крестьянских мальчика, певцы архиерейского хора, они же исполатчики и он был так к ним внимателен, что платил за них взносы за обучение, одевал, обувал их за свой счет, да и вообще он очень любил детей, разговаривать с ними для него было удовольствием.
Характер владыки был живой, пылкий, но сердце было до крайности доброе и милостивое, если ему приходилось кого-нибудь из духовенства наказывать для вразумления, то он, сознавая, что наказан за дело, все же нечто имеет на него, через два-три месяца вызывал его к себе и любовью все покрывал. Частое посещение приходов своей епархии, давало возможность видеть персональные труды каждого из членов причта, за которые он награждал их по заслугам.
Получаемые средства распределял между братией монастырской, в то же время не забывая помогать рабочим, крестьянам, вдовам и сирым.
Монашествующее духовенство архиерейского дома, послушники, конюхи, повара, истопники и прочие рабочие имели обычай в дни их именин, подносить владыке просфоры, вынутые за их здоровье. За это каждый из них получал от владыки благословение с собственноручной подписью икону "Албазинской Божией Матери", написанную на кипарисном дереве. Образ помещался в коробочку, на дно коробочки вкладывалось печатное сказание о явлении образа и денежная купюра разного достоинства.
Ко дню смерти у владыки никаких средств не осталось.

Труды:
Слово, произнесенное в Самарском кафедральном соборе 22 ноября 1892 года.
"Самар. ЕВ" 1892, № 23, с. 1070.
Слово в день перенесения мощей св. Гурия Казанского.
"Самар. ЕВ" 1895, № 14, с. 563-567.
"На память моим воспитанницам".
"Самар. ЕВ" 1897, № 22, с. 949.
"Руководственные указания миссионерам".
"Прав. Благов." 1899, № 17.
"Архипастырское вразумление хлыстовских лжеучителей". Отдельный оттиск № 2.
"Самар. ЕВ" 1899, с. 1-4.

Литература:
"ЦВ" 1892, № 44, с. 436.
- " - 1904, № 18-19, с. 177.
"Приб. к "ЦВ" 1896, № 35, с. 1274.
- " - 1900, № 52, с. 2181.
- " - 1904, № 18-19, с. 690-691.
- " - 1907, № 2, с. 69-71.
"Русс. Палом." 1904, № 21, с. 363.
"Прав. Собес." 1897, март, с. 184.
- " - 1897, октябрь, с. 353-355.
- " - 1898, май, с. 513.
- " - 1899, январь, с. 7.
- " - 1899, апрель, с. 11-12.
- " - 1904, декабрь, с. 1157.
- " - 1905, июль-август, с. 10, 12.
- " - 1908, январь, с. 8, 9 (отчет).
"Церк. Вестн." 1891, № 24, с. 381.
"Мисс. Обозр." 1901, № 4, с. 588 (с фоторгр.).
"Самар. ЕВ" 1892, № 22, 23.
- " - 1893, № 1, 2, 4, 19, 21, 23, 24.
- " - 1895, № 2, 5, 12, 20, 24.
- " - 1897, № 1, 4, 5, 13, 18, 20, 21, 23, 24.
- " - 1898, № 11, 16, 17, 18, 20, 23.
- " - 1900, № 2, 5, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23.
- " - 1901, № 2, 20, 22, 23.
- " - 1903, № 4, 5.
- " - 1908, № 13, с. 547.
"Симб. ЕВ" 1905, № 1, 5, 9, 12, 13.
"Изв. Каз. Еп." 1885, № 12.
- " - 1887, № 18, 22.
- " - 1903, № 16.
- " - 1908, № 6 (некролог).
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на
1894 г., с. 70;
1903 г., с. 94;
1905 г., с. 88;
1906 г., с. 86;
1907 г., с. 98.
"Списки архиерев Иерархии Всерос."
СПб, 1896, № 491, с. 72-74.
Денисов, с. 739.
Булгаков, с. 1395, 1411, 1412.
БЭЛ т. VIII, стб. 233.
БЭС т. II, стб. 1993, 2055.

 
Должности и места служения

начальник
Русская духовная миссия в Иркутске

1880 г. 19 век   —  
1885 г. 19 век
  
  

Петропавловская епархия

22.07/03.08. 1885 г. 19 век   —  
24.10/05.11. 1892 г. 19 век
  
  

Симбирская епархия

23.04/06.05. 1904 г. 20 век   —  
05/18.01. 1907 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–